8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1000 ₽
Вопрос решен

Внезапно обнаружилась задолженность в налоговую аж с 2008 года

В текущем году подключили систему для электронной отправки отчетности в налоговую. В августе получаем в системе извещение и требование об уплате штрафа за несдачу отчетности. Помимо штрафа там в поле "Справочно" присутствует задолженность 60000 р, из них 20000 р по налогам (сборам). Для нас такая задолженность была огромной неожиданностью.

Сходили в налоговую, там дали список с налогами и суммами "Состояние расчетов". Выяснилось, что 20000 долг по налогам, а 40000 пени по ним. Самая большая часть суммы это "Налог с продаж". Но там была еще куча налогов по мелочи (старых и давно отмененных).

Возникают вопросы, каким путем можно избавиться от этих выдуманных задолженностей:

1) Налог с продаж отменили еще в 2004 году. Имеет ли право налоговая требовать уплаты налога через 12 лет? Ведь мы даже не обязаны хранить документы за такой срок.

2) Мы все оплачивали ровно и в нужный срок, никаких долгов быть не должно. На это у налоговой есть ответ, что у них в базе долг висит на состояние 01.01.2008, всего что было раньше в базе нет (что-то говорили, что это старый налог с 6-ти значным кбк, а в базе только с 20 значными). Соответственно, если даже мы принесем все документы и они еще не полностью выцвели, ничего сверить нельзя, так как у налоговой уже нет данных. По словам налоговика единственый выход для нас - платить! Налоговая нарушает свою прямую обязанность, информирование о налогах, законно ли это?

3) Мы перешли на УСНО году в 2007, и тогда никто не известил нас о долгах. За все время мы не получили ни одного письма из налоговой с требованием! О существовании задолженности мы узнали по сути случайно, подключив систему электронного оборота. В 2015 году с нас списали такой же штраф за несдачу отчетности прямо со счета, опять же не было каких-либо писем-уведомлений. Никаких доказательств, что они нас извещали быть не может, сверка давно отменена. Есть ли какая-то норма, что в случае отсутствия законных требований от налоговой (т.е. опять отсутствие выполнения ею своей прямой функции), долги можно отменить?

Территориально Москва, ифнс 43.

Показать полностью
, Геннадий, г. Москва
Светлана Аникеева
Светлана Аникеева
Юрист

Добрый день!

Общий срок, в течение которого возможно взыскание налоговой задолженности, состоит из совокупности сроков:- срока направления требования об уплате налога, пеней, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ);- срока добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ);- срока обращения инспекции в суд, который зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием направления налоговым/таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1 ст. 45 НК РФ).
По общему правилу, требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ)
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ч. 2 ст. 70 НК РФ).
По истечении срока, указанного в требовании, а таковой срок равен 8 дням с даты его получения (срок может иметь большую продолжительность), налоговый орган должен принять решение о взыскании.
В том случае, если налоговый орган обращает взыскание на счета налогоплательщика, решение должно быть принято после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 7 стати 46 Налогового кодекса РФ, налоговый орган имеет право произвести взыскание за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании в данном случае должно быть вынесено налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Решения о взыскании, вынесенные по истечении вышеперечисленных сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат.

При принятии решении о взыскании на счета налогоплательщика, налоговый орган может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если решение было принято о взыскании за счет имущества налогоплательщика, срок для обращения в суд равен 2 годам со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта, с соответствующим решением руководителя налогового органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа»).
Также необходимо отметить, что до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационной базы ФНС России.

Источник www.yurist-online.net/question/40823

Я так понимаю, что сроки Ваша налоговая все таки нарушила, поэтому данная задолженность все же должна быть признана безнадежной. Однако обратите внимание, что из базы ее не уберут в любом случае. Просто не смогут взыскать принудительно

1
0
1
0
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

здравствуйте. У вас все сроки давно прошли. Ст 46нк указала коллега. Добавлю что по ст 113 нк срок давно для ответственности составляет 3 года. То есть даже пени и иные штрафы после этого срока у фнс не получиться взыскать через суд. Обращались к ним письменно с такими вопросами?

0
0
0
0
Геннадий
Геннадий
Клиент, г. Москва

Только узнали, не обращались.

Т.е. списать никак вообще нельзя, или чтобы задолженность убрать нам надо подавать в суд на налоговую о списании, или требовать их чтобы подали?
Геннадий

Только судиться- сами налоговики чесаться не будут им это не надо

ст 46 нк — про сроки

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Факт задолженности не нравится, неизвестно на что он может повлиять.
Геннадий

На самом деле — формально ни на что. Работаете спокойно. Но вот может быть при участии в гос закупках если вам это интересно — как пример- это разобрано вот тут

pravoved.ru/question/1093713/

суть в том что в конкурсах сейчас в гос закупках часто требуют справки о том что задолженности нет. Если же в гос закупках вы не участвуете- вам это безразлично

есть практика в вашу пользу но довольно старая, при этом все таки везде речь как раз о п.2.4. того письма фнс что привел выше коллега — то есть это вопрос доказывания именно невозможности взыскания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2012 г. N А78-8254/2011

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года по делу N А78-8254/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции — Литвинцев А.Б.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Басаев Д.В.)

установил:

Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах общества с ограниченной ответственностью «СПК», ОГРН 1028002320774, ИНН 8001038153, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Б.Ринчино, 105 (далее — ООО «СПК», общество) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю, ОГРН 1048080011957, ИНН 8001009770, место нахождения: Забайкальский край, пгт. Агинское, ул. Комсомольская, 24 (далее — инспекция, налоговый орган), выразившегося в непринятии решения о признании безнадежными к взысканию и списании с ООО «СПК» недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам по требованиям N 543 от 08.08.2003 в отношении задолженности по налогам в сумме 98 270 503 рубля 94 копейки, N 585 от 18.08.2003 по налоговой задолженности в сумме 14 949 655 рублей 5 копеек и пеням в сумме 61 214 732 рубля 14 копеек, и обязании налогового органа принять решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам с ООО «СПК» по требованиям N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003 в указанных суммах.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Забайкальского края отказался от заявленных требований.
ООО «СПК» в порядке части 4 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило о рассмотрении дела по существу, подав самостоятельное заявление, уточнив правовое обоснование заявленных требований и став заявителем по делу, просило признать незаконным бездействие инспекции, выразившееся в непринятии решения о списании с ООО «СПК» недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам по требованиям N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003 в указанных выше суммах, и обязании инспекции принять решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам с ООО «СПК» по требованиям N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003 в заявленных суммах.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты по делам N А78-4025/2003, N А78-4028/2003 не являются судебными актами, на основании которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки в соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом судами неправильно определен срок, с которого необходимо исчислять обязанность налогового органа по принятию решения в рамках статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Нормы налогового законодательства (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации) сформулированы таким образом, что сам по себе пропуск срока не является препятствием для обращения в суд за взысканием обязательных платежей, рассматриваемой статьей предусмотрена возможность подачи искового заявления с ходатайством о восстановлении срока, что и было сделано в рамках дела N А78-6356/2011, по рассмотрении которого решение суда вступило в законную силу только 17.01.2012, следовательно, с указанного срока подлежат применению нормы статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды произвели действия по обязанию налогового органа произвести списание недоимки по требованиям N 543 и 585, при этом не учли меньший размер числящейся за налогоплательщиком недоимки на момент вынесения судебных актов.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.08.2003 и 18.08.2003 Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам N 1 по Агинскому Бурятскому автономному округу (правопреемник — Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю) в отношении ООО «СПК» были выставлены требования об уплате налогов и других обязательных платежей N 543 и N 585, которыми предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 98 270 503 рубля 94 копейки (требование N 543), недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 14 949 655 рублей 5 копеек и пеням в сумме 61 214 732 рубля 14 копеек (требование N 585).
Указанные требования обществом были оспорены в Арбитражном суде Читинской области.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 18 сентября 2003 года по делу N А78-4028/2003 по заявлению общества были приняты обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по требованию от 08.08.2003 N 543.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 18 сентября 2003 года по делу N А78-4025/2003 по заявлению общества были приняты обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по требованию от 18.08.2003 N 585.
Решениями Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003 от 1 июня 2004 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано, обеспечительные меры не были отменены.
Инспекция 18.06.2010 обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с ходатайством об отмене указанных обеспечительных мер.
Определениями Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2010 года, оставленными без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2010 года, по вышеназванным делам ходатайства инспекции удовлетворены.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2010 года принятые судебные акты отменены, вопрос об отмене обеспечительных мер направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении определениями Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2010 года в удовлетворении ходатайств инспекции об отмене обеспечительных мер отказано.
Постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2011 года определения суда отменены, приняты новые судебные акты об отмене обеспечительных мер.
Постановлениями Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2011 года по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003 постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2011 года по указанным делам Арбитражного суда Забайкальского края отменены, оставлены в силе определения Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2010 года.
Налоговый орган в августе 2011 года обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества недоимки,предложенной к уплате требованиями N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003, в удовлетворении которого отказано решением Арбитражного суда Забайкальского края от 20.09.2011 по делу N А78-6356/2011, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012.
30 августа 2011 года ООО «СПК» обратилось в Прокуратуру Забайкальского края с жалобой на противоправные действия должностных лиц налоговых органов Забайкальского края, в том числе в связи с бездействием по списанию вышеуказанной задолженности общества.
По результатам рассмотрения жалобы Прокуратура Забайкальского края 10 октября 2011 года обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с вышеназванным заявлением в интересах общества. Определением суда от 22 ноября 2011 года по делу N А78-8254/2011 судом принят отказ прокурора от иска, рассмотрение дела по требованию общества продолжено по существу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно постановлениям Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2011 года по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003, налоговый орган утратил возможность взыскания с общества недоимки по налогу на добавленную стоимость и пеням, предложенной к уплате в требованиях N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003, в связи с истечением установленного срока их взыскания, как в принудительном порядке, так и на обращение в суд за их взысканием.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (далее — Порядок), названный Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В пункте 4 приложения N 2 Приказа от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ установлен перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, необходимых в случае наличия основания, предусмотренного пунктом 2.4 Порядка:
— копия судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;
— справка налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Проанализировав с учетом положений данного Порядка судебные акты кассационной инстанции по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003, суды сделали вывод о том, что в мотивировочной части постановлений суда кассационной инстанции по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003 содержится соответствующий вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Довод инспекции о том, что пропуск срока взыскания задолженности не является препятствием для обращения в суд за взысканием обязательных платежей, суд кассационной инстанции отклоняет как несостоятельный, так как по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003 инспекции было отказано в отмене обеспечительных мер по приостановлению взыскания по требованиям N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003, следовательно, инспекцией была утрачена возможность для взыскания задолженности по этим требованиям.
При таких обстоятельствах оснований для переоценки изложенных выводов судов суд кассационной инстанции не усматривает.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что судом апелляционной инстанции приняты во внимание:
— решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20.09.2011 по делу N А78-6356/2011, оставленное без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012, об отказе инспекции в восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с общества недоимки;
— решение Арбитражного суда Забайкальского края от 20.06.2011 по делу N А78-226/2010, оставленное без изменения постановлениями Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 и Федерального арбитражного суд Восточно-Сибирского округа от 18.10.2011, о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, выставленных на расчетный счет общества на основании требований N 543 от 08.08.2003 и N 585 от 18.08.2003.
Таким образом, вывод судов о том, что налоговый орган после принятия постановлений суда кассационной инстанции от 05.05.2011 по делам по делам N А78-4028/2003 и N А78-4025/2003, решения суда по делу N А78-5226/2010 от 20.06.2011, располагал информацией о наличии оснований для принятия решений о признании безнадежными к взысканию недоимки по налогу на добавленную стоимость и задолженности по пеням, содержащейся в требовании N 543 от 08.08.2003 и требовании N 585 от 18.08.2003, и ее списании, — является правильным.
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 — 2.5 Порядка принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что налоговый орган оформляет, в частности справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктом 5 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Таким образом, как правильно указали суды, из содержания вышеприведенных норм права следует, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, принимается налоговым органом без обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением, а исключительно на основании документов, подтверждающих утрату им возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, в данном случае судебного акта.
Учитывая, что данные действия в нарушение положений статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, инспекцией не совершены, что влечет нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды обоснованно признали оспариваемое обществом бездействие инспекции незаконным.
Довод инспекции о том, что суды произвели действия по обязанию налогового органа произвести списание недоимки по требованиям N 543 и 585 и при этом не учли меньший размер числящейся за налогоплательщиком недоимки на момент вынесения судебных актов, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен на том основании, что Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате подлежащего взысканию налога, не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или неотражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 декабря 2011 года по делу N А78-8254/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
Н.М.ЮДИНА

1
0
1
0
Тимур Унароков
Тимур Унароков
Юрист, г. Москва
Эксперт

Здравствуйте, Геннадий!
Даже если налоговая сейчас попытается взыскивать с вас эту недоимку по налогу, то такое требование можно будет элементарно обжаловать на основании нарушения сроков по ст.46 НК РФ.

И в налоговой это прекрасно знают. Поэтому они настаивают, что вы должны всю недоимку уплатить сами. Так сказать, добровольном порядке.

Думаю, в данной ситуации самое разумное решение — не делать ничего. Из базы с вашего лицевого счета все равно ничего не спишут. Здесь налоговая руководствуется очень консервативными правилами, по которому списывают только задолженность, по которой уже было судебное разбирательство, признанное безнадежным к взысканию, либо в результате ликвидации организации. Поэтому данная задолженность будет продолжать висеть на вашем лицевом счете. И налоговая с ней ничего не будет делать — ни списывать, ни требовать уплатить.

Точнее требовать уплатить будут — но только устно...

0
0
0
0
Геннадий
Геннадий
Клиент, г. Москва

Т.е. списать никак вообще нельзя, или чтобы задолженность убрать нам надо подавать в суд на налоговую о списании, или требовать их чтобы подали?

Факт задолженности не нравится, неизвестно на что он может повлиять.

Т.е. списать никак вообще нельзя, или чтобы задолженность убрать нам надо подавать в суд на налоговую о списании, или требовать их чтобы подали?
Геннадий

Существует Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

В нем установлен перечень случаев, в которых налоговики списывают задолженность:

2. Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае:
2.1. ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
2.2. признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2010, N 31, ст. 4188) — в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.3. смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
2.4. принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам;
2.5. наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы;
2.6. вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2015, N 10, ст. 1427), если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:
ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве:
судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Вы не подходите под данный перечень. Даже по п.2.4, так как налоговая не начинала против вас процедуру взыскания.

Так что остается судится. Но здесь судебная практика совсем неоднозначна. Вот, выдержка из статьи, которая хорошо описывает подход судов к этому вопросу:

«Информационный бюллетень „Экспресс-бухгалтерия“, 2013, N 17
Итак, налогоплательщику необходимо добиться принятия судом решения, в котором бы указывалось на утрату налоговиками возможности взыскания задолженности перед бюджетом. Проблема в данном случае заключается в том, что, если обратиться к арбитрам с заявлением о признании задолженности безнадежной к взысканию в связи с пропуском инспекторами сроков взыскания, суд, скорее всего, в его удовлетворении откажет. Так, в свое время на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ был размещен проект постановления Пленума ВАС РФ, в котором заявление в суд „о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной“ признается допустимым. Однако на сегодняшний день данный проект так и остается проектом, а арбитражная практика исходит из того, что суд не вправе по своей инициативе списывать долги налогоплательщика. Это компетенция исключительно налоговых органов (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04, Постановления Семнадцатого ААС от 13 мая 2011 г. N 17АП-2292/2011-АК, Десятого ААС от 29 сентября 2011 г. по делу N А41-1866/11, Девятого ААС от 20 июня 2011 г. N 09АП-12553/2011-АК).
Аналогичным образом заявление о непосредственно установлении факта утраты инспекцией возможности взыскания недоимки к цели, скорее всего, не приведет. К примеру, представители ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18 июля 2011 г. N А58-136/11 пришли к выводу, что в таком случае заявитель пытается установить не наличие юридического факта, а прекращение действий налоговой инспекции по взысканию спорной задолженности в связи с истечением установленного срока для ее взыскания. Между тем факт исполнения обязанности одной из сторон правоотношения (в данном случае — налогоплательщика по уплате налога) не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.
Не даст результата и заявление о признании незаконным бездействия инспекции, которое выразилось в неисключении из карточки лицевого счета налогоплательщика просроченной недоимки. Дело в том, что таковые являются документами лишь внутриведомственного учета, а значит, содержащиеся в них сведения сами по себе прав и законных интересов налогоплательщика нарушать не могут (Постановление Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16507/04).
0
0
0
0
Вера Гришина
Вера Гришина
Юридическая компания "ООО Центр разрешения споров "Диалог"", г. Москва

Добрый вечер, Геннадий. На мой взгляд, вопрос о налоговой задолженности не стоит оставлять в подвешенном состоянии, хотя бы просто из соображений поддержания достоверности информации, находящейся в официальной системе. Я думаю, что Вам следует направить в налоговую обращение с просьбой дать Вам разъяснения по каждой из указанных задолженностей, соответственно, аргументируя и подтверждая документально основания, по которым такая задолженность отсутствует. В числе аргументов, соответственно, и сроки для предъявления требований со стороны налогового органа, и подтверждения об оплате, когда налоги были уплачены и иное, что конкретно относится к предъявленной Вам для оплате задолженности. В итоге, на письменный запрос налоговый орган не может Вам не ответить. Однозначно могу сказать, что с налоговыми органами в результате переписки во внесудебном порядке неоднократно разрешались вопросы, в тех случаях, когда налоговая принимала аргументы, как обоснованные и перспектива судебного спора им была очевидна. Таким образом, считаю, что в Вашем случае нужно начать с аргументированного и подробного запроса о разъяснении в налоговый орган.

0
0
0
0
Роман Артемьев
Роман Артемьев
Юрист, г. Москва
рейтинг 7.1
Есть ли какая-то норма, что в случае отсутствия законных требований от налоговой (т.е. опять отсутствие выполнения ею своей прямой функции), долги можно отменить?
Геннадий

Добрый день, Геннадий!

Да, такая норма об «отмене долга» имеется. Это статья 59 Налогового кодекса.

В ней указано, что безнадежная задолженности по налогам, т.е. задолженность, которую налоговый орган никак не сможет взыскать с налогоплательщика, может быть списана.

Для этого требуется наличие судебного акта (судебного решения), в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп.4 п.1 ст.59 НК РФ).

Сама инспекция в суд обращаться не будет. Поэтому вам самим придется обратиться в суд с иском о признании задолженности безнадежной ко взысканию.

По данному вопросу складывалась противоречивая судебную практика: одни суды вставали на сторону налогоплательщика и списывали задолженность, другие — на сторону налоговой и отказывали, но, к счастью, в 2013 году Высший арбитражный суд в Постановлении Пленума от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»подтвердил возможность предъявления такого иска.

В п.9 этого Постановления указано:

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

Так что для списания задолженности у вас единственный выход — обратиться в арб.суд с иском о признании недоимки безнадежной и обязанности по ее уплате безнадежной.

Сразу после вступления решения суда в силу налоговый орган уберет сумму вашей задолженности. и она исчезнет из вашего лицевого счета.

Образец подобного иска.

С уважением, Роман.

1
0
1
0
Похожие вопросы
700 ₽
Налоговое право
Могу ли я из суммы к уплате налога вычесть страховые взносы за 2 года (2022 и 2023)
Здравствуйте. У меня ИП на УСН 6%, без сотрудников. Страховые взносы за 2022 год заплатил в 28 декабря 2023 года (с пенями конечно же, в течение года почему-то налоговая ни разу не производила взыскание). Страховые взносы за 2023 год заплатил частями в течение марта этого года (2024). Сумма доходов за прошлый год примерно 2 млн руб. Налог к уплате примерно 120т.р. Могу ли я из суммы к уплате налога вычесть страховые взносы за 2 года (2022 и 2023). Помню, раньше можно было вычитать из суммы налога только то, что было фактически уплачено в течение налогового года. Но в прошлом году произошли какие-то изменения в правилах. Мой бухгалтер говорит, что можно так сделать. Но вот решил проверить.
, вопрос №4091411, Андрей, г. Краснодар
Алименты
Здравствуйте, у мя вот задолженность по кредиту м по налогам сумма большая, ребёнок свой 11 лет летит москву, не снимут ее с рейса
Здравствуйте , у мя вот задолженность по кредиту м по налогам сумма большая , ребёнок свой 11 лет летит москву , не снимут ее с рейса . ворэт такой вопрос .
, вопрос №4091079, Валентина, г. Москва
Налоговое право
Как доказать налоговой стоимость авто в 2016 году
Здравствуйте. Помогите советом. В июле 2023 года авто инфинити QX 80 было подарено дедом внучке. В августе 2023 года внучка продает ее за 3508000.Тутже покупает другую машину .Сейчас надо подавать декларацию и ,что бы уменьшить налог надо иметь договор покупки дедом инфинити,это март 2016г. Договор утерян. Что делат?Как доказать налоговой стоимость авто в 2016 году.Спасибо .
, вопрос №4090627, Наталья, г. Тамбов
Тендеры и закупки
При приемки заказчиком обнаружилось, что несколько позиции не соответствуют ТЗ закупочной процедуры, однако контракт подписан на конкретные модели
Добрый день, прошу Вас дать разъяснения и подсказки в следующей ситуации: Я являюсь поставщиком. На основании ФЗ 223 был подписан контракт поставки продукции, в подписанной спецификации контракта мы указали конкретные марки и модели продукции. при приемки заказчиком обнаружилось, что несколько позиции не соответствуют ТЗ закупочной процедуры, однако контракт подписан на конкретные модели. вопрос: что является приоритетом, выполнение по контракту или по ТЗ закупочной процедуры. поставка была осуществлена строго по контракту.
, вопрос №4090523, Иван, г. Москва
900 ₽
Уголовное право
Могут прям в налоговую вызвать полицию если явиться?
Здравствуйте. Возникла такая ситуация : Мой родственник согласился оформить на себя фирму-однодневку за небольшое вознаграждение . Прошло примерно 14 месяцев с момента оформления . Он работает официально на работе ,сегодня ему звонили из налоговой бухгалтеру и просили в срочном порядке явится в налоговую ,говорят были мошеннические действия по фирме . Грозятся уголовным делом . Что это может быть ?И как налоговая узнала адрес работы? Что нам делать в этом случае-ходить или нет? Могут прям в налоговую вызвать полицию если явиться?
, вопрос №4089789, Ренат, г. Москва
Дата обновления страницы 01.10.2016