Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Гарантии при увольнении с военной службы
Доброе время суток. Являюсь военнослужащим, звание - подполковник. Прохожу службу в Московском регионе. 22 календарных года выслуги. Являюсь ветераном боевых действий. Планирую увольняться досрочно по п. 6 ст. 51. Нужна грамотная консультация по вопросам:
- порядок и гарантии предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим ( с учетом судебной практики) при увольнении. ДСО не использовались. По месту службы отсылают к некоей судебной практики - якобы ДСО не могут быть накопительными, а подлежат использованию в течение следующего года. Не использовано более 190 дней ДСО, период 2002 - 2009 г.;
- гарантии военнослужащих, увольняемых в запас по п.6 статьи 51 (по собственному желанию), на жилье (признан нуждающимся в жилье по соцнайму. Являюсь многодетным;
- разъяснения правоприменения п. 6 ст. 51. Порядок юридически правильного оформления рапорта на увольнение. Основные моменты, которые необходимо отразить в рапорте на увольнение.
Добрый день.Скорее всего Ваше командование ссылается на этот нормативный акт
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 8
г. Москва 29 мая 2014 г.
О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих
21. Дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
предоставляются в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» с учетом положений статей 219–221, 234
Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007
года № 1495, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а
также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени
и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение № 2 к
Положению о порядке прохождения военной службы).
Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки
(периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени)
отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения
за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период
дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом
общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом
дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может
превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту
использования отпуска и обратно.
В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено
дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным
отпуском за истекший год до истечения первого квартала следующего года,
срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на
предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за
предшествующий период, начинает исчисляться с первого дня второго квартала
следующего года.
Судам также следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 11
Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях,
которые проводятся при необходимости без ограничения общей
продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо
предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная
компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные
дополнительные сутки отдыха.
Помимо дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха, в
соответствии с пунктом 12 статьи 11 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» военнослужащим предоставляются дополнительные отпуска,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
22. В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12
января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» военнослужащим – ветеранам боевых
действий основной отпуск предоставляется в удобное для них время.
При этом согласно пунктам 5
1
и 12 статьи 11 Федерального закона «О
статусе военнослужащих» военнослужащим – ветеранам боевых действий,
указанным в Федеральном законе «О ветеранах», помимо основного отпуска,
предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток. В год
увольнения с военной службы указанный отпуск предоставляется
военнослужащему в полном объеме.
23. Исходя из содержания абзаца шестого пункта 10 статьи 11
Федерального закона «О статусе военнослужащих» отпуск по личным
обстоятельствам продолжительностью 30 суток предоставляется также
военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами
военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на
военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. При этом
отпуск по личным обстоятельствам предоставляется при общей
продолжительности военной службы таких военнослужащих 20 лет и более.
Необходимо учитывать, что, по смыслу пункта 2 статьи 10 Федерального
закона «О статусе военнослужащих», общая продолжительность военной
службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как
по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного
поступления на военную службу. Определение общей продолжительности
военной службы производится в календарном исчислении. Законодательство
Российской Федерации не предусматривает, например, возможности зачета
службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной
службы для предоставления отпуска по личным обстоятельствам.
24. В соответствии с пунктом 17 статьи 29 Положения о порядке
прохождения военной службы военнослужащим-супругам, проходящим
военную службу по контракту, основной отпуск с учетом их желания
предоставляется одновременно.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, супруги
которых находятся в отпуске по беременности и родам, основной отпуск также
предоставляется с учетом желания военнослужащих.
В случае когда один из родителей (опекун, попечитель) является
военнослужащим или когда оба родителя (опекуны, попечители) являются
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, согласно
пункту 2 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы для
ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет
таким родителям (опекунам, попечителям) предоставляются четыре
дополнительных выходных дня в месяц.
Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей
(опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами,
попечителями) между собой по их усмотрению.
Здравствуйте, Алексей.
В соответствии с приведенными коллегой позициями постановления Пленума Верховного Суда РФ при непредоставлении дополнительных суток отдыха за прошлый год Вы вправе оспорить эти действия в течение 3-х месяцев. Поэтому, если срок обжалования Вами пропущен, то Вы не сможете выиграть спор по дополнительным суткам отдыха за предыдущие годы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8(ред. от 28.06.2016)«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
21. Дополнительные сутки (дополнительное время) отдыха
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту,
предоставляются в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 11 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» с учетом положений статей 219–221, 234
Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007
года № 1495, статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, а
также с учетом требований, изложенных в Порядке учета служебного времени
и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение № 2 к
Положению о порядке прохождения военной службы).
Исходя из названных положений предусмотрены следующие сроки
(периоды) предоставления дополнительных суток (дополнительного времени)
отдыха: в другие дни недели, в период основного отпуска путем его увеличения
за счет присоединения дополнительных суток отдыха, в период
дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска. При этом
общая продолжительность ежегодного основного отпуска с учетом
дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха не может
превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту
использования отпуска и обратно.
В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено
дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным
отпуском за истекший год до истечения первого квартала следующего года,
срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на
предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за
предшествующий период, начинает исчисляться с первого дня второго квартала следующего года.
Однако, данные позиции, по моему мнению, к Вашим дополнительным отпускам не должны применяться исходя из положений законодательства и того же Пленума.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
22. В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» военнослужащим — ветеранам боевых действий основной отпуск предоставляется в удобное для них время.
При этом согласно пунктам 5.1 и 12 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах», помимо основного отпуска, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток.В год увольнения с военной службы указанный отпуск предоставляется военнослужащему в полном объеме.
Постараюсь найти более конкретные примеры судебных решений.
Увольнение по собственному желанию при наличии уважительных причин не является обязательной нормой для командования, могут и отказать. При этом, решение должно приниматься с учетом заключения аттестационной комиссии части.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8(ред. от 28.06.2016)«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»
47. При проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта. Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.
Позднее приведу примеры судебной практики.
С уважением! Г.А. Кураев
порядок и гарантии предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим ( с учетом судебной практики) при увольнении. ДСО не использовались. По месту службы отсылают к некоей судебной практики — якобы ДСО не могут быть накопительными, а подлежат использованию в течение следующего года. Не использовано более 190 дней ДСО, период 2002 — 2009 г.
Алексей
Добрый день.
К сожалению порадовать Вас нечем.
Судебная практика такова, что Вам с ОГРОМНОЙ долей вероятности суд откажет в обжаловании действий командования, связанных с отказом в предоставлении ДСО за эти годы, так как Вы пропустили сроки на обжалование.
Вот позиция ВС (касательно редакции Порядка прохождения военной службы, действующей в 2002-2009 годах)
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N 8
О ПРАКТИКЕ
ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ,
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
…
В тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год до истечения первого квартала следующего года,
срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с первого дня второго квартала следующего года.
Вами к сожалению он пропущен и в суд Вам идти не следует. Лучше договариваться как то с командованием
Вот позиция Московского окружного суда. Она о выплатах, но и там обозначен указанный мной подход
Выплата денежной компенсации за участие в мероприятиях,
которые проводятся без ограничения общей продолжительности
еженедельного служебного времени производится лишь в сроки, когда может быть предоставлен очередной отпуск
…
Принимая решение об удовлетворении заявления Д., гарнизонный военный суд исходил из того, что заявитель за период его участия в 2005-2006 годах в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, имел право на предоставление 117 дополнительных суток отдыха, которое он решил реализовать при увольнении с военной службы в декабре 2010 года путем получения денежной компенсации вместо них, о чем подал соответствующий рапорт.
Однако данный вывод суда является ошибочным, не основанным на требованиях процессуального законодательства и не соответствуют обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Из п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что боевое дежурство, учения и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны РФ, проводятся при необходимости без ограничения продолжительности еженедельного служебного времени. Военнослужащим, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
Исходя из анализа норм ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, порядок и сроки предоставления дополнительных суток отдыха, а равно и выплаты денежной компенсации вместо них, должны быть такими же, как порядок и сроки предоставления отпусков.
Учитывая, что п.п. 11-14 ст. 29 вышеназванного Положения предоставление основного отпуска определено в срок с 1 января текущего года по 31 марта следующего года, то применительно к данному порядку и срокам, дополнительные сутки отдыха за 2005-2006 годы могли быть использованы заявителем в течение 2006 года и 1 квартала 2007 года, равно как в этом же порядке ему могла быть выплачена и денежная компенсация за непредоставленные дополнительные сутки отдыха в 2006 году в полном объеме, за выплатой которой он до 2010 года не обращался.
Заявитель за период его участия в 2005-2006 годах в мероприятиях, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, имел право на предоставление 117 дополнительных суток отдыха. При этом он в течение 2006-2010 годов о выплате ему денежной компенсации за непредоставленные дополнительные сутки отдыха не просил. Впервые о выплате ему оспариваемой денежной компенсации Д. обратился лишь 29 декабря 2010 г.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ военнослужащий вправе обратиться в военный суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа военного управления или командира (начальника) воинской части в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Таким образом, Д. о нарушенном праве – непредоставлении дополнительных суток отдыха или невыплате в указанные периоды времени денежной компенсации за непредоставленные дополнительные сутки отдыха (не ранее 29 июля 2006 г.), становилось известно ежегодно в 2005 и 2006 годах, когда он имел право на предоставление дополнительных суток отдыха в период с 1 января года, в котором он приобрел право на дополнительные сутки отдыха по 31 марта следующего года, то есть не позднее 31 марта 2007 г. При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что Д. пропустил установленный законом срок на обращение с заявлением в суд, так как заявителю стало известно о нарушении своего права на предоставление дополнительных суток отдыха или выплату денежной компенсации вместо них (не ранее 29 июля 2006 г.) за 2005 и 2006 годы не позднее 31 марта, соответственно, 2006 и 2007 годов, а не при обращении его с рапортом о выплате оспариваемой компенсации за прошедший период, поскольку Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица только 7 мая 2011 г. и не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска вышеуказанного срока.
Кроме того, правоотношения, связанные с выплатой военнослужащим денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха возникли только после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», то есть с 29 июля 2006 г.
В связи с этим, учитывая требования п. 1 ст. 4 ГК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха за участие его в мероприятиях в период 2005 – 2006 годов, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, поскольку данный закон не имеет обратной силы и подлежит применению к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поэтому суд кассационной инстанции отменил решение гарнизонного военного суда и принял новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
movs.msk.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=32
гарантии военнослужащих, увольняемых в запас по п.6 статьи 51 (по собственному желанию), на жилье (признан нуждающимся в жилье по соцнайму. Являюсь многодетным;
Алексей
Вы останетесь в очереди нуждающихся, но будете уволены, так как это основание увольнения (по собственному желанию), не дает иммунитета от увольнения.
Реализовывать свое право на жилье будете уже после увольнения со службы.
Без Вашего желания Вы не можете быть исключены из списков нуждающихся в жилье.
разъяснения правоприменения п. 6 ст. 51. Порядок юридически правильного оформления рапорта на увольнение. Основные моменты, которые необходимо отразить в рапорте на увольнение.
Алексей
Практика тут не очень богатая.
Решение об увольнении по данному основания не зависит от желания самого военнослужащего и полностью зависит от решения доложностного лица, обладающего таким правом.
Например в ПС ФСБ есть такой документ (во вложении)
Поясните насчет рапорта, что Вас интересует?
Есть судебное решение Верховного Суда РФ на основании которого могут отказать в предоставлении отпусков за предыдущие годы.
Вот пример судебного акта об отказе в предоставлении отпусков при увольнении со ссылкой на указанное Решение Верховного Суда.
sudact.ru/regular/doc/ETeY2loPAnlc/
Однако, считаю, что указанные нормы не должны применяться при увольнении, так как это противоречит пункту 12 статьи 11 ФЗ О статусе военнослужащих.
Вот пример судебного решения Верховного Суда, где командование и суды посчитали уважительной причиной желание военнослужащего перейти на службу в полицию.
С уважением! Г.А. Кураев
Исходя из Вашей выслуги 22 года в календарном исчислении и возможного основания увольнения «по собственному желанию» Вы вправе претендовать на обеспечение жилым помещением (получение жилищной субсидии) по избранному месту жительства если Вы относитесь к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Гарантии в связи с увольнением у Вас не будет, то есть Вас смогут уволить до обеспечения жилым помещением (жилищной субсидией). Такая льгота согласно статьи 23 ФЗ О статусе военнослужащих есть только у увольняемых по льготным основаниям (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
При этом, в соответствии с пунктом 17 статьи 15 ФЗ О статусе военнослужащих Вы имеете право на внеочередное обеспечение жилым помещением (жилищной субсидией).
С уважением! Г.А. Кураев