8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
1600 ₽
Вопрос решен

УСН. Налоговая требует оплатить НДС

Я — ИП, УСН (минус расходы, 5%), услуги — платные консультации.

Контрагент — ОСНО, посредник, принимает платежи моих клиентов, его комиссия — 3%

Ситуация: в 2012 году заключили договор на прием платежей. Контрагент принимает платежи и переводит мне на счёт, в конце месяца присылает счёт на оплату его комиссии. Работали исправно. В 14 году они закрылись, в 15 открылись под другим ООО, перезаключили договор. Работали еще год, потом они снова закрылись.

Сегодня звонили из налоговой. Сказали что проводили проверку, и обнаружили что все платежи поступавшие от контрагента на мой счет (оплаты клиентов) помечены как «в т.ч. НДС 18%, сумма такая то». Сказали что я должен уплатить НДС за 3 года (примерно 200 тысяч) или предоставить доказательства что это ошибка контрагента.

Договора на первого контрагента у меня не осталось. Есть письмо о расторжении договора. Есть несколько актов, отчеты и новый договор с их новым ООО.

Причина в том, что контрагент не учёл что я УСН, возможно простая ошибка их бухгалтеров. Но контрагент закрылся и концов не найти. Документы почти потеряны.

Я в полной растерянности, что теперь делать

Показать полностью
Уточнение от клиента

Посетил налоговую. Сказали что проверят закрытого контрагента и если он «учёл у себя что платил НДС», то предъявят на основе этого уплатить за него т.к. «вы (я) не предприняли шагов чтобы им сказать что не работаете с НДС». И добавили: «т.к. договор у вас не сохранился то вы не можете доказать что не выставляли счета, а следовательно ГОТОВЬТЕСЬ»

Пипец :(

, Александр, г. Тамбов
Тимур Унароков
Тимур Унароков
Юрист, г. Москва
Эксперт

Здравствуйте, Александр!

Не стоит так реагировать на звонки и любые устные сообщения из налоговой. Пока не будет официального письменного решения или требования, лучшее вообще никак не реагировать на них.

Вы применяете УСН, а значит не являетесь плательщиком НДС на основании п.3 ст.346.11 НК РФ. Никакой налог со своей реализации вы платить не должны, за исключением только одного случая: если вы выставляли своим клиентам счет-фактуру.

Если вы этого не делали, то к вам в данной ситуации не может быть никаких претензий. Даже если ваш посредник реализовывал клиентам ваши услуги с НДС, это будет исключительно его нарушение.

0
0
0
0
Александр
Александр
Клиент, г. Тамбов

Добавлю, у них была письменная претензия по уточнению этих операций, почта долго несла :(

Александр
Александр
Клиент, г. Тамбов

Во вторник обещали блокировать счёт если я не принесу обоснований что к чему, в понедельник к ним нужно идти и объясняться. Боюсь что меня разведут т.к. немогу ничего доказать :(

Елена Смирнова
Елена Смирнова
Юрист, г. Екатеринбург

Здравствуйте! В дополнение к сказанному коллегой, привожу Письмо Минфин РФ, в подтверждение того, что Вы не должны уплачивать НДС вследствие ошибки контрагента.

Вопрос: О применении НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, в том числе если от покупателя получено платежное поручение, в котором ошибочно выделен НДС.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 ноября 2014 г. N 03-07-14/58618

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщаем, что согласно «Положению» о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. Одновременно отмечаем, что в соответствии с «пунктом 3 статьи 346.11» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со «статьей 174.1» Кодекса. В то же время «главой 21» «Налог на добавленную стоимость» Кодекса предусмотрены случаи, при которых индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость. В частности, согласно «пункту 5 статьи 173» Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется указанными лицами в случае выставления ими покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога. Обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет при получении индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и не выставляющим счета-фактуры, от покупателя платежного поручения, в котором ошибочно выделен налог на добавленную стоимость, нормами «главы 21» Кодекса не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики О.Ф.ЦИБИЗОВА 18.11.2014

Во вторник обещали блокировать счёт если я не принесу обоснований что к чему, в понедельник к ним нужно идти и объясняться. Боюсь что меня разведут т.к. немогу ничего доказать :(
Александр

Если такое произойдет, Вам нужно подать жалобу руководителю налогового органа, если и это не поможет — нужно обжаловать данное решение в судебном порядке.

0
0
0
0

Вот также письмо УФНС по г. Москва на данную тему. Если Ваш контрагент ликвидирован и правопреемника нет, попробуйте получить ответ за подписью бывшего директора контрагента, о том, что сумма НДС была выделена ошибочно.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет УСН. При оказании услуг один из контрагентов указал в платежном поручении сумму к оплате, включающую НДС. Должен ли предприниматель уплачивать НДС в данном случае?

Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 31 марта 2009 года N 20-14/2/030093@

[Об уплате НДС]
Согласно п.3 ст.346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого на основании ст.174.1 НК РФ.

В п.5 ст.173 НК РФ установлено, что сумма НДС исчисляется налогоплательщиками в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Как следует из представленных материалов, индивидуальный предприниматель во всех первичных документах, представляемых покупателям (контрагентам) в связи с оказанием услуг, суммы НДС не выделял. Кроме того, счета-фактуры им не выставлялись.

Таким образом, учитывая, что НДС выделен только в платежном поручении покупателя (ошибочно или по его инициативе), индивидуальный предприниматель не обязан уплачивать НДС в бюджет и представлять налоговую декларацию по данному налогу.

При этом в соответствии с п.1 ст.346.15 НК РФ поступившие от покупателей денежные средства включаются в состав доходов в полном объеме (включая сумму НДС).

Если платежное поручение покупателя (с выделенной суммой НДС) банком еще не исполнено, то плательщик вправе отозвать его на основании п.2.17 Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденногоБанком России от 03.10.2002 N 2-П.

Если указанное платежное поручение банком исполнено, то покупатель (контрагент) должен направить письмо в адрес индивидуального предпринимателя с сообщением, что в соответствующем платежном поручении сумма НДС выделена ошибочно.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса

0
0
0
0
Марина Болтунова
Марина Болтунова
Юрист, г. Москва
Во вторник обещали блокировать счёт если я не принесу обоснований что к чему, в понедельник к ним нужно идти и объясняться. Боюсь что меня разведут т.к. немогу ничего доказать :(
Александр

Здравствуйте. Как правильно указал Тимур Вы не являетесь плательщиком НДС, если не выставляли счет-фактуры. Так что идите в налоговую и говорите, что НДС указан ошибочно. Доказывать, что Вы выставляли счет-фактуры обязаны они.

Вопрос: О применении НДС индивидуальным предпринимателем, применяющим УСН, в том числе если от покупателя получено платежное поручение, в котором ошибочно выделен НДС.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 ноября 2014 г. N 03-07-14/58618
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщаем, что согласно Положению о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, утвержденному приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 169, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
В то же время главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса предусмотрены случаи, при которых индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.
В частности, согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется указанными лицами в случае выставления ими покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога.
Обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет при получении индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и не выставляющим счета-фактуры, от покупателя платежного поручения, в котором ошибочно выделен налог на добавленную стоимость, нормами главы 21 Кодекса не предусмотрена.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА
18.11.2014
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2004 года Дело N А56-13699/04
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в период с 17.04.2003 по 17.06.2003 проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, в ходе которой выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 15.08.2003 N 3070589. На основании материалов проверки налоговым органом принято решение от 15.09.2003 N 3070589 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых налоговым органом были приняты меры к проведению встречных проверок покупателей Общества. По результатам дополнительных мероприятий и возражений налогоплательщика налоговой инспекцией оформлено заключение от 10.12.2003 N 3070589 и принято решение от 05.01.2004 N 3070589 о доначислении 244611 руб. налога на добавленную стоимость, начислении 133162 руб. пеней за нарушение срока уплаты этой суммы налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 1 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания соответствующих сумм штрафов. Кроме того, налогоплательщику предложено уменьшить сумму единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) на сумму 126599 руб.
В ходе проверки налоговая инспекция пришла к выводу о том, что Общество, применяя в 2000 — 2002 годах упрощенную систему налогообложения и получив выручку от продажи товара покупателям с налогом на добавленную стоимость, неправомерно не уплатило в бюджет полученные от покупателей суммы налога. К выводу о получении Обществом помимо выручки от реализации товаров сумм налога на добавленную стоимость налоговый орган пришел на основании анализа платежных поручений покупателей товаров Общества, по которым был оплачен приобретенный у Общества товар, в строке «Назначение платежа» которых отдельно выделена сумма налога на добавленную стоимость.
Это явилось основанием для вынесения налоговым органом решения о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с возложением на заявителя обязанности уплатить в бюджет неправомерно не перечисленную сумму налога, полученную от покупателей, с соответствующей суммой пеней за просрочку его уплаты.
Общество не согласилось с таким решением налоговой инспекции, обжаловав его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные сторонами документы, выслушав доводы налоговой инспекции и налогоплательщика, удовлетворили требования заявителя.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
Общество с 01.04.2000 по 31.12.2002 применяло упрощенную систему налогообложения, что подтверждается представленными патентами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Закон N 222-ФЗ), действовавшего в проверяемом периоде, применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
То есть названные организации не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 2 и пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» реализация товаров плательщиками налога на добавленную стоимость производится по ценам, увеличенным на сумму этого налога.
В пункте 1 статьи 7 названного Закона указано, что в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а пунктом 6 этой же статьи, дополнительно включенным Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ, установлена обязанность плательщиков налога на добавленную стоимость оформлять счета-фактуры по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога.
Норм, предусматривающих обязанность организаций, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, уплачивать в бюджет суммы этого налога, на которые ими не увеличивалась стоимость товаров, не оформлялись расчетные документы с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость, не выписывались счета-фактуры, Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» не содержал.
Пунктом 5 статьи 173 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2001 (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), установлена обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога следующими лицами:
1) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 НК РФ;
2) налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения операций, предусмотренное статьей 149 НК РФ.
При этом в абзаце четвертом названного пункта содержится норма, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет перечисленными лицами, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ редакция первых трех абзацев пункта 5 статьи 173 НК РФ изменена. Согласно нормам первого — третьего абзацев в новой редакции сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, — то есть расширен круг лиц, обязанных перечислять в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей товаров (работ, услуг).
Положения абзаца четвертого пункта 5 статьи 173 НК РФ о порядке исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, как суммы налога, указанной в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), остались без изменения.
Таким образом, законодательно закрепленная обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость по любым правовым основаниям, в том числе и в случае применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (а не только в силу статей 145 и 149 НК РФ, на что было указано в пункте 5 до внесения в него изменений Федеральным законом N 57-ФЗ), уплатить в бюджет полученные от покупателей суммы налога на добавленную стоимость, условия их уплаты в бюджет и порядок исчисления суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет, установлены только Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
В то же время из положений абзаца первого пункта 5 статьи 173 НК РФ как в старой редакции, так и в редакции Федерального закона N 57-ФЗ следует, что обязанность по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей, возникает у лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, при условии выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Не изменилась и норма абзаца четвертого пункта 5, где установлен порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и в соответствии с которым эта сумма определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В рассматриваемом деле судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество в проверяемый период не оформляло и не выставляло покупателям счета-фактуры. Этот вывод судов налоговым органом не опровергнут. Доказательства несоответствия этого вывода судов обстоятельствам, фактически имевшим место, налоговой инспекцией не представлены. Об их наличии налоговый орган не заявляет.
Представленные Обществом копии товарных накладных, счетов, записи в книгах учета доходов и расходов подтверждают довод заявителя о том, что им не увеличивалась цена реализованных товаров на сумму налога на добавленную стоимость.
Ссылка налогового органа на платежные поручения, в которых покупателями выделены отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость, как основание для уплаты Обществом этих сумм налога в бюджет опровергнута заявителем документально. В материалы дела Обществом представлены письма покупателей (эти письма заявитель направлял и налоговому органу с возражениями на акт проверки, и в связи с их представлением налоговой инспекцией проводились дополнительные мероприятия налогового контроля), в которых Обществу сообщается об ошибочном выделении покупателями сумм налога на добавленную стоимость в платежных поручениях, направленных в банк для оплаты товаров, приобретенных у Общества. Причем такие письма направлялись покупателями Обществу в течение, как правило, 2 — 7 дней после направления в банк соответствующих платежных поручений.
Кроме того, принимая во внимание особый порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, само по себе выделение покупателями в платежных документах сумм налога на добавленную стоимость, не основанное на расчетных документах поставщика, направляемых покупателям, в отсутствие счетов-фактур, оформленных поставщиками в установленном пунктом 6 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и статьей 169 НК РФ порядке, препятствует покупателям реализовать право на вычеты сумм налога, самостоятельно выделенных ими в платежных документах.
Учитывая изложенное, решение налоговой инспекции о доначислении Обществу 244611 руб. налога на добавленную стоимость, начислении пеней за нарушение срока уплаты этой суммы налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ правомерно признано судами недействительным, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
0
0
0
0
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 13 мая 2004 г. N 03-1-08/1191/15@
СВОД ПИСЕМ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПО НДС ЗА II ПОЛУГОДИЕ 2003 ГОДА — I КВАРТАЛ 2004 ГОДА
В целях применения пункта 5 статьи 173 НК РФ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
В то же время главой 21 Кодекса предусмотрен порядок, при котором организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость.
В частности, согласно пункту 5 статьи 173 Кодекса установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Таким образом, если организация, приобретающая товары (работы, услуги) у продавца-организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, оформляя платежное поручение, ошибочно выделила сумму налога на добавленную стоимость, у организации-продавца, в случае невыставления им счетов-фактур при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, не возникает обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет. (письмо МНС России от 24.06.2003 N 22-1-15/1439-Ч383)

На дату внимания не обращайте, порядок не изменился.

0
0
0
0
И добавили: «т.к. договор у вас не сохранился то вы не можете доказать что не выставляли счета, а следовательно ГОТОВЬТЕСЬ»
Александр

Только одна небольшая поправка, доказывать должны не Вы, а они, как указано в приведенном выше решении суда.

Единственно, что Вам могут предъявить, это если всплывут счет-фактуры от Вас в адрес закрытого ООО. Вот тогда действительно готовьтесь.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2009 г. N 1332-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
КОЛЕСНИК ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 5 СТАТЬИ 173 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и потому освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость, оспариваемая норма возлагает обязанность по уплате данного налога не ввиду одного лишь факта реализации товара (работы, услуги), но при условии выставления покупателю счета-фактуры. Это продиктовано тем, что именно данный документ служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации). Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О в отношении оспариваемой нормы указал, что для лиц, к категории которых относится заявительница, предусмотрена возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров, (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг) (пункт 5 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, при том что эта сумма налога на добавленную стоимость (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет (пункт 5 статьи 173 того же Кодекса). Во втором случае у индивидуального предпринимателя возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, несмотря на то что изначально он не признавался плательщиком данного налога.

А пока, пусть попробуют доказать.

0
0
0
0
Олег Константинов
Олег Константинов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Александр.

И так небольшое вступление. С налоговиками лучше не конфликтовать и не идти в бой с кулаками, ну это поначалу.

Наверняка в письменном извещении указан исполнитель, то есть тот, кто непосредственно этот факт обнаружил.

Вот Вам нужно идти именно к этому налоговику и соответственно с ним беседовать.

Как правильно выше отметили коллеги вы являетесь плательщиком УСН, а не НДС.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:

1. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

(Статья 143. Налогоплательщики)

Если вы действительно не выставляли счет-фактуры никакие, то Вам абсолютно ничего не грозит, поскольку коллеги уже сослались на письма, то НДС Вы платить не должны, исходя из их смысла и статьи налогового кодекса.

Скорее всего контрагент просто указал, в том числе НДС, которые он платил скорее всего так. То, что это ошибка должны доказывать не Вы, а налоговые органы, поскольку обязанность доказывания лежит на них.

Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
(введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Есть Определение Конституционного Суда РФ как раз по Вашей тематике:

пункта 2 статьи 346.11, согласно которому организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, по общему правилу, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Как следует из представленных материалов, заявитель, применяя упрощенную систему налогообложения, при выполнении работ выставлял контрагентам счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость. В первоначальных налоговых декларациях заявитель отражал суммы данного налога к уплате в бюджет, однако затем представил в налоговый орган уточненные налоговые декларации, в которых скорректировал ранее исчисленные суммы налога на добавленную стоимость (исключил из подлежащих уплате в бюджет).

Налоговый орган по результатам проверки предложил заявителю уплатить в бюджет данный налог. Вступившим в силу решением арбитражного суда подтверждена правомерность выводов налогового органа.

Как указал арбитражный суд, закон не предоставляет лицу, не являющемуся плательщиком налога на добавленную стоимость, но получившему его в результате выставления счета-фактуры, права удерживать налог на своих счетах и распоряжаться им иным способом. При этом арбитражный суд установил, что контрагенты заявителя оплатили выполненные им работы, оформив платежные поручения, с указанием сумм налога на добавленную стоимость, который был выделен в счете-фактуре.
По мнению ООО «Электромонтаж автоматика», оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно возлагают на лицо, применяющее специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, дополнительную обязанность по уплате налога на добавленную стоимость. В связи с этим заявитель просит признать их противоречащими Конституции Российской Федерации, в том числе ее статье 57.
  • 2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
  • Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Данной обязанности корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию.
Особенности использования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима предусмотрены положениями статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.Организации, перешедшие на уплату налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, по общему правилу, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, указанные лица не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Для налогоплательщика переход на упрощенную систему налогообложения (в случае его соответствия установленным критериям) является добровольным.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в данном случае обусловлена не только наличием одного лишь факта реализации товаров (работ, услуг), но и связана с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога. Впоследствии такой документ будет служить основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога на добавленную стоимость к вычету (Постановление от 3 июня 2014 года N 17-П).
Лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет (пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации). Во втором случае у такого лица возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, несмотря на то, что изначально он не признавался плательщиком данного налога (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 1049-О-О и от 13 октября 2009 года N 1332-О-О).
Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг) и определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование. Таким образом, оспариваемые нормы Налогового кодекса Российской Федерации с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Электромонтаж автоматика», поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

ОБЗОР
СУДЕБНЫХ АКТОВ, ВЫНЕСЕННЫХ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗА ПЕРИОД 2014 ГОДА
И ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2015 ГОДА

Прикрепляю Вам файл с Обзором практики.

Думаю до суда и до судебного разбирательства дело не дойдет, скорее всего начальство поднажало или закрывают отчетный период и в попыхах как там обычно бывает они выполняют свои плановые показатели. Там обычно так и есть, туда нетуда, но надо претензию выставить, а потом будете разбираться.

Так что уверен, что будет все хорошо.

С уважением, Олег

0
0
0
0
Александр
Александр
Клиент, г. Тамбов

Посетил налоговую. Сказали что проверят закрытого контрагента и если он «учёл у себя что платил НДС», то предъявят на основе этого уплатить за него т.к. «вы (я) не предприняли шагов чтобы им сказать что не работаете с НДС». И добавили: «т.к. договор у вас не сохранился то вы не можете доказать что не выставляли счета, а следовательно ГОТОВЬТЕСЬ»

Пипец. Что теперь делать?

Элина Васильева
Элина Васильева
Сотрудница техподдержки, Компания "Правовед.RU", г. Санкт-Петербург

Уважаемые юристы, просим Вас не закрывать вопрос ранее 17.09

0
0
0
0
Похожие вопросы
1100 ₽
Вопрос решен
Налоговое право
До какого числа мы должны уведомить налоговые службы об этом?
Здравствуйте, в прошлом году открыл счет в зарубежном банке, но не уведомил об открытии налоговую, резидентство РФ не терял, хождение средств на счету немного больше 600 000р. Стоит ли сейчас уведомлять налоговую об открытии счетов и какие могут быть санкции за неуведомление? А жена потеряла резидентство РФ, но у нее был доход в начале прошлого года, как Вы рекомендуете поступить ей и, какие могут быть санкции от государства в случае, если она ничего не будет делать. До какого числа мы должны уведомить налоговые службы об этом? Спасибо
, вопрос №4061315, Михаил, г. Москва
Налоговое право
Итак, вопрос вот в чем: налоговая обнаружила акты и расходники по юр.услугам, однако конечно же судом были взысканы и уж тем более мною получены суммы гораздо меньшие чем указаны в документах
Добрый день! Буду благодарен за ответ на вопрос от коллег, специализирующихся на налоговом праве. Итак, вопрос вот в чем: налоговая обнаружила акты и расходники по юр.услугам, однако конечно же судом были взысканы и уж тем более мною получены суммы гораздо меньшие чем указаны в документах. Что посоветуете?
, вопрос №4060479, Антон Корн, г. Москва
Все
Здравствуйте продал дом с землёй теперь налоговая хочет деньги
Здравствуйте продал дом с землёй теперь налоговая хочет деньги с продажи. Земля куплена 2010г дом построен тоже в 10г оформил дом 2018г все продал в декабре 2022г Понятно должно пройти 5лет но это моё единственное жилое имущество больше на мне не числится ничего прописан у жены квартира получила по приватизации по этому доли в кв нет идеи так как единственное жильё можно продавать через 3г у меня прошло 4г владение дома по докам.Вычитал в интернете что если статус не жилое строение то только через 5лет можно что то придумать чтобы обжаловать в налоговой.
, вопрос №4060275, Сергей, г. Москва
Налоговое право
Как могу поменять режим налогообложения с НПД на УСН в середине года?
Здравствуйте. Как могу поменять режим налогообложения с НПД на УСН в середине года? Планирую заниматься перепродажей, а не свои товары продавать. Сделала скриншоты по этому вопросу с приложения "мой налог" на всякий случай.
, вопрос №4059356, Ольга, г. Москва
Дата обновления страницы 14.09.2016