Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Жену военнослужащего не признают нуждающейся в получении жилья
Здравствуйте! Я военнослужащий ПС ФСБ , состав семьи 4 человека, выслуга 22 года в календарном исчислении, предельный возраст в ноябре 2017г. Служебного жилья никогда не имел, в приватизации не участвовал, в собственности ничего не имел. Подал документы на жил.комисссию о признании нуждающимися в постоянном жилье в другом городе.Вместо положенных 4*18=72 кв.м нас признали нуждающимися в площади 50,4 кв.м Ссылаются на то, что моя жена участвовала в приватизации квартиры её родителей в 2003г .и являлась собственником 1/2 двухкомнатной квартиры площадью 43,2 кв.м на пополам с её отцом. Соответственно её доля 21,6кв.м И вот её долю и вычитают из положенных на 4 членов семьи 72 кв.м.Я предоставлял документы, что свою долю моя жена подарила своей сестре в 2009г. и с тех пор собственности не имеет.Сделано это потому, что её сестра остаётся жить здесь, а мы переезжаем на постоянное место жительства в другой город. Квартира родителей отношения к военному и др. ведомствам не имеет, он давалась отцу жены от машзавода (гражданское предприятие) в 1986 г.С момента дарения прошло более 5 лет. Жилищная комиссия вычитает долю жены из положенных нам 72кв.м и получаем всего 50,4кв.м в другом городе. Комиссия пишет в своём решении, что моя жена имела долю от государства. Причём какими нормами и законами они руководствуются они не пишут. Обоснования нет. Я считаю, что моей жене положено жильё, как жене военнослужащего в размере 18 кв.м согласно ст. 53 ЖК РФ. Подал в суд. Суд мой иск не удовлетворил. В решении пишут, что применение статьи 53 ЖК РФ ошибочно, так как жена получила долю собственности от государства. Применяют Постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 пункт 10 пп.а., и ещё ст.57 п.7 и п.8. Чем себе и противоречат, ведь собственности никакой нет более 5 лет. Подали апелляцию где указывали на отсутствии собственности у жены более 5 лет. Предоставляли документы, доказывающие,что вышеобозначеная квартира родителей жены к государственному жилфонду не относилась и передавалась в собственность муниципалитетом города. Согласно ст.8 и ст.12 Конституции России и ст.19 ЖК РФ муниципальная собственность не является государственной. Но судьи оставили нашу жалобу без удовлетворения. У меня вопрос - законно ли их решение. Идти ли нам выше ( президиум, Верховный суд) ?
Евгений, здравствуйте.
В описанной Вами ситуации, конечно, нужно разбираться детально, читать Ваши исковые и решения судов обоих инстанций, приложенные Вами документы.
Однако на первый взгляд решение апелляционного суда имеет основания для обжалования. Примерно аналогичное дело было в моей практике в прошлом году (аналогичное Вашим обстоятельствам), достигнуто положительное для клиента решение. Основанием здесь, как Вы правильно указываете, является истечение срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ (ухудшение жилищных условий).
Считаю, что есть серьезный потенциал успешного обжалования. И есть значительное количество определений ВС РФ, в т.ч. Пленум ВС от 02.07.2009 №14.
На эту темы неоднократно высказывался КС, например Определение КС от 14 июля 2011 г. N 945-О-О.
Присылайте материалы для анализа, возможно, что помощь окажется не бесполезной.
Добрый день
Да, к сожалению в последнее время участились такие случаи, когда участие в приватизации расценивается как получения жилья от государства и вычитают полученные в порядке приватизации метры, что собственно и подтверждает указанная Вами практика.
Верховный суд, кстати считает примерно так же, но указывает, что надо смотреть кому принадлежало приватизируемое помещение.
Дело в том, что, в соответствии с ЖК РСФСР (то есть на момент предоставления жилья)
Статья 5. Виды жилищного фонда
Жилищный фонд включает:
1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
3) жилые дома, принадлежащие жилищно — строительным кооперативам (фонд жилищно — строительных кооперативов);
4) жилые дома, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно — колхозным и иным государственно — кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Если это был завод, то шансы есть
Добрый день, Евгений! В данном случае обжалование решения вряд ли приведет к положительному результату, так как показывает судебная практика, если у жены военнослужащего было в собственности жилье или она участвовала в приватизации, а затем его дарит, продает, то в дальнейшем это расценивается судами как ухудшение жилищных условий.
ЖК РФ, Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Здравствуйте, Евгений.
Позволю себе дополнить ответы уважаемых коллег.
Решение суда по Вашему делу не соответствует пунктам 25, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
«О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно которых высшую юридическую силу имеют кодексы, в том числе Жилищный, а также ФЗ «О статусе военнослужащих»
25. При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
27. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
В Вашей ситуации кроме сказанного коллегами значение также должно иметь то, что жилое помещение предоставлялось не военнослужащему, а его жене и не в порядке обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
Думаю, обжаловать нужно, так как судебная практика именно по самим военнослужащим.
Пример такой практики, прилагаю.
С уважением! Г.А. Кураев
Кроме того, полагаю озвученное Вами решение суда не соответствует Правилам расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно которых вычитается имеющееся в собственности жилье или жилые помещения, которые были отчуждены в предыдущие 5 лет.
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 февраля 2014 г. N 76
ПРАВИЛА
РАСЧЕТА СУБСИДИИ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ), ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ
ВОЕННОСЛУЖАЩИМ — ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИНЫМ ЛИЦАМ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ЗАКОНОМ «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
4. Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается:на общую площадь жилых помещений,принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности;
на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения;
на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
С уважением! Г.А. Кураев
Выложенная практика не имеет никакого отношения к вопросу.
Феофанов Олег
Возможно клиент допустил описку, так как подпункт а) пункта 10 явно не подходит.
По обстоятельствам изложенного именно под подпункт д) пункта 10 можно подвести, что и делают суды, в том числе в приведенной мной практике.
Евгений, у Вас есть решение суда, прикрепить можете убрав личные данные при необходимости?
С уважением! Г.А. Кураев
Это не наш случай. Тут прошло 5 лет и ст. 53 не применима
Пример:
------------------------------------------------------------------