Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ - Кто отвечает за сохранность участка?
Уважаемые специалисты!
Дано:
- ООО "Альфа" владеет земельным участком (ЗУ) сельскохозяйственного назначения в Московской области на праве собственности;
- ООО "Бета" оформила лицензию на добычу полезных ископаемых на ЗУ;
- ООО "Гамма" является лицензированной строительной компанией.
- "Альфа" передала "Бета" ЗУ на праве аренды под разработку карьера;
- "Бета" заключила договор подряда с "Гамма" на разработку карьера в рамках полученной лицензии на добычу.
В этой связи вопросы:
- какие основания могут возникнуть для конфискации ЗУ в пользу государства;
- кто несет ответственность за производство работ на ЗУ;
- возможны ли претензии со стороны россельхознадзора.
Отвечая на вопросы прошу ссылаться на конкретные статьи законов.
Спасибо!
Здравствуйте.
— «Бета» заключила договор подряда с «Гамма» на разработку карьера в рамках полученной лицензии на добычу.
Андрей
Правильно ли понимаю, что у «Гаммы» нет своей лицензии на добычу?
Здравствуйте. А на каком основании Вы намерены проводить разработку недр, у Вас имеется соответствующее разрешение, тем более на землях сельхозназначения.
Основанием для производства работ является полученная на "Бета" лицензия на добычу полезных ископаемых, выданная Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.
В соответствии со ст. 6 названного Закона собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и
арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением этой категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах. Осуществление деятельности без лицензии влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 7.3 КоАП.
Согласно ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычуобщераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Статья 8.8. КоАП РФ Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, — (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 8.6. КоАП РФ Порча земель
1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 61-ФЗ)
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. N 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. Вредом, в соответствии с этими Правилами, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Возможно предъявление искового заявления о возмещении ущерба, причиненного почвам. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среды, осуществляется на основании Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238.
Ответственность будет нести арендатор, т.е. Бета.
Уважаемый Андрей! Здравствуйте! Все… ответственность будут нести все, по крайней мере, так «презумируют» следственные органы (в т.ч. как пособники).
Скорее у Вас речь идет о карьерах для добычи песка под строительство федеральных дорог.....
Это проблема массова, так как Тверская, Новгородская и т.п. и т.д. области и иные субъекты мимо нее не прошли...
Суть в следующем:
Согласно ч.1 ст.77 ЗК РФ
землями
сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами
населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
предназначенные для этих целей.
Земли
сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения
сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений,
научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным
производством целей, а также для целей аквакультуры
(рыбоводства) (ч.1 ст.78 ЗК РФ).
То есть если у Вас не было перевода земель в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения (ст.87 ЗК РФ), проекта рекультивации земель — уже нарушение и основание для разного вида ответственности, в том числе уголовной, в т.ч. (смотря какой состав преступления) конфискации собственника земельного участка в порядке ст.50 ЗК РФ по вступившему в законную силу приговора суда.
Уважаемый Андрей! В дополнение к мнениям уважаемых и профессиональных коллег примите следующее: Ваш вопрос очень и очень общий… Здесь надо анализировать разрешительную документацию, заключенные договора… Если у Вас строители в СРО, допуски есть, строительную площадку предоставляет Заказчик (ст.747 ГК РФ), то в принципе что со строителей взять? Но опять… надо все смотреть… Изначально как можно ЗУ с/х назначения передать для разработки карьера? Незаконно, как по нормам ЗК РФ, так и Федерального закона от 24.07.2007 №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»… Соответственно ничтожный договор, как и все иные в его исполнение....
— кто несет ответственность за производство работ на ЗУ;
— возможны ли претензии со стороны россельхознадзора.
Андрей
Согласно судебной практике( см. Постановление Верховного Суда РФ от 04.12.2015 N 308-АД15-10495 по делу N А32-36328/2014 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения правонарушения и вина общества подтверждены материалами дела, срок давности и процедура привлечения общества к ответственности не нарушены.) за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией к административной ответственности привлекается организация, которой выдана лицензия на пользование недрами и которая не добилась перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в промышленные.
Привлечение к административной ответственности на основании ч.2 ст. 7.3 КоАП производится Министерством природных ресурсов Субъекта Федерации.
По указанной статье налагаются штрафы: на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов
2. Пользование недрами с нарушением условий,
предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований
утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
ст. 7.3, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.03.2016) {КонсультантПлюс}
— возможны ли претензии со стороны россельхознадзора.
В настоящее время земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1
утверждено ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ
2. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
3.Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
б) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
г) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
д) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предост авлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
з) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок
предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и
Надзорные органы проводят проверки в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Статьей 26.1 этого закона установлено, что в течение 3-х лет ( начиная с 01.01.2016 года.) надзорные органы не должны проводить проверки малых предприятий.
Статья 26.1. Особенности организации и
проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении
субъектов малого предпринимательства
1. Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9. настоящего закона.
Ст.атья 9
9. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения,
сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере
электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической
эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних
предприятий;
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3)доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июля 2015 г. N 702
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить предельные значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на
добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего
предпринимательства:
микропредприятия — 120 млн. рублей;малые предприятия — 800 млн. рублей;
Верно!
"Гамма" не имеет своей лицензией на добычу на данном участке недр, но имеет все необходимые лицензии для производства строительных и земляных работ, разработку грунтов и тп.
Закон допускает привлечение сторонней организации, имеющей технологические возможности и квалифицированных специалистов, к пользованию недрами организацией, имеющей соответствующую лицензию.
В данном случае непосредственную ответственность за пользование недрами/нарушение требований к лицензии несет «Бета» как лицо, осуществляющее указанную деятельность от своего имени:
Основания к прекращению права пользования недрами изложены в ст. 20 Закона РФ «О недрах»:
Как следует из приведенного нормативного акта, право может быть прекращено при нарушении ООО с лицензией ее существенных условий, создании угрозы жизни и здоровью людей и т.д.
Основания к изъятию земельного участка установлены целым рядом законов, в частности, Земельным кодексом РФ:
В то же время может наступить ответственность за использование земельного участка не в соответствии с видом его разрешенного использования.
Тк, ваш участок из сельхозземль должен быть переведен в земли промышленности. В качестве примера образец судебной практики: