Регистрация права на землю

Как быстро стать полноправным владельцем участка
Автор статьи: Максим Иванов Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Регистрация права собственности на землю — необходимая процедура, без которой невозможны любые сделки с участком. Оформить территорию в собственность можно самостоятельно или через посредника, на которого придется составить и нотариально заверить доверенность.

Регистрация права собственности на землю

Эта процедура обязательна для каждого собственника.

Без оформления необходимых бумаг владелец не имеет возможности свободно распоряжаться своим участком.

Если документы не оформлены, гражданин не может продать или сдать надел в аренду, завещать или подарить. Даже строительство на такой земле может стать источником проблем, ведь формально право собственности может быть оспорено.

Для оформления прав гражданин должен собрать полный пакет бумаг, при этом процедура оформления участка при покупке или принятии его по завещанию будет существенно отличаться.

Обратите внимание!

Перед тем, как приступить к процедуре оформления, нужно убедиться, что объект поставлен на кадастровый учет с предоставлением соответствующего номера.

Читайте также
Аренда земельного участка на 49 лет

Необходимо уточнить актуальную кадастровую стоимость участка.

Начиная оформление права собственности, нужно подать заявление о государственной регистрации и необходимые документы в Многофункциональный центр или одно из учреждений Росреестра. Заявка будет рассмотрена, проверена и внесена в единую базу.

Если владелец участка приобрел его по договору купли-продажи, сложностей с оформлением, как правило, не возникает. Однако существуют и другие варианты сделок, требующих регистрации:

  • аренда с правом выкупа. Арендатором может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет возможность продления договора или первоочередного приобретения участка;
  • покупка недвижимости до внесения поправок в ЗК РФ. Регистрировать права на землю смогут только наследники собственника;
  • бессрочное пользование. Чаще всего подобные наделы занимают некоммерческие садовые товарищества. Однако любой гражданин может заявить о своих правах на недвижимость в соответствии с данным договором.

Что подразумевают принципы регистрации прав на землю?

Принципы регистрации государственного права на землю подразумевают:

  • публичность;
  • общедоступность;
  • добровольный характер;
  • бесспорность зарегистрированного права;
  • бессрочность хранений сведений на землю;
  • платность;
  • обязательность письменной формы регистрации.
Обратите внимание!

Эти принципы гарантируют максимальную прозрачность сделки, возможность ее контроля как со стороны государственных органов, так и со стороны реальных и потенциальных собственников.

Читайте также
Земли сельскохозяйственного назначения

Регистрация земельного участка возможна в случае:

  • совершения сделки купли-продажи;
  • получения надела по наследству;
  • объединения нескольких участков;
  • получения земли в бессрочное владение;
  • получение надела из муниципальной или государственной собственности;
  • аренды с первоочередным правом выкупа или возможностью продления.
Зарегистрировать право собственности на землю могут как физические, так и юридические лица.

Перед обращением в Росреестр или МФЦ необходимо собрать полный перечень необходимых документов. Для получения выписок и справок придется обращаться в БТИ, Департамент жилых помещений и жилого фонда, кадастровые палаты и другие государственные структуры. Уточнить список необходимых бумаг можно непосредственно в государственных органах, занимающихся процедурой регистрации.

Документы для регистрации права собственности на землю

Оформление земли зависит от того, каким образом она была получена. Проще всего зарегистрировать объект, перешедший в собственность по договору купли-продажи. К заявлению на регистрацию права собственности необходимо приложить пакет документов, в который входит:

  • паспорт заявителя и его копия;
  • кадастровый план;
  • договор купли-продажи, заверенный у нотариуса;
  • квитанция об уплате государственной пошлины и ее копия.
Обратите внимание!

Заявление должно быть написано собственноручно, в нем указываются точные координаты участка, его площадь и назначение территории.

Если владелец не имеет возможности заниматься оформлением прав лично, он должен выписать нотариально заверенную доверенность на третье лицо. Желательно, чтобы в этой роли выступал юрист, который поможет правильно оформить пакет документов и проследить за чистотой сделки. Юридическая помощь особенно важна в сложных нестандартных случаях, например, оформления в собственность территории, сданной в аренду.

При наследовании участка по завещанию или по закону документы нужно подать в течение полугода после смерти наследодателя.

Бумаги передаются в нотариальную контору по месту жительства, в пакет документов входит:

  • кадастровый паспорт участка и план территории, зарегистрированный в Росреестре;
  • справка о рыночной стоимости участка;
  • завещание наследодателя или документы, подтверждающие родство;
  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о принятии наследства. Список документов дополняет паспорт будущего собственника и заявление о регистрации права на надел. Если он находится на территории некоммерческого садового товарищества, прилагается его устав (копия).
Как зарегистрировать право собственности на землю?

Если земля был получена по договору бессрочного пользования, пакет документов будет увеличен. В него входит:

  • геодезический план, выданный специалистом, имеющим соответствующую лицензию;
  • генеральный план из Бюро технической инвентаризации с указанием всех строений, имеющихся на участке;
  • кадастровый паспорт;
  • межевой план;
  • передаточный акт;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

При объединении нескольких земельных наделов для регистрации нужно предоставить:

  • свидетельство о перерегистрации права;
  • кадастровые паспорта на объединяющиеся участки;
  • согласие собственника или собственников на объединение территорий;
  • документы, удостоверяющие личность владельцев;
  • заявления от всех участников сделки;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.
Все документы подавайте с заверенными копиями.

Оформление права собственности происходит в течение 5 рабочих дней, после чего собственник получает соответствующее свидетельство. При возникновении любых спорных ситуаций стоит обращаться к земельному юристу.

Образец заявления о государственной регистрации перехода прав на земельный участок
zayavlenie-o-gosudarstvennoi-registracii-zemelnogo-uchastka.docx ≈ 11 КБ
Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!
Скачать образец
Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Регистрация права собственности на землю
Что подразумевают принципы регистрации прав на землю?
Документы для регистрации права собственности на землю

Комментарии

Клиент - Александр
Александр
клиент, г. Сочи

Имеет ли право юстиция выдавать Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру в доме, который не сдан приемной комиссии, т.е.отсутствует акт приемки дома и какие документы требуются для регистрации квартиры в г.Сочи

Юрист - Александр Александрович
Юрист по гражданскому праву , г. Сургут
Общаться в чате

Здравствуйте, Александр!

Имеет ли право юстиция выдавать Свидетельство о государственной регистрации права на квартиру в доме, который не сдан приемной комиссии, т.е.отсутствует акт приемки дома и какие документы требуются для регистрации квартиры в г.Сочи

Судебная практика показывает, что свидетельство можно получить в отсутствие разрешения на ввод дома в эксплуатацию, т.к. право собственности может быть признано и на незавершенный строительством объект, что вытекает из ст. 131 ГК РФ.

Необходимо иметь передаточный акт (акт об исполнении обязательств), а также кадастровый паспорт на квартиру, иные документы — полный перечень, желательно, уточнить в РосРеестре или МФЦ.

Отблагодарить
Общаться в чате Отблагодарить

Клиент - Анна
Анна
клиент, рп. Солнцево

Здравствуйте!

Какие изменения предполагается внести в ГК про общую собственность в соответствии с Проектом ФЗ "О внесении изменений в части 1, 2, 3, 4 ГК и другие НПА"? и какие изменение будут касаться права собственности и иных прав на землю в соответствии с этим Проектом?


Клиент - Валерий
Валерий
клиент, с. Аликово

Регистратор права на недвижимость требует нотариальное согласие супруги. Каким документом мне мотивировать отказ впредоставлении его.Заранее спасибо . Валерий

Юрист - Диана
Юрист по гражданскому праву , г. Москва
Общаться в чате

Здравствуйте, Валерий. В соответствии с ч.3 ст.35 СК РФ необходимо согласие на распоряжение правом на недвижимость. В случае, если Вы приобретаете — наличие согласия не требуется. Можете обратиться к руководству с требованием о разъяснении необходимости предоставления согласия и на основании какого нормативно-правового акта.

Отблагодарить
Общаться в чате Отблагодарить

Вам может быть интересно

Оспаривание стоимости недвижимости, указанной в кадастре
Кадастр — это специальный государственный реестр, в который в обязательном порядке вносится стоимость всех объектов недвижимости. Главным для ее владельцев является то, что именно с внесенной в кадастр суммы назначаются налоги. Достаточно часто собственники считают, что налоги непомерно высоки, а участки и объекты, с которых необходимо уплачивать обязательный сбор, стоят существенно меньше, чем указано...
16
Нужно ли проводить межевание земельного участка?
Понятие «межевание» не обозначено в законодательстве. Под ним подразумевают точное указание границ земельного участка. Если вы собираетесь стать землевладельцем, выкупить надел в собственность или взять его в аренду, вам необходима эта процедура. Определить четкие границы участков требуется также действующим собственникам, когда: Закон определяет случаи, когда проводится бесплатное межевание: Это дает...
6
Перевод земли в ИЖС
Категория земли может стать препятствием для строительства. Сельскохозяйственные угодья можно перевести в ИЖС, однако процесс будет трудоемким, а результат зависит не только от решения МФЦ, но и от позиции муниципальных властей. Земли сельхозназначения имеют целый ряд ограничений для собственников. Их использование зависит от градостроительной политики и подразумевает: Использование сельскохозяйственных...
6
Прекращение права собственности на земельный участок
Владелец надела может лишиться права собственности на него по собственной инициативе или по решению суда. В большинстве случаев собственник получает компенсацию за землю и строения, сумма выкупа назначается исходя из рыночной стоимости и других условий. Права собственности на землю могут быть прекращены. Все основания для этого подробно изложены в законодательстве. Перечислим основные причины. С 2008...
7
Как узаконить гараж?
Для строительства гаража владельцу машины требуется специальное разрешение от муниципальных властей. Если оно не было получено вовремя, хозяин помещения может попытаться легализовать его. Стандартная процедура состоит из двух этапов: Дальнейшие детали процедуры зависят от того, где находится гараж, и каков правовой статус земли, на которой он был построен. Чаще всего такое строение уже имеет законный...
12
Земля под гаражом в собственность
Для свободного распоряжения гаражом необходимо не просто иметь свидетельство о владении, нужно также оформить землю под ним в собственность. При этом важно соблюдать все юридические формальности, предусмотренные законом. Целесообразность этого шага зависит от того, как владелец собирается впоследствии распоряжаться своим имуществом, а также от правового статуса строения. Приватизация земли может стать...
13