«Мусорная революция»: всё о новых правилах вывоза мусора
«Мусорная революция»: всё о новых правилах вывоза мусора

«Мусорная революция»: всё о новых правилах вывоза мусора

Кто вывозит мусор? Почему так много платим? Куда жаловаться?
Автор статьи: Максим Иванов Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

С 1 января 2019 года в России были введены новые правила вывоза мусора. Высокие тарифы, появление неведомых региональных операторов, обещание построить мусороперерабатывающие заводы. Всё это – мусорная реформа. Её авторы задумывали коренным образом изменить систему сбора и вывоза бытовых отходов. Но прошел почти год, и количество вопросов по поводу новой коммунальной услуги не иссякает. А многие и вовсе не увидели никаких изменений, восприняв реформу не иначе, как очередное «покушение на кошелек».

Мы в Правовед.RU верим в лучшее и уверены, что все еще наладится. Рассказываем, какие изменения в законодательстве по вывозу мусора действуют с 2019 года и кто теперь и за что отвечает.

Зачем это придумали?

Изначально замысел был благим. Реформаторы задумывали назначить в каждом субъекте регионального оператора, который совершит маленькую мусорную революцию: расставит везде баки для раздельного сбора отходов, понастроит перерабатывающих заводов, закроет старые свалки… Старт реформе был дан еще в 2015 году.

Но время шло. Заводы никто не строил, полигоны не закрывали, а регионы год за годом откладывали начало реформы. Пока не был определен дедлайн – 01.01.2019. И тогда субъекты наспех определили региональных операторов, на всякий случай установили высокие тарифы, приняли нормативы накопления мусора с запасом. Вжух, и в январе все получили новые платежки. Такая себе реформа, что уж скажешь.

Читайте также
N 44-ФЗ ст 112. Заключительные положения
С января 2019 года вывоз мусора стал отдельной коммунальной услугой (например, как водоснабжение). А потому оплачивать его владельцам жилья придется отдельной строкой в платежке. В связи с этим с начала 2019 года управляющей компанией должна быть пересмотрена строка «Содержание и ремонт жилья».

Региональные операторы. Их ввели в закон о вывозе мусора (ст. 24.6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и выбирают на региональном уровне на конкурсной основе. Это может быть один или сразу несколько региональных операторов. Например, в Санкт-Петербурге работает один «Завод МПБО-2», а в Московской области действует сразу 7 компаний. За каждым оператором закрепили определенную территорию, друг с другом он не пересекаются.

Даже если в вашей области сразу несколько операторов, выбирать из них вы не можете – за вас уже выбрали. Отказаться – тоже. Те, кто производят мусор, обязаны заключить договор с регоператором и пользоваться услугами той компании, в зоне действия которой они этот мусор накапливают (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89).

Но это актуально для частного сектора. А кто с кем заключает договор на утилизацию отходов в многоэтажках? За вас это должна сделать управляющая компания. Впрочем, и для нее это необязательно. Договор считается заключенным со всеми жителями муниципалитета с момента, как такой договор подписан между местной администрацией и регоператором (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Читайте также
«Дайте уволиться!»: как рассчитаться, если шеф против?

За что отвечает региональные оператор?

Оператор собирает, транспортирует и утилизирует бытовые отходы (ст. 24.8 ФЗ № 89). Когда он это делает, зависит от времени года (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг):

  • ежедневно в теплое время года (допустимое отклонение – не более 24 часов).;
  • раз в три дня во время года, когда температура воздуха + 5 ̊С и ниже (допустимое отклонение – не более 48 часов).
Суммарное отклонение в месяц не может превышать 72 часов. Тут же предусмотрена и ответственность за нарушение этого графика. За каждые 24 часа суммарного отклонения оператор должен снизить сумму в платежке на 3,3%.

Кроме того, оператора могут привлечь к административной ответственности. Во-первых, за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП). Во-вторых, за нарушение местных правил благоустройств. Так, например, в Якутске «мусорщиков» оштрафовали на 500 тыс. руб.

Если оператор регулярно нарушает график, а площадка у дома постоянно захламлена – жалуйтесь:

  1. Первый адресат – УК, она должна «привести в чувство» регионального оператора, так как именно она является представителем жильцов.
  2. Не помогло – обращаетесь в Жилинспекцию с жалобой.
  3. Параллельно подаем жалобу в местный департамент ЖКХ или сразу в региональное министерство ЖКХ.
  4. Так как это является нарушением санитарных норм, также подаем жалобу в Роспотребнадзор и районную инспекцию госэконадзора.
  5. А в качестве «контрольного» – жалоба в прокуратуру как орган общего надзора.

Что важно: оператор отвечает за вывоз мусора исключительно из мест сбора и накопления ТКО, которые учтены на специальной схеме и внесены в реестр. Сами такие площадки в зоне ответственности управляющих компаний, ТСЖ или владельцев земельных участков, на которых они расположены. Они должны следить за чистотой в местах накопления отходов, их обустройством и облагораживанием.

Важно и то, что по новым правилам:

  • нельзя предъявить оператору претензии по поводу стихийных свалок – за них отвечает владелец участка, где они образовались. Оператор уберет такую свалку только после бездействия со стороны владельца участка;
  • нельзя обязать оператора забирать листья, сухую траву и прочие отходы зеленых насаждений. Они не подпадают под определение коммунальных отходов, а потому вывозятся за отдельную плату;
  • можно заставить вывозить строительный мусор, мебель и прочие крупногабаритные отходы.

Почему так дорого?

Федеральный закон о вывозе ТБО передал право на определение тарифов в регионы (ст. 24.9 ФЗ № 89). В основе платежа лежит установленный регионом тариф за вывоз мусора и норматив накопления (на одного человека или на 1 кв. м жилой площади – выбирает регион).

Тариф складывается из ряда факторов: площадь региона, плотность населения, протяженность дорог, расположение полигонов и т.д. Логично, что для различных населенных пунктов эти условия будут разными, а потому отличаются и тарифы. Региональные власти старались их обосновать экономически, но рассчитать их объективно, да еще и так, чтобы всех устраивало, невозможно. В итоге во многих населенных пунктах тариф оказался завышенным.

Собственно, как и норматив накопления. В некоторых субъектах норматив один для всего региона, в других дифференцирован (по территории, категории потребителей, видам отходов). Но почти везде он завышен: население не производит столько мусора, сколько заложено в норматив. А оттого и завышенные цифры в платежках.

Изначально предполагалось, что местные власти будут мониторить накопление отходов на конкретных площадках, и эти данные лягут в основу норматива накопления (Постановление Правительства №269 от 04.04.2016). Проводились ли такие замеры конкретно в вашем городе, были ли они объективны и именно они ли легли в основу норматива, сказать могут только в местном органе самоуправления.

Кому положены льготы?

Так как обращение с ТБО – коммунальная услуга, на нее предусмотрены льготы. В первую очередь ими пользуются все, кому положена компенсация коммунальных расходов на федеральном уровне. Это:

  • инвалиды I, II и III группы;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • многодетные семьи.

Этот список дополняют и на региональном уровне. Например, в Московской области скидку получают:

  • жители частного сектора – 30%;
  • жители районов в 2-километровой зоне от полигонов – 70%;
  • пенсионеры – 30% для неработающих, 50% если старше 70 лет, 100% если старше 80 лет.

Это основные правила новой мусорной реформы. Новая система призвана улучшить экологическую ситуацию и сделать жизнь граждан более комфортной. Но пока она изменила лишь цифры в платежках, а контейнеры для раздельного сбора мусора и перерабатывающие заводы остаются только в планах региональных чиновников.

Редактор: Людмила Разумова Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Содержание

Зачем это придумали?
За что отвечает региональные оператор?
Почему так дорого?
Кому положены льготы?

Вам может быть интересно

Затопление квартиры: актуальная судебная практика
Затопление квартиры: актуальная судебная практика
Затопление квартиры: актуальная судебная практика
Виноваты могут быть не только соседи!
Налог с продажи автомобиля в 2024: что нужно знать продавцу?
Налог с продажи автомобиля в 2024: что нужно знать продавцу?
Налог с продажи автомобиля в 2024: что нужно знать продавцу?
Как рассчитать, как уменьшить, как заплатить?
N 5-ФЗ ст 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся...
Старость в радость
Старость в радость
Старость в радость
Какие компенсации и выплаты положены пенсионерам по ФЗ 442?
Упрощенное банкротство физических лиц через МФЦ с 1 сентября 2024
Упрощенное банкротство физических лиц через МФЦ с 1 сентября 2024
Упрощенное банкротство физических лиц через МФЦ с 1 сентября 2024
Рассказываем об изменениях по упрощенному банкротству физических лиц
N 44-ФЗ ст 34. Контракт
1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки...