Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
С 1 января 2019 года в России были введены новые правила вывоза мусора. Высокие тарифы, появление неведомых региональных операторов, обещание построить мусороперерабатывающие заводы. Всё это – мусорная реформа. Её авторы задумывали коренным образом изменить систему сбора и вывоза бытовых отходов. Но прошел почти год, и количество вопросов по поводу новой коммунальной услуги не иссякает. А многие и вовсе не увидели никаких изменений, восприняв реформу не иначе, как очередное «покушение на кошелек».
Мы в Правовед.RU верим в лучшее и уверены, что все еще наладится. Рассказываем, какие изменения в законодательстве по вывозу мусора действуют с 2019 года и кто теперь и за что отвечает.
Зачем это придумали?
Изначально замысел был благим. Реформаторы задумывали назначить в каждом субъекте регионального оператора, который совершит маленькую мусорную революцию: расставит везде баки для раздельного сбора отходов, понастроит перерабатывающих заводов, закроет старые свалки… Старт реформе был дан еще в 2015 году.
Но время шло. Заводы никто не строил, полигоны не закрывали, а регионы год за годом откладывали начало реформы. Пока не был определен дедлайн – 01.01.2019. И тогда субъекты наспех определили региональных операторов, на всякий случай установили высокие тарифы, приняли нормативы накопления мусора с запасом. Вжух, и в январе все получили новые платежки. Такая себе реформа, что уж скажешь.
Региональные операторы. Их ввели в закон о вывозе мусора (ст. 24.6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и выбирают на региональном уровне на конкурсной основе. Это может быть один или сразу несколько региональных операторов. Например, в Санкт-Петербурге работает один «Завод МПБО-2», а в Московской области действует сразу 7 компаний. За каждым оператором закрепили определенную территорию, друг с другом он не пересекаются.
Даже если в вашей области сразу несколько операторов, выбирать из них вы не можете – за вас уже выбрали. Отказаться – тоже. Те, кто производят мусор, обязаны заключить договор с регоператором и пользоваться услугами той компании, в зоне действия которой они этот мусор накапливают (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89).
Но это актуально для частного сектора. А кто с кем заключает договор на утилизацию отходов в многоэтажках? За вас это должна сделать управляющая компания. Впрочем, и для нее это необязательно. Договор считается заключенным со всеми жителями муниципалитета с момента, как такой договор подписан между местной администрацией и регоператором (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).
За что отвечает региональные оператор?
Оператор собирает, транспортирует и утилизирует бытовые отходы (ст. 24.8 ФЗ № 89). Когда он это делает, зависит от времени года (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг):
- ежедневно в теплое время года (допустимое отклонение – не более 24 часов).;
- раз в три дня во время года, когда температура воздуха + 5 ̊С и ниже (допустимое отклонение – не более 48 часов).
Кроме того, оператора могут привлечь к административной ответственности. Во-первых, за нарушение нормативов обеспечения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП). Во-вторых, за нарушение местных правил благоустройств. Так, например, в Якутске «мусорщиков» оштрафовали на 500 тыс. руб.
Если оператор регулярно нарушает график, а площадка у дома постоянно захламлена – жалуйтесь:
- Первый адресат – УК, она должна «привести в чувство» регионального оператора, так как именно она является представителем жильцов.
- Не помогло – обращаетесь в Жилинспекцию с жалобой.
- Параллельно подаем жалобу в местный департамент ЖКХ или сразу в региональное министерство ЖКХ.
- Так как это является нарушением санитарных норм, также подаем жалобу в Роспотребнадзор и районную инспекцию госэконадзора.
- А в качестве «контрольного» – жалоба в прокуратуру как орган общего надзора.
Что важно: оператор отвечает за вывоз мусора исключительно из мест сбора и накопления ТКО, которые учтены на специальной схеме и внесены в реестр. Сами такие площадки в зоне ответственности управляющих компаний, ТСЖ или владельцев земельных участков, на которых они расположены. Они должны следить за чистотой в местах накопления отходов, их обустройством и облагораживанием.
Важно и то, что по новым правилам:
- нельзя предъявить оператору претензии по поводу стихийных свалок – за них отвечает владелец участка, где они образовались. Оператор уберет такую свалку только после бездействия со стороны владельца участка;
- нельзя обязать оператора забирать листья, сухую траву и прочие отходы зеленых насаждений. Они не подпадают под определение коммунальных отходов, а потому вывозятся за отдельную плату;
- можно заставить вывозить строительный мусор, мебель и прочие крупногабаритные отходы.
Почему так дорого?
Федеральный закон о вывозе ТБО передал право на определение тарифов в регионы (ст. 24.9 ФЗ № 89). В основе платежа лежит установленный регионом тариф за вывоз мусора и норматив накопления (на одного человека или на 1 кв. м жилой площади – выбирает регион).
Тариф складывается из ряда факторов: площадь региона, плотность населения, протяженность дорог, расположение полигонов и т.д. Логично, что для различных населенных пунктов эти условия будут разными, а потому отличаются и тарифы. Региональные власти старались их обосновать экономически, но рассчитать их объективно, да еще и так, чтобы всех устраивало, невозможно. В итоге во многих населенных пунктах тариф оказался завышенным.
Собственно, как и норматив накопления. В некоторых субъектах норматив один для всего региона, в других дифференцирован (по территории, категории потребителей, видам отходов). Но почти везде он завышен: население не производит столько мусора, сколько заложено в норматив. А оттого и завышенные цифры в платежках.
Кому положены льготы?
Так как обращение с ТБО – коммунальная услуга, на нее предусмотрены льготы. В первую очередь ими пользуются все, кому положена компенсация коммунальных расходов на федеральном уровне. Это:
- инвалиды I, II и III группы;
- инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
- ветераны труда;
- инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
- участники боевых действий;
- лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» и члены их семей;
- семьи с детьми-инвалидами;
- многодетные семьи.
Этот список дополняют и на региональном уровне. Например, в Московской области скидку получают:
- жители частного сектора – 30%;
- жители районов в 2-километровой зоне от полигонов – 70%;
- пенсионеры – 30% для неработающих, 50% если старше 70 лет, 100% если старше 80 лет.
Это основные правила новой мусорной реформы. Новая система призвана улучшить экологическую ситуацию и сделать жизнь граждан более комфортной. Но пока она изменила лишь цифры в платежках, а контейнеры для раздельного сбора мусора и перерабатывающие заводы остаются только в планах региональных чиновников.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |