Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Чтобы оформить сделку с недвижимостью, предстоит собрать множество справок и получить разрешения уполномоченных органов власти. Многие граждане тратят несколько месяцев на оформление купли-продажи недвижимости или приватизацию жилья.
В 2020 году доступна упрощенная схема оформления квартиры в многофункциональном центре (МФЦ «Мои документы»), который есть в каждом округе, районе, городе. Эта организация выступает в роли посредника между гражданами и государственными ведомствами, что отличается экономией ресурсов и удобством при любых сделках с недвижимым имуществом.
Какие бумаги подготовить для приватизации жилья, каков срок ожидания, сколько длится процедура переоформления квартиры и что следует предпринять в первую очередь? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из нашей статьи, а также обратившись за консультацией к опытным юристам компании Правовед.RU.
Приватизация квартиры – цель и результат
Чтобы стать полноправным владельцем недвижимости, полученной по договору социального найма и муниципальной собственности, необходимо пройти процедуру приватизации. Это право сохраняется за любым взрослым человеком, воспользоваться им можно 1 раз в жизни. Исключение из правил касается только детей, которые могут дважды участвовать в программе приватизации – до и после совершеннолетия.
После прохождения всех этапов оформления жилья выдается правоустанавливающий документ, подтверждающий статус приватизации и оформления жилья в личную собственность – свидетельство/выписки из ЕГРН. Это позволяет использовать недвижимость на свое усмотрение – обменять, продать, подарить, реконструировать и прочее.
Муниципальные площади по договору социального найма нельзя обменивать или продавать.
Плюсы приватизации муниципальной недвижимости:
- свобода распоряжения;
- наследование на основании завещания и родственных связей;
- выселение из приватизированного жилья практически невозможно;
- продажа имущества за долги на торгах подразумевает погашение задолженности с выплатой разницы владельцу недвижимости;
- есть возможность оставлять жилье в залог, осуществлять переуступку или перепланировку.
Отрицательные стороны приватизации квартир:
- обязательно вносить налоговые платежи;
- нельзя обменять на неприватизированное жилье;
- также обязательное условие — взносы за обслуживание, содержание дома.
Также следует учитывать, что в законодательстве предусмотрены ограничения по приватизации некоторых жилых помещений. Список объектов, исключенных из списка приватизируемых по общим правилам:
- аварийное жилье, подлежащее сносу;
- комнаты в общежитиях, относящихся к государственному ведомственному фонду (в случае перехода права местным властям, приватизация разрешается);
- служебные квартиры, например, военные городки, кроме помещений, входящих в состав жилфонда организаций сельской местности и совхозов.
Приватизировать аварийное жилье на законных основаниях можно, если дом попадает под программу реконструкции/модернизации.
Приватизация квартиры через МФЦ в 2020 году: пошаговая инструкция
Оформление приватизации в штатном порядке потребует периодического посещения различных организаций. Ускорить процедуру можно, обратившись в МФЦ по месту жительства. Это может быть поход в офис или обращение через портал Госуслуг.
В случае личного посещения, необходимо подать заявление на услугу в установленной форме (образец можно получить у юристов и в МФЦ). Обязательное условие – присутствие всех заинтересованных лиц, в том числе несовершеннолетних детей в возрасте от 14 лет. В случае отсутствия одного из домочадцев, следует подготовить доверенность на представление его интересов, заверенную у нотариуса. В противном случае заявление не будет принято к рассмотрению.
При участии в приватизации несовершеннолетнего ребенка, требуется согласие опекунов/родителей и представителей органов опеки и попечительства.
Личное обращение в МФЦ
В каждом городе есть офис «Мои документы», где решаются многие вопросы с подготовкой и оформление бумаг – от паспорта до передачи собственности в дар и приватизации. Это удобно тем гражданам, у которых нет доступа к интернету. Государство дает возможность решить проблемы, посетив организацию, получив консультацию регистратора и сэкономив время на походе по всем инстанциям.
Приватизация квартиры в МФЦ требует соблюдения следующих действий:
- запись на прием в МФЦ;
- подача заявления;
- для проверки документов и сбора сведений, на регистратора оформляется доверенность;
- после проверки и подготовки, документы направляются в администрацию для последующего рассмотрения, приема и утверждения;
- соискателю направляется уведомление, в котором указывается время для подписи договора приватизации (явиться должны также все зарегистрированные жильцы или их доверенные лица).
При любых вопросах, развернутую консультацию можно получить у юристов компании Правовед, обратившись через форму на сайте и по телефону.
Дистанционное обращение в МФЦ
Проверить документы на приватизацию муниципального жилья можно удаленно, на портале Госуслуги. Чтобы не допустить ошибок, необходимо следовать установленной инструкции:
- зарегистрироваться на портале Госуслуги, получив логин/пароль для авторизации;
- во вкладке «Электронные услуги» выбрать приватизацию жилья и заполнить онлайн-анкету;
- загрузить сканы всех требуемых документов;
- дождаться решения, по результату которого, сотрудники МФЦ свяжутся с заявителем лично.
Если в одном из документов будет допущена опечатка, ошибка, то процедуру придется проходить с самого начала.
Перечень документов для приватизации через МФЦ
Список нужных документов для приватизации через МФЦ:
- удостоверение личности всех жильцов (копии);
- право получения жилья по договору социального найма, ордеру;
- технические документы на недвижимость;
- выписка с лицевого счета по оплате коммунальных услуг;
- справка о первичной приватизации каждого из жильцов;
- выписка из паспортного стола – количество зарегистрированных;
- при отказе от доли в квартире, отказ должен быть оформлен официально, а также иметь нотариальное заверение;
- соглашение на приватизацию каждого из правообладателей, включая несовершеннолетних детей.
Дополнительные документы, которые могут потребоваться для приватизации – свидетельство о смерти, выписка о смене ФИО и т.д.
Стоимость приватизации в МФЦ
Невзирая на то, что приватизация муниципальных квартир в 2020 году является бесплатной, все дополнительные расходы несет соискатель. Сколько обойдется каждый из документов, зависит от срочности и региональных расценок. Средние ставки за сбор и подготовку официальных бумаг на приватизацию:
- техпаспорт – 1,5 тыс. руб.;
- справка об участии в приватизации – 500 руб.;
- доверенность – 1 тыс. руб.;
- госпошлина по договору приватизации – 1 тыс. руб.;
- госпошлина на право собственности – 2 тыс. руб.
Основной вопрос, который задают многие граждане – сколько времени длится оформление имущества. Законодательство регламентирует предельный срок 2 месяца. На деле все может затянуться, если потребуются дополнительные сведения и документы.
Сроки оформления документов
Вопрос сроков выдачи каждого документа тесно связан с итоговым периодом приватизации жилья. При подготовке пакета бумаг следует учитывать большой поток обратившихся и загруженность работников учреждений.
Сколько времени потребуется и что на это влияет, отвечают опытные юристы:
- техническая документация выдается в 2-х недельный период с момента подачи заявления и оплаты госпошлины;
- при задолженности (квартплата и коммунальные услуги), процедура может затянуться до момента полного погашения долга (через МФЦ это условие не создает препятствий);
- с момента обращения в МФЦ до подписания договора приватизации средний временной отрезок составляет 2 месяца, плюс подготовка документации по обращению.
Чтобы стать полноправным владельцем квартиры, необходимо обязательно пройти регистрацию в Росреестре, что является итоговой точкой оформления недвижимости.
Резюме
Приватизация муниципального жилья в 2020 году – бессрочная и полностью бесплатная процедура, которая доступна для каждого гражданина РФ. Чтобы приватизация прошла без проволочек, следует выполнить все условия законодательства. В МФЦ по данным вопросам даст ответ регистратор, а при дистанционном обращении лучше предварительно уточнить возможные препятствия, такие как причины отказа в приватизации, нерегистрируемые помещения и прочее.
Когда отказ в приватизации является законным:
- данные предоставлены некорректно, неточно;
- поддельные документы, что также влечет наказание по УК РФ;
- неполный список документов;
- жилье относится к ведомственному фонду, который не дал согласие на приватизацию (в законодательстве допускается оформление служебных/ведомственных помещений);
- договор найма не соответствует требованиям и прочее.
Ввиду ежегодных изменений в ЖК РФ, список требований по документам и возможным исключениям может меняться. Все спорные моменты можно решить в судебном порядке, предварительно получив консультацию компетентных юристов портала Правовед.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
В судебном порядке за одним из со собственников была признана доля в квартире в порядке приватизации. И еще за всеми троими за каждым была признана доля в порядке наследования. После все со собственники обратились в МФЦ чтоб зарегистрировать право собственности за каждым из них. При подаче заявления на регистрацию, мы отдали в МФЦ договор приватизации (оригинал). Раннее квартира была приобретена в по договору приватизации. Имеет ли право МФЦ не вернуть нам оригинал договора приватизации, при выдаче выписки на доли каждому из со собственников?
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 1 января 2017 года, устанавливает обязанность органа государственной власти, органа местного самоуправления в случае, если право возникает на основании сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в срок не позднее пяти рабочих дней с даты совершения такой сделки. Поэтому договор приватизации, сданный Вами, обязаны Вам вернуть.
Добрый день.
Договоры для регистрации предоставляются в количестве экземпляров равному количеству участников, плюс экземпляр для регистрирующего органа. Как правило один экземпляр остается храниться в архиве, остальные выдаются участникам сделки. В любом случае, фактом совершения сделки или права собственности на объект недвижимого имущества, будет являться. запись в реестре регистрирующего органа Росреестр.
Добрый день сдали в МФЦ документы на приватизацию. Участвуют моя мать, дочь(3 года) и я. Жена нотариально отказалась от приватизации, так как с 1998 года по 2003 жила без регистрации и с паспортом гражданина Таджикистана. Получила российское гражданство только в 2003 году. Через 3 недели получили отказ. По причине, что нужны выписки со всех мест жительств с 1998 года и то что она не участвовала в приватизации. Вопрос: При нотариальном отказе моей жены от приватизации действительно нужно всё это предоставлять? Так фактически это невозможно по выше перечисленным причинам. Когда сдавали документы в МФЦ сказали, что в случае отказа от приватизации от жены больше ничего не нужно, а оказалось, что нужно всё?
Здравствуйте! Давайте уточним обстоятельства. Договор приватизации с Вами заключён? Вы получили уведомление об отказе или о приостановлении регистрационных действий? Если получили, не могли бы выложить его здесь хотя бы в обезличенном виде, потому что законных оснований для удовлетворения тех требований, которые Вам предъявляют, я не вижу. Основания для приостановления гос. регистрации и последующего отказа предусмотрены ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Здравствуйте! Я оформляла приватизацию квартиры через МФЦ, вроде всё уже закончено, сказали подъехать за документами.
Не понятно на каком этапе приватизации нужно оплатить госпошлину...Можно ли её оплатить прямо там в МФЦ? Принимают ли они платежи?
Добрый день. Государственная пошлина оплачивается перед подачей заявления в Росреестр о переходе права собственности на квартиру.
Сейчас Вам скорее всего выдадут договор на приватизацию, который и надо будет регистрировать.
Возможность оплаты госпошлины в МФЦ зависит от конкретного центра, есть там терминалы по приему платежей или нет необходимо уточнять на месте.