Правовед.ру в твоем кармане. Юрист онлайн 24/7

Установите приложение и получите скидку 15% на оплату вопроса

Скидка 15% при оплате вопроса в приложении Правовед.ру по промокоду Pravoved2022

Промокод: Pravoved2022

8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Закон 54-ФЗ о применении контрольно кассовой техники

Правила применения контрольно-кассового оборудования в РФ регламентируются Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ). Пакет новшеств, внесенный в указанный нормативный акт в июле 2016 года, кардинальным образом меняет порядок использования ККТ при наличных денежных расчетах с потребителями. 

Закон 54-ФЗ

Текст Закона необходимо детально проанализировать каждому субъекту предпринимательской деятельности, поскольку карательные санкции за его нарушение влекут крайне неблагоприятные последствия. Рассмотрим, что нового он гласит о применении контрольно-кассовой техники, и каким образом будет осуществляться переход на новые требования.

54-ФЗ действует с изменениями 2017 года, а среди его ключевых особенностей можно выделить:

  • вводит понятие онлайн-касс, как полноценной разновидности ККТ, предусматривающих возможность оформлять чеки в электронной форме с одновременной передачей данных для контроля ФНС;
  • регистрация нового контрольно-кассового оборудования должна осуществляться с учетом указанного акта, а перерегистрация действующих единиц ККТ проводится с соблюдением поэтапных сроков;
  • передачу сведений о приеме денежных средств от потребителей обеспечивает оператор фискальных данных, с которым каждый пользователь ККТ будет обязан заключить договор на обслуживание.

Предельный срок перехода на ККТ с использованием электронных терминалов фискальных данных неоднократно менялся, однако дальнейшего продления переходного этапа не планируется. По этой причине каждому субъекту предпринимательской деятельности, осуществляющему прием наличных денежных средств, необходимо в кратчайшие сроки перейти на новые виды оборудования и порядок расчетов.

Какие преимущества и недостатки влекут новые правила Закона № 54-ФЗ для рядовых предпринимателей и потребителей? Отметим самые значимые практические моменты, которые затронут большинство участников наличных взаиморасчетов:

  • согласно нормам Закона № 54-ФЗ, онлайн-кассы позволяют потребителю мгновенно получить электронную версию чека, что существенно удобнее бумажного кассового документа (электронный файл проще хранить, а при удалении его легко восстановить);
  • инспекция ФНС получает возможность контролировать оборот денежных средств и правильность ведения расчетов с покупателями, что имеет ключевое значение при камеральных проверках отчетности;
  • юрлица и частные предприниматели, применяющие ККТ с новыми электронными модулями, вынуждены нести существенные расходы - на приобретение нового оборудования или модернизацию старой техники; на подключение и обслуживание электронной системы документооборота; на оплату услуг оператора фискальных данных.

Таким образом, в наиболее неблагоприятную ситуацию поставлены субъекты предпринимательства, поскольку одновременно с существенными расходами они получают сомнительное преимущество в виде отсутствия необходимости выдавать бумажные чеки (хотя и эта обязанности в настоящее время полностью не исключена). Упростились только правила регистрации кассового оборудования, теперь это можно сделать с использованием дистанционных способов постановки на учет в ФНС.

Онлайн кассы

В чем заключаются принципиальные изменения, которые внес Закон № 54-ФЗ в новый порядок применения ККТ? Рассмотрим ключевые нюансы установки и применения онлайн-кассы:

  • с февраля 2017 года полностью прекращены регистрационные действия с ККТ старого образца, а с июля 2017 года введена обязательная передача фискальных данных через электронную систему налогового документооборота;
  • применение кассового оборудования старого формата полностью прекращено с июля 2017 года;
  • не позднее июля 2018 года использование онлайн-касс будет обязательно даже для тех субъектов, кто сейчас не применяет ККТ (например, предприниматели на патенте).

Таким образом, в настоящее время не только запрещено регистрировать контрольно-кассовое оборудование без электронного терминала фискальных данных, но и применение ранее учтенных единиц ККТ повлечет штрафные санкции.
54-ФЗ о применении контрольно кассовой техники предусматривает следующий алгоритм перехода на использование касс с фискальным модулем:

  • для вновь приобретенного оборудования требуется представить в налоговый орган сертификат соответствия на каждую единицу ККТ;
  • если старое оборудование позволяет провести модернизацию, допускается установка фискального модуля с обновлением программного обеспечения каждой единицы ККТ;
  • заключается договор с оператором фискальных данных, после чего происходит подключение к единой системе налогового документооборота (заключение договора с оператором влечет расходы в виде разового установки программного обеспечения и ежегодных платежей по его обслуживанию);
  • после заключения соглашения с оператором, единица ККТ ставит на учет в инспекции ФНС и должна применяться при расчетах с потребителями;
  • при совершении каждой операции покупателю выдается чек в выбранной им форме (бумажная или электронная форма), а данные о приеме денежных средств автоматически передаются оператору фискальных данных;
  • оператор обеспечивает мгновенную передачу всех сведений через онлайн-ресурсы ФНС.

Оснащение старых кассовых аппаратов новым программным обеспечением и терминалом фискальных данных по требованиям Закона № 54-ФЗ, как правило, нецелесообразно, поскольку сопоставимо по расходам с приобретением нового кассового оборудования. Кроме того, большинство старых моделей ККТ не могут быть оснащены системой онлайн-касс.

Закон об онлайн кассах в настоящее время не запрещает выдавать потребителям чеки в бумажной форме, однако по требованию клиента должен быть предоставлен электронный чек.

54-ФЗ для интернет-магазинов

Изменения в законе распространяются и на различные варианты дистанционной торговли (интернет-магазины). Он вводит для интернет-магазинов обязанность направлять покупателю чек в электронной форме одновременно после осуществления оплаты. Файл с электронным фискальным чеком поступает на электронную почту потребителя и является надлежащим доказательством совершения покупки и внесения оплаты.

По правилам 54-ФЗ в 2017 году интернет-ресурсы могут обойтись без использования онлайн-касс, это требование вступит для них в силу с июля 2018 года. Прием денежных средств от потребителей без использования системы фискальных данных будет являться нарушением законодательства о применении ККТ и повлечет штрафные санкции.

Как обойти 54-ФЗ

Рассмотрим, как можно обойти закон легальным способом и избежать штрафных санкций. Формально, такой вариант доступен практически каждому субъекту предпринимательства - для этого приобретение товаров или расчеты за услуги осуществляются не кассовым способом, а путем выставления и оплаты квитанции банковским переводом.

Банковские переводы, в том числе осуществляемые с помощью электронных банковских сервисов, не подпадают под понятие онлайн-кассы по нормам Закона № 54-ФЗ. Однако такой способ практически невозможно реализовать в торговых точках с приемом наличных средств, а услуга по банковскому переводу несет дополнительные расходы для клиента в виде комиссии.

Таким образом, практическая реализация ухода от использования мобильной кассы, предусмотренной рассматриваемым нормативно-правовым актом, нецелесообразна и является крайне неудобным вариантом для всех участников расчетов.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение новых правил применения контрольно-кассового оборудования влечет существенные штрафные санкции. Они предусмотрены в следующих видах:

  • за использование оборудования, не соответствующего новым требованиям - 10 000 рублей за каждый выявленный факт;
  • за нарушение требования о направлении потребителя чека в электронной форме - 10 000 рублей за каждый случай;
  • за осуществление расчетов без применения кассового оборудования - 30 000 рублей.
  • Указанные штрафы взыскиваются должностными лицами инспекции ФНС в рамках административного производства.

Электронный чек по новому 54-ФЗ

Законом № 54-ФЗ регламентированы требования к чеку в электронной форме. Нормативный акт устанавливает правило, что субъект предпринимательства обязан обеспечить возможность получения потребителем электронного кассового чека, т.е. ответственность за отказ в его выдаче будет наступать в случае, если подобное требование заявлено клиентом при внесении денежных средств.

Электронный чек согласно внесенным изменениям может направляться по смс или через электронную почту, а в его содержание включается следующий состав сведений:

  • дата и время расчета за покупку или оказанную услугу;
  • ИНН субъекта предпринимательства, а также иные обязательные атрибуты;
  • сумма платежа, в том числе включенные в нее комиссии, сборы и налоги;
  • идентификационный номер чека в электронной фискальной системе данных;
  • краткий отчет о приобретенном товаре или принятой услуге.

Сведения электронного чека будут незначительно отличаться при направлении файла путем смс-рассылки или по каналам электронной почте, однако стандартный набор данных должен полностью соответствовать информации бумажного кассового чека.

Сроки перехода

Многочисленные изменения в Законе № 54-ФЗ неоднократно предусматривали перенос сроков для перехода на использование нового кассового оборудования. По итогам последнего продления сроков, переход на использование онлайн-касс предполагает следующие этапы:

  • с 1  февраля 2017 года - прекращены регистрационные действия в отношении кассового оборудования старого образца; введено требование об обязательной передаче данных о расчетах через систему фискальных данных;
  • с 1 июля 2017 года - введен полный запрет на использование кассового оборудования старого формата, а обязанность по передаче фискальных данных введена для всех единиц ККТ;
  • с 1 июля 2018 года - введена обязанность по переходу на онлайн-кассы для частных предпринимателей, работающих на условиях патентной системы налогообложения, а также для субъектов, которые в настоящее время не должны применять ККТ.

Дальнейшее продление сроков перехода на новые правила не предусмотрено, поэтому юридическим лицам и частным предпринимателям необходимо в кратчайшие сроки завершить переход на ККТ с фискальными модулями передачи данных.

Если у вас остались вопросы, касаемо рассматриваемой темы по Закону № 54-ФЗ, советуем обратиться за помощью к нашим квалифицированным специалистам, готовым круглосуточно оказать подробную онлайн-консультацию.


Последние вопросы по теме «54 ФЗ»

Фильтры
400 ₽
Вопрос решен
Бухгалтерский учет
Применение бланков строгой отчетности в бюджетном учреждении
Здравствуйте! Бюджетное учреждение, оказывает платные медицинские услуги населению (обследования). Применяет БСО по форме 0504510. У нас ситуация: к нам в кассу приходит сотрудник другой организации (юр. лицо) и хочет обследовать своих сотрудников, платить хотят наличкой в кассу. Правильно ли, что мы выписываем бланк стогой отчетности? Имеем ли мы право в БСО вписывать фамилию одного из сотрудников или в БСО нужно указать именно Юр. лицо?
, вопрос №25905, Виктория Волкова, г. Саратов
250 ₽
Вопрос решен
Корпоративное право
Нужна ли ИП касса при УСН при отсутствии дел с наличными деньгами?
Нужно ли индивидуальному предпринимателю приобретать кассовый аппарат если он находится на упрощенной системе налогообложения УСН и дел с наличными деньгами не имеет? Обязательна ли нужна касса ККМ для ИП на УСН?
, вопрос №24687, Михайл, г. Томск
Есть вопрос? Задайте его всем юристам сайта!
Ищете ответ? Спросить юриста проще
или8 499 938-65-20
Дата обновления страницы 09.09.2014