8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Каково место правовых позиций Конституционного суда РФ?

Пожалуйста помогите раскрыть место правовых позиций Конституционного Суда РФ среди источников Конституционного права,как отрасли права РФ.

, Ксения, г. Барнаул
Анна Цепнер
Анна Цепнер
Юрист, г. Челябинск

Здравствуйте, Ксения.

Источники конституционного права Юридические формы, в которых выражены и закреплены нормы конституционного права, называются правовыми источниками конституционного права РФ как отрасли права. В РФ источниками конституционного права, как впрочем, и всех других отраслей права, являются нормативные правовые акты (законы, указы, постановления государственных органов и т.п.).

Вместе с тем, источниками конституционного права являются также конституционные обыкновения (обычаи), конституционные судебные прецеденты(прежде всего, решения Конституционного Суда РФ). Источниками конституционного права являются не любые нормативно-правовые акты, а лишь те из них, которые содержат конституционно-правовые нормы и являются в данный момент действующими.
Учитывая федеративный характер государственного устройства РФ, необходимо различать федеральный уровень источников
конституционного права и источники конституционного права уровня субъектов РФ.
Хотя последние являются составным элементом, звеном общероссийской правовой системы. Кроме внутригосударственных источников
конституционного права РФ, к таковым относятся также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч. 4; ст. 15 Конституции РФ).

При этом в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Система федеральных нормативно-правовых актов, являющихся источниками конституционного права, достаточно многообразна. В зависимости от формы, содержания, а также юридической силы, все их можно классифицировать по нескольким видам (группам).
Во-первых, это, прежде всего Конституция РФ. Она является основным, главным источником конституционного права. Нормы, содержащиеся в ней, полностью относятся к нормам конституционного права. Каждая отрасль права, наряду с многочисленными источниками, имеет один или более главных своих источников: в уголовном праве — Уголовный кодекс; в гражданском праве — Гражданский кодекс; в административном праве — Кодекс об административных правонарушениях и т.д.

В конституционном праве таким главным источником является Конституция.
Конечно, Конституция как Основной Закон является основным источником всех
отраслей права, так как её нормы носят первичный учредительный характер, выступают базой для текущего законодательства. Однако все-таки главным источником она является только для конституционного права.
Во-вторых, важными источниками конституционного
права являются: Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 года. Эти
документы носят конституционно-правовой характер и продолжают оставаться
действующими.
В-третьих, это Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Договор носит конституционный характер и остается действующим. Хотя в
соответствии с Конституцией РФ (п.2 второго раздела), в случае противоречия его норм нормам действующей Конституции, действуют нормы Конституции РФ. К этому виду источников конституционного права относятся также договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между ними.[1]
В-четвертых, значительный по объему вид источников конституционного права составляют федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), содержащие нормы конституционного права. Среди них: ФКЗ — “О референдуме РФ”, “ОКонституционном Суде РФ”, “О Правительстве РФ”, “О судебной системе РФ”, “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” и другие; ФЗ — “О гражданстве РФ”, “О выборах Президента РФ”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ”, “О Счетной палате РФ”, “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ и актов палат ФС РФ” и др. Ныне действующая Конституция РФ предусматривает принятие свыше 60 законов, из них ФКЗ – по четырнадцати вопросам.
В-пятых, к источникам конституционного права относятся нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ, а также их Регламенты.

В-шестых, источниками конституционного права могут быть также отдельные нормативные Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (например, Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года “О порядке
опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”).
В-седьмых, к источникам конституционного права относятся все акты, принимаемые Конституционным Судом РФ, в порядке осуществления им конституционного контроля.
Относительно последнего вида источников конституционного права РФ существуют различные точки зрения. Одни ученые
высказывают сомнение относительно того, что решения КС РФ вообще носят
нормативно-правовой характер, а, следовательно, правовым источником быть не могут. Другие, напротив, считают, что постановления и определения КС РФ,
принимаемые последним в результате реализации им функции конституционного контроля, особенно по вопросам толкования отдельных положений Конституции РФ, безусловно, носят характер правовых источников, в том числе и источников конституционного права РФ[2].
Мы присоединяемся к последней точке зрения. Более того, считаем, что решения КС по вопросам толкования положений Конституции РФ, с точки зрения юридической силы и субординации, должны занимать место вслед за самой Конституцией РФ.
К источникам конституционного права на уровне субъектов РФ относятся их конституции (уставы), законы и другие нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы конституционного права, а также решения их
конституционных (уставных) судов.

[1]Однако такие договоры имеют юридическую силу только после их
утверждения федеральным законом. См.: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
[2] См.: Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда РФ. // Журнал росс. Права. 2004. № 12. стр. 3-9; Авакьян С.А. Нормативное значение решений конституционных судов. // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2004. № 4.

Источник: Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. Екатеринбург, 2005. – 152 с.

Р. S. Торшенко А. А. был председателем Государственной комиссии, когда я сдавала государственные экзамены. Это был лучший специалист по конституционному праву в уральском регионе.

Кстати многие судьи из Конституционного Суда, являются выходцами Уральской юридической школы.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Военное право
После получения травмы находясь на СВО, разрыв перепонки и левое ухо с дырочкой и кровоизлияние, могут отправить сново на позиции после лечения в течении 9 дней
После получения травмы находясь на СВО , разрыв перепонки и левое ухо с дырочкой и кровоизлияние , могут отправить сново на позиции после лечения в течении 9 дней!
, вопрос №4092464, Мария, г. Донецк
Административное право
А как же конституционные права ребенка?
Ребенок играет на скрипке, соседке это не нравится, мы говорим имеем право играть с 7.00 утра до 22.00. Соседка утверждает, если Ваша скрипка превышает определенное количество ДБ, то вы играть можете только в музыкальной школе. А как же конституционные права ребенка? Помогите что нам делать? Соседка хочет вызвать специалиста, чтобы измерил уровень шума у нас.
, вопрос №4092254, Алла, г. Москва
586 ₽
Вопрос решен
Гражданское право
Куда обжаловать новое решение арбитражного суда, принятое судом апелляционной инстанции, не привлеченными к делу лицами?
Куда обжаловать новое решение арбитражного суда, принятое судом апелляционной инстанции, не привлеченными к делу лицами? Арбитражным судом 1 инстанции принято решение об отказе в иске в связи с недоказанностью задолженности перед Истцом. Эта задолженность коллективная, поэтому ее взыскание в недоказанном объеме с 1 лица нарушает права остальных участников правоотношения. Судом апелляционной инстанции без перехода к рассмотрению дела по правилам суда 1 инстанции решение суда отменено полностью с принятием нового решение об удовлетворении иска Истца в полном объеме. В новом решении суда установлены обстоятельства, влияющие на права и обязательства иных лиц, не привлеченных судами к участию в деле. Эти лица - предприниматели и юрлица желают обжаловать постановление апелляционной инстанции по своим доводам. Какую жалобу им следует подать - кассационную в арбитражный суд кассационной инстанции или апелляционную в тот же суд апелляционной инстанции, которым принято решение об их правах? Полагаю, что в суд 1 инстанции подавать нельзя, поскольку суд 1 инстанции не вправе принимать апелляционную жалобу по АПК РФ на решение, которое им не принималось. В суд апелляционной инстанции также полагаю подавать нельзя, поскольку суд не вправе давать переоценку собственному принятому решению. На основании действующей судебном практики (прошу на нее сослаться в ответе) какой суд является надлежащим для направления жалобы на основании ч.1 ст.273 АПК РФ: вступившие в силу постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части и иными лицами в случаях, предусмотренных Кодексом. Должна ли такая кассационная жалоба рассматриваться вместе с кассационной жалобой Ответчика, против которого принято решение судом апелляционной инстанции, или кассационная инстанция не обязана рассматривать вместе жалобу участвующего лица и жалобу лиц, не участвовавших в рассмотрении спора в суде?
, вопрос №4092153, Дмитрий, г. Москва
386 ₽
Таможенное право
Какие правовые акты дают основание ФТС РФ отказать заявителю в растаможке легкового ТС ( электромобиля)
Здравствуйте. Какие правовые акты дают основание ФТС РФ отказать заявителю в растаможке легкового ТС ( электромобиля), приобретенного в автосалоне в республике Беларусь и ввезенного на територию РФ для личного пользования. СБКТС и ЭПТС ТС российского образца оформлены. С уважением Мельников Александр.
, вопрос №4091881, Александр, г. Смоленск
586 ₽
Земельное право
Как быть со сроками Исковой давности?
Можно ли создавать новое СНТ на территории старого, которое не ликвидировано - действующее, но налоговой признано фактически прекратившим свою деятельность по формальным признакам (ч. 1 ст. 21.1 ФЗ 129) В 2014 г. налоговая на основании ч. 1 ст. 21.1 ФЗ 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (далее - ФЗ 129), признала фактически прекратившим СНТ свою деятельность и исключила его из единого государственного реестра ЮЛ. Сейчас оно считается якобы не действующим. При этом, на самом деле СНТ ФАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВОВАЛО (дачники приезжали каждый сезон, оплачивались взносы, проходила оплата за электричество и мн.др. (далее - СНТ 1)) Некомпетентный и ленивый председатель, сходил в налоговую, ему там наплели, что нужно сделать, чтоб СНТ как ЮЛ снова оказалось в реестре действующих ЮЛ. И он вместо того, чтоб обжаловать незаконное решение регистрирующего органа в порядке КАС РФ (имеется обширная положительная суд. практика вплоть до Постановлений Конституционного суда от 6 декабря 2011 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона ", аналогичное Постановление КС РФ имеется и от 2021 г.) сделал, как ему предложили в налоговой. А именно, в 2017 г. тупо СОЗДАЛ (не реорганизовал) новое СНТ (далее - СНТ 2) с другим ОГРН/ИНН на территории СНТ 1 (не прекращавшего свою деятельность и не ликвидированного). Причём учредительное собрание было проведено после окончания сезона (в конце октября), с участием всего 28 членов СНТ 1, тогда как общее их число 240. Таким образом, появилось на свет новое СНТ 2, только без правопреемства (СНТ 1 никакого имущества не передавало СНТ 2). В том же 2017 г. появляется гражданин, который становится собственником участка этого СНТ 1, который позже узнаёт про всё вышесказанное. Понимает незаконность действий и налоговой и руководства СНТ 1, но не знал как правильно действовать, не знал такого понятия "сроки исковой давности" и последствия пропуска их. К юристам не обращался за неимением денежных средств и отложил это разбирательство на потом. Продолжение этого разбирательства (внесудебного) началось как вы понимаете только сейчас в 2024 г. На момент исключения СНТ 1 и учреждения СНТ 2 действовал ФЗ 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998, на момент регистрации СНТ 2 в налоговой вступил в силу ФЗ 217 "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 г. Как всё откатить назад и сделать так, как следовало по закону? Как быть со сроками Исковой давности?
, вопрос №4091585, Денис, г. Тула
Дата обновления страницы 02.05.2018