Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Охрана, и обеспечение безопасности
Обязаны ли государственные образовательные учреждения осуществлять охрану своих объектов (учебных корпусов общежитий), если обязаны то могут ли ввести охрану своими силами или обязаны привлекать специализированных организаций (например ЧОП)?
Нормативных актов, обязывающих образовательное учреждение осуществлять охрану своих объектов нет. В связи с этим стоит полагать, что вопрос о необходимости охраны решается на уровне ведомств или муниципалитетов, либо самих образовательных учреждений.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что бюджетное образовательное учреждение (видимо вопрост именно о них) вправе осуществлять охрану принадлежащих ему зданий собственными силами.
Обоснование позиции:
По
общему правилу, закрепленному в ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может
иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности,
предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой
деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень
которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только
на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно
части первой ст. 1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее —
Закон N 2487-I) этим Законом частная детективная и охранная деятельность
определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг
физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение
(лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными
предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих
клиентов. Среди услуг, оказываемых в рамках охранной деятельности,
указаны, в частности, охрана объектов или имущества, находящихся в
собственности, и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на
объектах (п.п. 3, 6 части третьей ст. 3 Закона N 2487-1).
Уже из
приведенной формулировки части ст. 1 Закона N 2487-1 видно, что
лицензируется деятельность по оказанию услуг в области охраны, что
подразумевает осуществление такой деятельности в интересах третьих лиц. О
лицензировании именно оказания услуг в области охраны говорят и
часть пятая ст. 3, и часть первая ст. 11 Закона N 2487-1.
Особенно
явно это видно из пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании
негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600, которым в качестве
лицензионного требования установлено, в частности, наличие письменного
договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность.
Таким
образом, в качестве лицензируемой понимается та деятельность, связанная
с охраной имущества и прочее, которая основана на договорных отношениях
организации с контрагентами (третьими лицами).
числе права собственности) является самозащита (ст. 12, 14 ГК РФ). И ни у
кого не должно вызывать сомнения, что самозащита может проявляться не
только в обращении к третьим лицам, оказывающим подобные услуги, но
самостоятельной в организации охраны своего имущества. Требования к
заключению договоров с частными охранными предприятиями в подобных
ситуациях будет нарушать норму ст. 421 ГК РФ о свободе договора. А
поскольку выбор формы защиты остается за собственником, можно
утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять
порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и
пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.
Соответственно,
охрана принадлежащего учреждению имущества собственными силами —
выполнение работниками своих трудовых обязанностей на территории и
объектах работодателя и в его интересах — не может рассматриваться как
оказание услуг по охране, предусмотренных частью первой части третьей
ст. 3 Закона N 2487-1.
Профессия «сторож» указана в Квалификационном
справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады,
утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84
N 58/3-102 и действующем на территории России в соответствии с
постановлением Минтруда России от 12.05.92 N 15а (далее —
Квалификационный справочник).
Исходя из характеристики работ в
должностные обязанности сторожа входит как организация пропускного
режима, так и охрана имущества (предприятия). При этом к сторожу не
предъявляют каких-либо требований в части наличия у него лицензии или
иных специальных разрешений.
Однако какой-либо правоприменительной
практики или официальных разъяснений по данному вопросу я пока не нашел, и
вполне возможно, что представители контролирующих органов могут
оценивать функции, которые будут осуществляться сотрудниками образовательного учреждения, как охранные. В связи с этим, возможно, целесообразно
принимать на работу в соответствующее подразделение, обеспечивающее
охрану собственного имущества бюджетного образовательного учреждения, граждан, имеющих
удостоверение частного охранника в соответствии со ст. 11.1 Закона РФ
N 2487-1.
Следует учитывать, что одним из способов защиты гражданских прав (в том
числе права собственности) является самозащита (ст. 12, 14 ГК РФ). И ни у
кого не должно вызывать сомнения, что самозащита может проявляться не
только в обращении к третьим лицам, оказывающим подобные услуги, но
самостоятельной в организации охраны своего имущества. Требования к
заключению договоров с частными охранными предприятиями в подобных
ситуациях будет нарушать норму ст. 421 ГК РФ о свободе договора. А
поскольку выбор формы защиты остается за собственником, можно
утверждать, что хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно определять
порядок допуска к своему имуществу, осуществлять пропускной режим и
пресекать согласно ст. 14 ГК РФ попытки его нарушения.
Соответственно,
охрана принадлежащего учреждению имущества собственными силами —
выполнение работниками своих трудовых обязанностей на территории и
объектах работодателя и в его интересах — не может рассматриваться как
оказание услуг по охране, предусмотренных частью первой части третьей
ст. 3 Закона N 2487-1.
Профессия «сторож» указана в Квалификационном
справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады,
утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84
N 58/3-102 и действующем на территории России в соответствии с
постановлением Минтруда России от 12.05.92 N 15а (далее —
Квалификационный справочник).
Исходя из характеристики работ в
должностные обязанности сторожа входит как организация пропускного
режима, так и охрана имущества (предприятия). При этом к сторожу не
предъявляют каких-либо требований в части наличия у него лицензии или
иных специальных разрешений.
Однако какой-либо правоприменительной
практики или официальных разъяснений по данному вопросу пока нет и
вполне возможно, что представители контролирующих органов могут
оценивать функции, которые будут осуществляться сотрудниками Вашей
организации, как охранные. В связи с этим, возможно, целесообразно
принимать на работу в соответствующее подразделение, обеспечивающее
охрану собственного имущества организации, граждан, имеющих
удостоверение частного охранника в соответствии со ст. 11.1 Закона РФ
N 2487-1.
В любом случае непосредственное руководство деятельностью
образовательного учреждения, включая
хозяйственную деятельность и обеспечение
безопасных условий для жизни и здоровья
обучающихся, а следовательно, и все бремя
ответственности, Законом РФ “Об образовании”
(ст. 32, 39, 44, 51) возложены в первую очередь на его
руководителя.
Исходя из финансовых и технических возможностей он и должен выбрать вариант организации охранной работы в
учреждении. Руководитель учреждения в данном случае как никто другой заинтересован в наиболее эффективном способе охраны, т.к. отвечает за все что происходит в его учреждении.