Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли обратиться в суд за нарушение авторских прав?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, могу ли я обратиться в суд в такой ситуации. Я как физ.лицо заказал у студии дизайна логотип для группы в социальной сети. Со студией заключил договор по разработке логотипа. Стоимостью в 5000 рублей. В последующем мне стало известно, что некоторые фирмы начали использовать логотип для печати наклеек на авто, и наклейки продают. Можно обратиться в суд с такой проблемой и потребовать компенсацию? Спасибо!
- Dogovor-Severomorsk-logotip (2).docx
Добрый день, Евгений!
Скажите, пожалуйста, договор заказа создания логотипа был исполнен? Вы подписывали Акты выполненных работ, передачи исключительных прав на результаты работ? Необходимо ознакомиться с текстом договора, чтобы понимать, имела ли место передача Вам исключительного права на созданный логотип.
Если с существованием у Вас исключительных прав все в порядке и Вы стали правообладателем изображения — да, Вы сможете обратиться с иском к нарушителям, незаконно использующим логотип, и требовать выплаты Вам компенсаций (от 10 тыс. рублей и верхний предел 5 млн.) за каждый факт нарушения. Также можно попробовать урегулировать этот вопрос с нарушителями в досудебном порядке.
По моему мнению, логотип является средством индивидуализации группы в социальной сети (т.е по сути коммерческим обозначением). Поскольку, логотип купили Вы (физическое лицо, которое не является ИП), о по моему мнению, скорее всего суд откажет в Вашем иске (потому, что вы физическое лицо, а не ИП и непонятно какое отншение Вы имеете к соц. группе).
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ
Статья 1538. Коммерческое обозначение
1. Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение
1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет», если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Евгений, здравствуйте. Судя по формулировкам договора, в нем вообще не упоминается исключительное право (хотя конечно же лучше ознакомиться с полным текстом). Договор на создание изображения, не важно для группы или какого-нибудь другого, является договором авторского зказа. По такому договору исключительное право на результат работ может как принадлежать заказчику, так и остаться у исполнителя. Таким образом, нужно определить кто же правообладатель, а для этого надо изучить договор. Вы позволите ознакомиться с его полным текстом?
Добрый день!
В Вашем договоре присутствует достаточно неоднозначная фраза:
6.1.
Заказчик имеет право не ограниченного во времени использования не принадлежащих
ему материалов, переданных на электронном носителе в рамках создаваемых макетов
дизайна логотипа, указанного в данном Договоре.
Вряд ли она может трактоваться как передача исключительного права на логотип, но такой вариант толкования возможен.
Для юридической квалификации договора в Вашем случае ключевым является то, кто, собственно, разработал логотип как объект авторского права. А именно объектом авторского права он на данный момент является, а никак не коммерческим обозначением (нет ни одного из признаков такового согласно ГК РФ).
Если автор логотипа — сам Максимов
Роман Сергеевич, то есть основания применять статью 1288 ГК РФ — Авторский заказ, по которой необходимо прямо в договоре указывать судьбу прав. Если автор — не ИП, а привлеченное им лицо (сотрудник, например), то здесь применяем ст. 1296 ГК РФ — и исключительное право, по умотчаю, принадлежит Вам, с логотипом никому ничего делать нельзя.
Поэтому ответить на Ваш вопрос однозначно нельзя.
Позволю себе не согласиться с мнением коллеги по поводу возможности признать логотип только как коммерческое обозначение. Логотип — такое же изображение, у которого есть правообладатель, и оно охраняется как произведение науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в частности произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства (ст. 1259 ГК).
Правообладателем изображения может быть любое лицо, в том числе и физическое.
Да! Акт подписан и имеется на руках!
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
6.1. Заказчик имеет право не ограниченного во времени использования не принадлежащих ему материалов, переданных на электронном носителе в рамках создаваемых макетов дизайна логотипа, указанного в данном Договоре.
6.2. После завершения работ, Исполнитель имеет право публиковать информацию о произведенных работах, если таковая не является конфиденциальной, а также публиковать результаты работ, выполненных по настоящему Договору, в качестве образца своей деятельности.
6.3. При передаче рабочих материалов Заказчик гарантирует, что они не нарушают патентных, авторских и смежных прав, а также прав на коммерческую тайну любых третьих лиц. Исполнитель не несет ответственности за лицензионную чистоту всех предоставленных Заказчиком рабочих материалов.
6.4. Исполнитель гарантирует, что передаваемые Заказчику материалы не нарушают патентных, авторских и смежных прав, а также прав на коммерческую тайну любых третьих лиц.
6.5. Договор подписан в двух подлинных экземплярах по одному для каждой из Сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.