Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Налог на имущество, банки
Оплачены налоги на имущество, транспортный налог и коммунальныеплатежи 13.09.2014 в банке Донинвест.
09.10.2014 у банка отозвана лицензия.
12.12.2014 поступает по почте требование об уплате транспортного налога из налоговой инспекции. Разобравшись, дальше выясняется, что ни один платеж не прошел из банка, т.е. деньги на счет налоговой не поступили, хотя все квитанции об оплате на руках имеются. Во время устного разговора налоговая инспекция квитанции об оплате в доказательство принимать не хочет, отправляет разбираться с банком, который уже банкрот.
Правомерно ли поступает налоговая инспекция? и какие действия мне предпринять?
Уважаемый Евгений Дмитриевич,
В соответствии со ст. 849 ГК РФ банки обязаны перечислять денежные средства со счета клиента не позже одного рабочего дня, следующего за днем поступления платежного поручения. Банки могут устанавливать более длительные сроки в договоре банковского счета. Посмотрите Ваш договор, сильно сомневаюсь, что там этот срок составляет больше трех дней. У банка было достаточно дней перевести деньги с 13.09 по 09.10. К сожалению, поскольку у банка отозвана лицензия, исполнить платеж они уже не имеют права. Также, судя по всему, бесполезно обращаться в Банк России или Роспотребнадзор, учитывая, что лицензию уже отозвали. Рекомендую требовать денежные средства в судебном порядке.
Здравствуйте!
Есть разъяснения ФНС России по ситуации похожей на Вашу
«Об исполнении обязанности по уплате налога и других обязательных платежей в случае их списания с расчетного счета налогоплательщика в банке, но незачисления в бюджет в связи с отзывом у банка лицензии». (Письмо ФНС России от 22.05.2014 N СА-4-7/9954)
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2011 N 138-О указано на то, что положения указанной нормы права касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты.
Таким образом, положения Налогового кодекса Российской Федерации не связывают факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет.
В данном случае правовое значение имеет факт добросовестного совершения плательщиком всех предусмотренных законом действий, направленных на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет.
Вопрос о правомерности действий налоговых органов по взысканию налогов в случаях списания обязательных платежей с расчетного счета налогоплательщика, но незачисления их в бюджетную систему Российской Федерации, а также действия по отказу в признании обязанности по уплате налога исполненной неоднократно был предметом исследования в судах. Арбитражные суды признают обязанность налогоплательщика по уплате налога неисполненной только при наличии доказательств недобросовестности налогоплательщика и плательщика взносов при направлении платежных поручений в банк.
Сам по себе факт отзыва лицензии у банка не является основанием для вывода о недобросовестности действий налогоплательщика и не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате обязательных платежей.
В случае исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога соответствующие суммы не могут рассматриваться как недоимка, в связи с чем в данном случае повторное взыскание с налогоплательщика налогов является неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
При этом при неисполнении банком поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации к указанному банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 НК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении обязательных платежей, списанных с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленных в бюджетную систему Российской Федерации, Управлению ФНС России по Самарской области необходимо сформировать перечень платежных поручений для взыскания с региональных банков Самарской области не поступивших в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, списанных со счетов клиентов этих банков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22.1 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций) после отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций уполномоченный орган формирует требования налогоплательщиков, добросовестно исполнивших обязанность по уплате налогов и сборов, чьи денежные средства были списаны с расчетного счета, но не поступили в бюджетную систему Российской Федерации, и предъявляет их временной администрации кредитной организации, назначаемой Банком России, с приложением необходимых документов для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
В случае невозможности взыскания соответствующих денежных средств в связи с началом процедуры банкротства Управлению ФНС России по Самарской области необходимо предпринять действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления соответствующих требований конкурсному управляющему кредитной организации (государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов») в порядке, установленном статьей 50.28 Закона о банкротстве кредитных организаций.
Одновременно Федеральная налоговая служба обращает внимание, что в случаях установления наличия в действиях налогоплательщика получения необоснованной налоговой выгоды, а именно преднамеренного использования расчетных счетов, открытых в «проблемном» банке, для перечисления обязательных платежей, налоговым органам необходимо в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации на основании документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) направлять в адрес налогоплательщика требование об уплате обязательных платежей.
Таким образом, при условии добросовестного исполнения вашей фирмой обязанности по перечислению налогов, действия налоговой инспекции являются неправомерными. Рекомендую обратиться письменно в налоговую инспекцию с разъяснением Вашей позиции по спорному вопросу.
И да, требовать в судебном порядке возмещения всех расходов, связанных с несвоевременной оплатой налогов.