8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
600 ₽
Вопрос решен

Является ли пересказывание чужого текста плагиатом?

Добрый день.

А создаю свой путеводитель, для которого использовал много исходного материала на русском языке путем полного пересказа с перефразированием, изменением структуры предложения и сокращением объема текста. Есть также тексты, точно переведенные с английского, румынского и турецкого языков.

Является ли это плагиатом, если нет точного воспроизведения чужого произведения или его частей, но имеет место перечисление фактов. Может ли правообрадатель усмотреть в моей книге плагиат и подать на меня судебный иск, если усмотрит свои оригинальные фразы или точную передачу фактов? Факты не являются чем-то выдуманным авторами исходных текстов. Это исторические факты, справочная информация, которые могут быть перечислены любым человеком, хорошо знающим предмет описания. Например история города или описание музейной коллекции.

Показать полностью
, Андрей, г. Королев
Сергей Сергеев
Сергей Сергеев
Юрист, г. Нижняя Тура

Здравствуйте, Андрей!

«Усмотреть» плагиат можно во всем, в случае спора важно, что решит суд.

Не является плагиатом, например перевод текста, с соблюдением прав автора этого текста (ст. 1260 ГК РФ).

Далее, согласно пунктов 5,6. ст. 1259 ГК РФ:

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Таким образом, если возникнет спор о том, является ли данная статья плагиатом и нарушает ли она права автора, то назначается судебная автороведческая экспертиза.

С уважением, С.Сергеев

1
0
1
0
Елена К
Елена К
Юрист, г. Москва

Добрый день, считаю судебные иски возможны, при рассмотрении дела суд назначит специальную экспертизу, эксперт установит есть или нет в той или иной ситуации нарушение авторских прав.

Вот хорошая статья:

ПЛАГИАТ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 мая 2014 года

С.П. ГРИШАЕВ
Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО.
Статья посвящена одному из наиболее распространенных нарушений личных неимущественных прав автора — присвоению авторства (плагиату). В этих случаях может возникнуть как уголовная, так и гражданская ответственность. Автором исследуются основные проблемы, возникающие в связи с применением указанных видов ответственности.
Проблема плагиата (от фр. plagiat — подражание) приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в последнее время в нашей стране был выявлен целый ряд случаев неправомерного заимствования созданных другими авторами научных произведений при защите кандидатских и докторских диссертаций (в основном речь идет о диссертациях в сфере гуманитарных наук). Причем во многих случаях авторы таких диссертаций даже не удосуживались изложить своими словами идеи, высказанные другими авторами, а целыми кусками в неизменном виде вводили в свои диссертации тексты из чужих научных произведений.
В современном понимании слово «плагиат» в Европе начало употребляться впервые в XVII веке. Следует отметить, что плагиат не является чисто российской проблемой. Так, недавно было зафиксировано несколько случаев неправомерного использования чужих произведений рядом высокопоставленных чиновников европейских стран, что неизменно вызывало их отставку. Несомненно, что распространению плагиата способствовало и развитие информационных компьютерных технологий, когда требуется всего несколько секунд для того, чтобы перенести чужой текст в собственное произведение. В настоящее время для борьбы с плагиатом разработана специальная компьютерная программа, которая так и называется — «антиплагиат», предназначенная для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Недостатком этой системы является то, что в качестве неправомерного заимствования она показывает и правомерно использованные цитаты из работ других авторов. Однако представляется, что проблема плагиата должна быть решена не техническими, а правовыми средствами.
Что же представляет из себя плагиат? Согласно ч. 1 ст. 146 УК под ним понимается присвоение авторства на результат интеллектуальной деятельности. Таким образом, в данном случае речь идет о нарушении такого личного неимущественного права автора, как право авторства. Согласно п. 1 ст. 1265 ГК легальное определение указанного права сформулировано как право признаваться автором произведения. В свою очередь, согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
В литературе оно также определяется как право считаться создателем результата интеллектуальной деятельности <1> (в данном случае мы ограничимся правом авторства на произведения литературы, науки или искусства). Это определение нельзя считать идеальным, поскольку если заменить слово «создатель» на идентичное ему слово «автор», то получается, что право авторства — это право считаться автором произведения и, таким образом, оно ничем не отличается от того, что указано в законе.
— <1> Гражданское право / Под ред. П.Е. Орловского. М., 1970. С. 465.
Данное право является важнейшим личным неимущественным правом автора, поскольку все остальные авторские правомочия, как имущественные, так и личные неимущественные, производны от него. Таким образом, право авторства — юридически обеспеченная возможность считаться автором произведения. В свое время известный советский юрист О.С. Йоффе писал, что оно «цементирует» возле себя другие личные и имущественные права <2>. По общему правилу оно может принадлежать только физическому лицу, однако в виде исключения оно может принадлежать и юридическим лицам. Так, действующее законодательство США допускает в отдельных случаях наличие права авторства у юридических лиц.
— <2> Йоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1965. Ч. 3. С. 37.
Возникает оно уже в силу самого факта создания произведения, и никакой дополнительной регистрации не требуется. Отказаться от права авторства нельзя. Оно непосредственно упоминается в ст. 150 ГК, в которой приводится примерный перечень личных неимущественных прав и нематериальных благ. Указанное право действует бессрочно и остается за автором даже в тех случаях, когда он уступил другим лицам исключительные права на результат интеллектуальной деятельности.
Очевидно, в силу важности данного права в некоторых случаях плагиат может рассматриваться как уголовно наказуемое деяние (ст. 146 УК). Основанием для возбуждения уголовного дела в этом случае является причинение крупного ущерба автору или иному правообладателю в результате присвоении авторства. Размер крупного ущерба в данном случае законодателем прямо не указан и, соответственно, является оценочным понятием. В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» было отмечено, что, «учитывая, что применительно к части 1 статьи 146 и статье 147 УК РФ ущерб, который может быть признан судом крупным, в законе не указан, суды при его установлении должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации). При этом следует учитывать положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы».
Хотя речь идет о личном неимущественном праве, неотделимом от личности, однако в результате присвоения авторства вред может быть нанесен и третьему лицу, которое не является автором. Таким лицом является правообладатель на результат интеллектуальной деятельности. Так, если автор передал свои полномочия по пользованию и распоряжению результатом интеллектуальной деятельности по договору издательству или иному юридическому лицу, а авторство на произведение было присвоено третьим лицом, то юридическое лицо — правообладатель лишится запланированных доходов от использования этого результата.
Кроме того, ущерб может быть нанесен и наследникам автора, которые становятся правообладателями в результате наследования, в тех случаях, когда наследник не может заключить договор с организацией-пользователем, поскольку в результате присвоения авторства произведение, идентичное созданному наследодателем, уже появилось на рынке.
В этих двух последних случаях ущерб правообладателю в результате присвоения авторства может быть причинен только в пределах срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Напомним, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Плагиат может быть прямым, когда вместо имени подлинного автора какое-либо лицо указывает свое собственное имя, и косвенным, когда указывается имя третьего лица в качестве автора, хотя таковым оно не является. Включение в произведение не сопровождаемых сносками с указанием имени автора отрывков из произведения другого автора также является присвоением авторства, даже если эти отрывки предваряются выражением типа «широко известно, что» <3>.
— <3> Гаврилов Э.П. Комментарий к ст. 146 УК // СПС «КонсультантПлюс».
Особой разновидностью плагиата также является опубликование под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени. Об этом, в частности, сказано в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака», согласно которому «присвоение авторства может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени».
Плагиатом также является использование произведения только под своим именем в случае нераздельного соавторства. Так, например, примером такого присвоения соавторства было бы, если бы один из братьев Стругацких издал бы созданное совместно со своим братом произведение только под своим именем.
Наконец, плагиатом является опубликование под своим именем только части произведения, так как часть произведения может выступать самостоятельным объектом авторского права (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).
Справедливости ради отметим, что случаи возбуждения уголовных дел по факту плагиата редки. Поэтому в случаях плагиата защита нарушенного права авторства осуществляется также с помощью норм гражданского права. Речь идет о возмещении как материального, так и морального вреда. В этом случае будут применяться способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК. Среди таких способов можно в первую очередь указать на такие, как пресечение действий, нарушающих право, возмещение убытков и компенсацию морального вреда.
Следует отметить, что даже в тех случаях, когда созданное одним автором произведение полностью идентично произведению, созданному другим автором, делать однозначный вывод о том, что речь идет о плагиате (присвоении авторства), не всегда возможно. Прежде всего нельзя, по крайней мере теоретически, исключать такую возможность, когда два автора самостоятельно и независимо друг от друга создадут два абсолютно идентичных произведения (как по форме, так и по содержанию). В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» говорится следующее: "… необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права".
Представляется, что результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые нормами авторского права, можно условно разделить на две группы. В первую входят те, которые вряд ли могут создаваться разными авторами независимо друг от друга в идентичном виде. Так, трудно себе представить, что два автора — литератора независимо друг от друга создадут два совершенно идентичных литературно художественных произведения. Это обусловлено особенностями психики, разницей в предыдущем жизненном опыте, наличием различной исходной информации и т.д. у разных авторов. Так, очевидно, что невозможно написать вторую «Пиковую даму».
Однако представляется, что в некоторых случаях это возможно. К числу идентичных произведений, которые могут создаваться разными авторами независимо друг от друга, по нашему мнению, относятся такие, как программы для ЭВМ, географические карты, произведения хореографии и некоторые другие. Все эти объекты не являются бесспорно уникальными и создаются с помощью ограниченного количества средств выражения, которые в совокупности могут повториться у разных авторов.
Этот вывод подтверждается и судебной практикой. Так, например, в п. 1 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности (утвержден информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. N 122), приводится ситуация с двумя самостоятельно созданными, но очень похожими картами, которые были созданы на основе одной и той же исходной информации. Каждая из этих карт может охраняться как результат самостоятельного, независимого творческого усилия конкретного лица, пока не доказано, что одно произведение основано на другом. В указанном пункте было отмечено, что из получившего оценку суда экспертного заключения следовало, что карта истца и карта ответчика различаются внешним оформлением и авторским стилем — оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним; карты истца и ответчика созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации.
При таких обстоятельствах суд в удовлетворении заявленного требования отказал, указав, что наличие исключительных прав у истца на свое картографическое произведение не препятствует иным лицам (в том числе ответчику) самостоятельно создавать на основе той же исходной информации иные карты.
Что касается программ для ЭВМ, то, как известно, в течение длительного времени дискутировался вопрос о том, нужно ли их охранять как объекты патентного или авторского права. То есть повторимость как характерный признак объектов патентного права признавалась и за программами для ЭВМ. В конечном итоге законодатель несколько искусственно отнес их к литературным произведениям.
Вместе с тем программы для ЭВМ по сравнению с литературными произведениями обладают большой спецификой, предопределяющей довольно значительные отличия в режиме их правовой охраны. К таким отличиям можно отнести прежде всего возможность факультативной государственной регистрации программ для ЭВМ (п. 4 ст. 1259, ст. 1262 ГК). Предусмотрев возможность такой регистрации, законодатель, очевидно, исходил из возможности создания абсолютно идентичных программ. Как было отмечено в научной литературе, «в среде программистов можно услышать мнение, что одна и та же задача одним и тем же языком программирования может быть написана практически одинаково. И разница между выполненными посредством одного и того же языка программирования программными решениями будет заключаться не в творческих моментах, а в чисто методических. Текст программы по своей структуре действительно ближе к некоей инструкции, чем к литературному произведению. Вся творческая часть остается в идее и в методе, которые не защищаются в рамках авторского права. Воплощение идеи и метода в виде алгоритма, реализованного текстовыми или программными средствами, может быть защищено как подготовительный материал» <4>.
— <4> Чернейко Л., Данилина Е. Программа для ЭВМ как литературное произведение // Российская юстиция. 2002. N 11; СПС «КонсультантПлюс».
Представляется, что к числу таких произведений относятся и хореографические произведения. Хореография (от греч. chorea — пляска и графия — писать) — в буквальном смысле — запись танца. Понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к искусству танца. Таким образом, под хореографическим произведением понимается определенная, зафиксированная особым образом последовательность движений. Понятие хореография охватывает различные виды танцевального искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений. В данном случае набор используемых художественных средств также весьма ограничен? и поэтому вполне возможно полное совпадение хореографических произведений, созданных разными авторами.
Наконец, в некоторых случаях возможно полное совпадение и музыкальных произведений малых форм (песен). Правовой охране подлежит лишь внешняя форма произведения. Внешнюю форму музыкального произведения образует звуковой ряд, представляющий собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности. Так, нередки случаи, когда композиторы независимо друг от друга сочиняют идентичные мелодии. Мотивируется это обычно тем, что поскольку существует всего семь нот, то совпадения неизбежны.
Таким образом, полное совпадение в созданных произведениях возможно в тех случаях, когда набор художественных средств, применяемых при создании того или иного произведения, ограничен (как это имело место во всех вышеуказанных случаях).
Наконец, вряд ли можно говорить о плагиате в тех случаях, когда автором был подготовлен и опубликован проект официального документа (например, закона), а впоследствии положения этого проекта вошли в текст принятого закона. В данном случае, очевидно, нельзя говорить о присвоения авторства, поскольку у официальных документов нет формально признаваемых авторов (хотя фактически они, несомненно, есть).
Еще одной проблемой для правоприменительной практики являются случаи, когда полного совпадения у двух разных произведений нет и когда в первоначально созданный одним автором текст другим автором вносятся изменения, однако с точки зрения автора первоначально созданного произведения они настолько незначительны, что, по существу, речь идет о плагиате. Судебная практика при рассмотрении спора учитывает следующие обстоятельства: значительный или незначительный (несущественный) объем заимствований, причины и цели заимствования, сложившиеся отношения между сторонами (отсутствие конкуренции между ними). Определить наличие плагиата в таких случаях возможно только с помощью проведения специальной экспертизы. Таким образом, в случае воспроизведения в неизменном виде результата интеллектуальной деятельности проблем в квалификации данного правонарушения как уголовно наказуемого деяния или как гражданского правонарушения значительно меньше по сравнению с подобными случаями.
При рассмотрении подобных конфликтов необходимо иметь в виду следующее. Авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и, в частности, идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК). Как было отмечено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14, устанавливая факт присвоения авторства или незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суды должны иметь в виду, что на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия авторское право не распространяется, а следовательно, на них не распространяются и предусмотренные статьей 146 УК РФ средства уголовно-правовой защиты. Это особенно важно для произведений науки, когда некоторые ученые искренне полагают, что нарушаются их права в тех случаях, когда другие ученые излагают созданные ими научные теории без соответствующих ссылок на автора этой теории. В таких случаях можно говорить только о нарушении научной этики, но не авторского права.
Следует отметить, что проблема совпадения образов, идей и т.д. у разных авторов существовала всегда. Одним из наиболее известным является конфликт между Гончаровым и Тургеневым. Первый увидел в некоторых образах произведений Тургенева черты, сходные с образами своего романа «Обрыв», существовавшими в программе, изложенной им в свое время Тургеневу. Третейский суд вынес решение, в котором отрицал плагиат или даже заимствование со стороны Тургенева, отметив, что произведения Тургенева и Гончарова как возникшие на одной и той же русской почве должны тем самым иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях.
Следует иметь в виду, что произведения науки, литературы и искусства создаются под общим воздействием предшествующих достижений духовной культуры. Влияние предшественников может привести к совпадениям, подражаниям, восприятию и развитию уже высказанных мыслей и т.п.
Отсутствует плагиат и при цитировании одним автором другого при условии, что соблюдаются правила цитирования. Следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 1274 ГК допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Ранее действовавшее законодательство вместо цитирования предусматривало такое понятие, как заимствование, под которым понималась одна из форм дозволенного законом бездоговорного использования чужого произведения, когда не требуется испрашивать согласия автора, выплачивать ему дополнительное вознаграждение, но необходимо указать фамилию автора и источник заимствования (ст. 492 Гражданского кодекса РСФСР).
Цитирование является одним из видов ограничения исключительных прав. Как следует из п. 5 ст. 1229 ГК, ограничения исключительных прав на произведения науки, литературы или искусства либо на объекты смежных прав устанавливаются в определенных особых случаях при условии, что такие ограничения не противоречат обычному использованию произведений либо объектов смежных прав и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.
Таким образом, закон не лимитирует объема цитирования, ставя его в зависимость от целей издания, где воспроизводится тот или иной текст. Действительно, обилие цитат может вызываться необходимостью, когда, например, лучше привести вместо собственных суждений мнения авторитетных специалистов или подвергнуть критике ошибочные положения, обсудить спорные вопросы, для чего желательно дословно воспроизвести соответствующий текст. Однако в любом случае должны указываться фамилия автора и источник опубликования. В связи с этим недопустимы случаи закавычивания текста без указания автора.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2003 г. N 78-Г03-77 под цитированием понимается включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого автора. В обычной практике под цитированием принято понимать включение одного или нескольких отрывков из произведения одного автора в произведение другого, обычно в целях иллюстрации того или иного высказывания автора, подтверждения или, наоборот, опровержения той или иной мысли <5>.
— <5> Нагорный Р.С. Правомерность и допустимый объем цитирования определяются судом с учетом конкретных обстоятельств дела // СПС «КонсультантПлюс».
В основном цитирование осуществляется при создании литературно-художественных произведений. Однако цитирование возможно при создании музыкальных и аудиовизуальных произведений.
Наконец, споры о наличии плагиата могут возникнуть и при создании так называемых производных произведений. Особенностью производных произведений является то, что изначально известно, что они будут содержать элементы формы уже имеющегося произведения. Автор производного произведения в данном случае не присваивает авторство на уже имеющееся произведение, поскольку создает новое творчески самостоятельное произведение на основе ранее созданного и это обстоятельство не скрывается. Виды производных произведений указаны в п. 1 ст. 1260 ГК. К ним, в частности, относятся переводы, а также обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и др. Что касается переводов, то вопрос о присвоении авторства не возникает, поскольку очевидно, что перевод на другой язык требует достаточных творческих усилий, в результате которых создается новое, творчески самостоятельное произведение (если только речь не идет о подстрочном переводе). Конфликтные ситуации возникают в основном при создании обработок и аранжировок музыкальных произведений. Так, в свое время было немало споров относительно того, насколько самостоятельной была «Кармен» — сюита Р. Щедрина. Решение подобных споров возможно только на основании проведения специальной экспертизы.
От обработки важно отличать переложение. Переложение рассматривается как использование готового авторского материала для другого вида исполнения. Примером может служить клавир оперной партитуры, когда весь оркестровый материал приспосабливается для исполнения на рояле.
Повсеместно считается, что творческих усилий в данном случае недостаточно для того, чтобы возникло новое, оригинальное произведение.

0
0
0
0
Евгений Горюнов
Евгений Горюнов
Юрист, г. Ивантеевка

использовал много исходного материала на русском языке путем полного пересказа с перефразированием, изменением структуры предложения и сокращением объема текста. Есть также тексты, точно переведенные с английского, румынского и турецкого языков.

Андрей

Да, это и называется плагиатом, авторы тех произведений которые вы использовали будут вправе обратиться в суд с иском о защите своих авторских прав

Статья 1256. Действие исключительного права на произведения науки, литературы и искусства на территории Российской Федерации
1. Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) — гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

4. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права на них.При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения.

Статья 1270. Исключительное право на произведение
1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.
Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение
В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

0
0
0
0
Владимир Мурашко
Владимир Мурашко
Юрист, г. Краснодар

Здравствуйте, Андрей!

Не буду повторять то, что изложили мои коллеги. Скажу лишь: чтобы установить плагиат или не плагиат Ваш путеводитель, нужно с ним подробно ознакомиться, зная при этом содержания всех источников, которыми Вы пользовались.  

Плагиат — слово латинское (plagium) и по смыслу означает похищение, то есть присвоение чужого авторства, выдача чужого авторства или изобретения за собственное (словарь иностранных слов под редакцией И.В.Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна).

Если в тексте своего путеводителя Вы использовали чужие мысли, идеи, открытия, изобретения, значит, плагиат имеет место, если нет, значит, — нет. 

0
0
0
0
Андрей
Андрей
Клиент, г. Королев

А как пишутся путеводители типа Оранжевого гида? Ведь в нем много информации, которую сам человек придумать не может. Он ее откуда-то берет. Если автор будет указывать, откуда и что он взял, то получится довольно большой библиографический список, а книга похожей на научную диссертацию. Тем не менее, обычный путеводитель не имеет ни одной библиографической ссылки, хотя содержит немало сведений исторического и справочного характера. Как такое делается?

«А как пишутся путеводители типа Оранжевого гида? Ведь в нем много информации, которую сам человек придумать не может. Он ее откуда-то берет. Если автор будет указывать, откуда и что он взял, то получится довольно большой библиографический список, а книга похожей на научную диссертацию. Тем не менее, обычный путеводитель не имеет ни одной библиографической ссылки, хотя содержит немало сведений исторического и справочного характера. Как такое делается?»

Главным и решающим условием признания текста плагиатом является факт похищения чужого авторства или изобретения с выдачей похищенного за свое. Если такого нет, значит и нет плагиата (похищения). На нашем уголовно-правовом языке хищение — это присвоение чужого имущества с целью обращения в свою собственность или в собственность третьих лиц. В случае с плагиатом примерно то же самое. Лицо, использующее чужой труд и выдающее этот труд за свой, преследует определенные цели — материальные или другие, не желая сам ничего изобретать.

Исторические факты никак не могут признаваться плагиатом, поскольку они не являются чьим-либо изобретением.

0
0
0
0
Богдан Семенюта
Богдан Семенюта
Юрист
Эксперт

Добрый день!

Вы явно поспешили закрыть вопрос.

В Вашем случае следует разделять «создаю свой путеводитель, для которого использовал много исходного
материала на русском языке путем полного пересказа с перефразированием,
изменением структуры предложения и сокращением объема текста» и «есть также тексты, точно переведенные с английского, румынского и турецкого языков».

Авторское право охраняет форму, внешнее выражение, и не охраняет содержание, т.е. идеи и, собственно, информацию. Поэтому вывод коллеги «Если в тексте своего путеводителя Вы использовали чужие мысли, идеи,
открытия, изобретения, значит, плагиат имеет место, если нет, значит, —
нет» не вполне корректен, а в Вашей ситуации вообще некорректен, т.к. открытия вообще не охраняются современным правом интеллектуальной собственности, а изобретения Вы в книге не используете и использовать, строго говоря, не можете.

Поэтому в первом случае, если Вы своими словами излагаете факты, которые Вы узнали из других книг («декоративные фрагмента античного театра хранятся в музее...»), то здесь не будет и не может быть нарушения авторского права. Если прямо дословно  и без ссылок воспроизводите чужую книгу или ее фрагменты — будет плагиат. Т.е. использовать какой-то материал для создания своего произведения можно (прочитать 20 книг и написать одну), иначе современное творчество в принципе невозможно. Если Вы не копируете чужой текст прямо, а лишь «переставляете слова», занимаетесь «рерайтингом» — то, скорее всего, здесь будет обнаружен плагиат. В спорных ситуациях, действительно, назначается экспертиза. Но экспертиза — всего лишь одно из доказательств в суде, причем одной экспертизе может быть противопоставлена другая, с иными выводами.

Теперь по переводу — вот здесь коллеги указали верно, перевод в России без получения согласия автора оригинального текста будет нарушением прав такого автора. Но, опять же, никто не запретит Вам прочитать иностранную книгу и полученную информацию изложить своими словами.

Конечно, более конкретные ответы возможны при прямом сравнении оригинального текста и того, что получилось. Но вряд ли кто-то Вам адекватно оценит, есть ли в Вашей книге плагиат и русских, и английских,  и румынских и турецких книг — это очень сложно.

0
0
0
0
Андрей
Андрей
Клиент, г. Королев

Дело в том, что справочная информация к примеру по музеям или по истории взята с разных сайтав, ссылками на которые можно заполнить страницы две. Порой одно и тоже описание даже на языке оригинала встречается вразных местах. И поди выясни, кто настоящий автор. Много взято из Википедии, но у разных статей разные авторы. Поэтому делать такой библиографический список для обычной книги будет как-то несуразно. Есть два-три текста, которые лучше передавать без изменений и на эти цитаты дать ссылки. Все остальное лучше смешать и скомпоновать из разных источников так, чтобы было с правильным изложением фактов, но по форме не похоже ни на одни из оригиналов. Например, статью о музее составить по информации с трех сайтов. Наибольшее опасение вызывает конечно раздел Абхазия, который на 80% состоит из информации, взятой с оранжевого гида. Такие книги вообще нельзя копировать даже со ссылкой на автора. Несмотря на то, что совпадения формы текста нигде нет, и ничего кроме фактов я оотуда не брал, все равно порядок их перечисления делает тексты похожими на оригинал. Этого быть по-моему не должно. Надо найти те же факты в других источниках, сравнить и изложить по-другому.

Информация как таковая не охраняется авторским правом, это Вы должны держать в голове, когда делаете свою книгу. Если одну и ту же информацию можно выразить одним образом, то охраны не будет

1
0
1
0
Похожие вопросы
Семейное право
И наследуют ли дети эту собственность после смерти того супруга, на которого собственность не была оформлена?
Является ли собственность, приобретенная в браке, но оформленная только на одного из супругов, собственностью и другого супруга? И наследуют ли дети эту собственность после смерти того супруга, на которого собственность не была оформлена?
, вопрос №3924167, Вера, г. Москва
Наследство
Является ли наследство принятым фактически, если наследник первой очереди не проживал совместно с
Здравствуйте! Вопрос задам абстрактно. Является ли наследство принятым фактически, если наследник первой очереди не проживал совместно с наследодателем и не вел совместно хозяйство, но проживал в другом городе в жилище, в котором есть доля умершего? Да, оплачивал коммунальные счета. Но по квитанциям он проживал там один и счета выписывались на него одного.
, вопрос №3922886, Алина, г. Москва
Налоговое право
Являюсь ли я иностранным агентом?
Я гражданин россии,дистанционно работаю с зарубежной фирмой и получаю оплату из-за рубежа.Так же печатаюсь в журналах технической и технологической тематики,и так же получаю оплату из-за рубежа.Являюсь ли я иностранным агентом?
, вопрос №3921319, Александр, г. Москва
Защита прав работников
Куда необходимо обратится для подтверждения, если травма будет являться производственной
Здравствуйте. Является ли моя травма производственной ? Я работаю воспитателем в детском саду. Часы работы детского сада с 7.00 до 19.00 . В случае, если работаешь в первую смену , необходимо к 7.00 подготовить группу к приему детей ( кварцевание , проветривание и тд ), соответсвенно приходится приходить в 6.40 - 6.45. По дороге на работу, на территории детского сада , возле крыльца упала ( в период гололеда, посыпки песком не было ) и получила травму , которую зафиксировали в травмпункте , открыли больничный лист ( там же сказали, что травма бытовая потому что я находилась не в здании, а на улице ( несмотря на то , что место падения - территориия работодателя. Куда необходимо обратится для подтверждения, если травма будет являться производственной. Спасибо !!!
, вопрос №3921015, Татьяна, г. Москва
Гражданское право
Понять, является ли действие мошейничеством и можно ли за это получить уголовку
Понять, является ли действие мошейничеством и можно ли за это получить уголовку
, вопрос №3920944, Савва, г. Москва
Дата обновления страницы 11.12.2014