8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Имею ли я право на получение жилья

Здравствуйте! У меня сложилась следующая ситуация. Мой папа с 1976 по 1997 гг. проработал в Пожарной охране (подведомство УВД в те года)С 1983 года мы проживаем в служебной квартире при данной части Пожарной охраны, где и служил папа. В то же время папа стал в очередь на получение жилья при УВД.По достижению 20 летней выслуги папа ушел на пенсию. В 2003 году мой папа скончался, так и не получив собственного жилья. На данный момент в данной квартире проживаю я и моя мама, там мы и прописаны с 1983 года. Имею ли я право на получение собственного жилья? Квартира в которой проживаем ведомственная и продать её я никак не могу.

Показать полностью
, Марина, г. Курск
Лариса Хромых
Лариса Хромых
Адвокат, г. Москва

Здравствуйте!

Как наследник папы — Вы получить жилье не сможете, но возможна постановка на очередь по другим основаниям. К сожалению вопрос не содержит достаточной информации для определения наиболее вероятных вариантов постановки Вас на очередь на получение жилье, поэтому рассмотрите возможность постановки Вас как нуждающихся в получении жилого помещения, в связи с тем, что площади проживания у Вас недостаточно и Вы подходите под категорию граждан, которым жилые помещения предоставляются по договору соц. найма..

Категории граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам
социального найма


Согласно
ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в
соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный
принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих
других его положений.

В
соответствии с Кодексом нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а)
малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации (см. ч. 2, 3 ст. 49).
Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды,
предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации». Обеспечение жильем инвалидов войны, участников
Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также
иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных
ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» в редакции ФЗ от
02.01.2000 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Малоимущими
являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с
учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в
порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установление
порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и
стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего
налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по
договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда
относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской
Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса).

Ориентиром
здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке
учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи». Перечень видов доходов, учитываемых
при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден
постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При
признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода,
приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего
на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение
такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение
более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим.

Однако
Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами
семьи. Это — существенный недостаток рассматриваемой нормы, поскольку в результате
создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия
«члены семьи» на региональном уровне: порядок признания гражданина
малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2
ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с
очевидным «пробелом» в правовом регулировании, во избежание
неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении
необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1
ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения
по договору социального найма.
Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых
помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в
муниципальном жилищном фонде.

В
соответствии со ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке
малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от
внесения платы за пользование жилыми помещениями. Таким образом, указанной
категории граждан жилые помещения по договорам социального найма
предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить
внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель
освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не
от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить
коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги
определена в ст. 154 Кодекса.

Нельзя
не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания
граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только
Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.

Положения
Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в
жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует
толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и
региональных законах, постольку органы исполнительной власти федерального и
регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок
предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
По общему правилу, участниками жилищных отношений могут быть как российские,
так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (см. ст. 4 Кодекса).
Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила:
по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам
России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного
права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует
полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или
предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего
российских граждан.

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения


Применявшееся
до введения в действие Кодекса жилищное законодательство оперировало двумя
категориями, относящимися к нормированию жилой площади. Так, ст. 38 ЖК 1983 г.
употребляла понятие «норма жилой площади» для обозначения предельного
размера жилого помещения, предоставляемого по договору найма (эта норма в
последние годы составляла 12 кв.м), за исключением случаев, предусмотренных
законодательством. При этом минимальный размер жилой площади, предоставлявшейся
по договору найма, устанавливался не ЖК 1983 г., а в порядке, определяемом
Правительством РФ.

Нормой
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является
минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется
размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального
найма (ч. 1 ст. 50 Кодекса).

Устанавливать норму
предоставления уполномочены органы местного самоуправления. При этом они должны
учитывать достигнутый на соответствующей территории уровень обеспеченности
жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, и другие
факторы. Таким образом муниципальным органам предоставлены широкие полномочия в
этой сфере, что предполагает и перемещение ответственности за принятые решения
на низовые звенья так называемой «управленческой вертикали».

В
соответствии с решением главы города Курска от 4 мая 2005 г. N 108-3-РС «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения», согласно которому:

«В
связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в целях
совершенствования учета и предоставления гражданам жилья из муниципального
жилищного фонда Курское городское Собрание решило:

1.
Установить норму предоставления площади жилого помещения, исходя из которой
определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам
по договору социального найма, в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого
помещения на одного человека.

2.
Установить учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой
определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в
целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 12 кв. м и менее общей
площади жилого помещения на одного человека.

3.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования».

Для
отдельных категорий граждан, предусмотренных в ч. 3 ст. 49 Кодекса, при
предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма
могут применяться иные нормы предоставления по сравнению с нормами,
установленными для данной местности соответствующим муниципальным органом.

Такие
иные нормы предоставления могут быть введены только федеральными законами и
законами субъектов Российской Федерации. Буквальное толкование положений ч. 3
указанной статьи позволяет утверждать, что упомянутые в ней иные нормы
предоставления не могут быть установлены органами исполнительной власти как
федерального, так и регионального уровня. Тем более невозможным следует считать
установление органами местного самоуправления для отдельных категорий граждан
специальных норм предоставления жилой площади, отличающихся от общих норм,
принятых для соответствующих местностей.

Необходимо
отметить, что новый Кодекс прямо не предусматривает право на дополнительную жилую
площадь. Напомним, что прежде ст. 39 ЖК 1983 г. устанавливала, что сверх нормы
жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая
площадь в виде комнаты или в размере 10 кв.м. При этом гражданам, страдающим
тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым
эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер
дополнительной площади мог быть увеличен.
Вместо этих правил в ч. 3 ст. 50 Кодекса предусмотрено, что федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок
предоставления жилых помещений по договорам социального найма другим категориям
граждан (т.е. гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, но не признанным
малоимущими в установленном порядке — см. ст. 49 Кодекса), могут быть
установлены иные нормы предоставления жилых помещений. Слово «иные» в
данном случае означает, что нормы, введенные для отдельных категорий граждан
указанными законами, могут отличаться от норм предоставления жилой площади,
установленных для данной местности соответствующими органами местного
самоуправления.

Одним
из федеральных законов, о которых говорится в ч. 3 ст. 50 Кодекса, является,
например, ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», в соответствии с которым постановлением Правительства РФ от
21.12.2004 г. N 817 был утвержден новый Перечень заболеваний, дающих инвалидам,
страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

Учетной
нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого
помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей
площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 Кодекса). Содержание указанного понятия предполагает,
что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в
качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как
и в случае с определением нормы предоставления (см. ч. 2 ст. 50 Кодекса),
установление конкретного размера учетной нормы Кодекс отнес к компетенции
органов местного самоуправления. При этом максимальный размер учетной нормы
может совпадать с размером нормы предоставления, установленной для
соответствующего населенного пункта, или быть меньше указанного размера.

И все — таки советую Вам обращаться за консультацией не дистанционным способом — а непосредственно на прием к адвокату. Жилищные споры — наиболее сложная категория дел. Для правильной помощи юрист должен иметь возможность выяснить у Вас всю необходимую информацию.

Удачи Вам!

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав работников
Имеет ли право администрация школы заставить отрабатывать на лагере 36 часовую неделю
Добрый день. Работаю учителем -олигофренопедагогом нагрузка 29 часов. Имеет ли право администрация школы заставить отрабатывать на лагере 36 часовую неделю. Администрация аргументирует тем, что на летний период учителя становятся воспитателями, а нагрузка воспитателя 36 часов. В аргумент приводят ст. 333 ТК РФ.
, вопрос №4089327, Полина, г. Ярославль
Семейное право
Здравствуйте, подскажите имеет ли право жена, не предоставлять документы на ребёнка, бывшему мужу, если он требует
Здравствуйте, подскажите имеет ли право жена ,не предоставлять документы на ребёнка, бывшему мужу, если он требует. Он хочет подать на неё в суд.
, вопрос №4089231, Обработчик Художественного-Литья, г. Челябинск
Исполнительное производство
Здравствуйте если есть долги по кредитам могу ли я поменять постоянную прописку и еше если я прописан у родителей и на мне ничего нету имеют ли права приставы забирать с этого дома че то или дом?
Здравствуйте если есть долги по кредитам могу ли я поменять постоянную прописку и еше если я прописан у родителей и на мне ничего нету имеют ли права приставы забирать с этого дома че то или дом ?
, вопрос №4089201, Эльбрус, г. Курск
Военное право
Имеют ли права забрать меня в армию в связи с новым законом
Здравствуйте мне 28 лет. У меня 2 детей 5 лет и 1 год. Имеют ли права забрать меня в армию в связи с новым законом. Сам я переехал из Казахстана год назад
, вопрос №4088885, Игорь, г. Псков
Наследство
Имеют ли право его родители претендовать на долю в моем доме?
Здравствуйте, у меня умер муж есть дом оформлен на меня... Имеют ли право его родители претендовать на долю в моем доме?
, вопрос №4088585, Евгения, г. Волгоград
Дата обновления страницы 18.11.2014