8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Является ли турагентство "платежным агентом"

Доброго времени суток! Мы турагентство. Налоговая утверждает, что поскольку мы как агентство работаем по агентским договорам, получаем деньги с населения и переводим их в пользу третьих лиц (туроператору) мы являемся платежным агентом и должны иметь "специальный" банковский счет???

, Наталья, г. Петрозаводск
Константин Александров
Константин Александров
Адвокат, г. Санкт-Петербург

Здравствуйте. Требования налоговой обоснованы. В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»:

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц
1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее — прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее — вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

 Статья 4. Условия осуществления приема платежей
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц

.5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

18. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;2) списание денежных средств на банковские счета.

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

1
0
1
0

Аналогичная позиция высказана в письме ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@ «Об использовании специальных банковских счетов»: 

 осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона N 103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

0
0
0
0

Приношу свои извинения, действительно имеется противоположная позиция по данному вопросу, правильно освещенная Тихоновым Сергеем. Не учел специфику турагентства при подготовке ответа.

Полагаю в данном случае есть возможность отказаться исполнять требования налоговой, а в случае привлечения к административной ответственности — обжаловать решение в суде. Однако стопроцентной гарантии выигрыша спора в данном случае так же не имеется. Поэтому имеет смысл взвесить — стоит ли результат затраченных усилий, не проще ли выполнить требования налоговой, чем тратить нервы и денежные средства на суды с ней? 

0
0
0
0
Сергей Тихонов
Сергей Тихонов
Юрист, г. Москва

Здравствуйте, Наталья, 

по данному вопросу имеется противоположная позиция:

«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 5
Вопрос: Турагентство, занимаясь продвижением и реализацией туристского продукта, принимает от клиентов в оплату денежные средства, которые затем перечисляет туроператору за турпродукт. Можно ли считать турагентство платежным агентом и распространяются ли на него положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон N 103-ФЗ)?
Ответ: Исходя из смысла Закона N 103-ФЗ и принимая во внимание положения ч. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 3 в их совокупности, можно говорить о том, что платежный агент является специальным участником гражданского оборота, деятельность которого связана с приемом платежей от физических лиц, в случаях и порядке, предусмотренных законом. В связи с этим к нему предъявляются особые требования, в частности о постановке на учет в уполномоченном органе.Основная деятельность турагента в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» — это продвижение и реализация туристского продукта. Прием платежей от туристов является необходимой, обеспечивающей основную деятельность функцией турагента. Кроме того, в силу прямого изъятия, содержащегося в ч. 2 ст. 1 Закона N 103-ФЗ, положения о платежном агенте не применяются к отношениям, связанным с непосредственными расчетами между юридическими лицами и физическими при оказании услуг, а также между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, что и наблюдается при реализации туристского продукта турагентами и последующем расчете между турагентами и туроператорами.Следовательно, турагентская деятельность не подпадает под действие Закона N 103-ФЗ, регулирующего прием платежей физических лиц, а турагентство, в свою очередь, не признается платежным агентом, обязанным применять нормы данного Закона.
Е.Л.ПисаревскийЗаместитель руководителяФедерального агентства по туризмуПодписано в печать21.09.2011

В Указании N 3210-У есть такая норма. Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу. Касается ли это Указание турагентства, которое принимает деньги от туриста для передачи туроператору? Напомним, платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц по правилам Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ <3>. В то же время данный нормативный акт не применяется к отношениям, связанным с непосредственными расчетами между юридическими и физическими лицами при оказании услуг, а также между компаниями и ИП при осуществлении последними предпринимательской деятельности. Это как раз имеет место при реализации туристского продукта турагентами и последующем расчете между ними и туроператорами. Турагентская деятельность не подпадает под действие Закона, регулирующего прием платежей физических лиц, а турагентство, в свою очередь, не признается платежным агентом, обязанным вести отдельную кассовую книгу для отражения приема денег от туристов.
учитывая существующие позиции не согласен с мнением Вашей налоговой. предлагаю обжаловать их решение.

0
0
0
0

Турагент — это не платежный агент!
За что только не пытаются привлечь представителей малого турбизнеса к ответственности… То финразведка затребует правила внутреннего контроля, обязательные для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, в целях соблюдения Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма <1>. Или же налоговики, не найдя занижения обязательств перед бюджетом, возьмутся проверять выполнение требований Закона о деятельности по приему платежей <2>, который к турагентствам не имеет прямого отношения. Но доказывать это ретивым ревизорам компаниям приходится в суде.--------------------------------<1> Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ.<2> Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ.
Обратимся к Постановлению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 N А56-18771/2013. Между предпринимателем (агентом) и юридическим лицом (принципалом) заключен агентский договор, согласно которому агент от своего имени и за счет принципала обязуется осуществлять продвижение и реализацию туристам и (или) иным заказчикам туристских продуктов, предоставляемых принципалом. По мнению налоговиков, осуществляемая предпринимателем деятельность подпадает под регулирование Законом о деятельности по приему платежей. При этом предприниматель, являясь платежным агентом, в нарушение Закона не использует специальный банковский счет для приема платежей наличными денежными средствами от физических лиц для осуществления расчетов и соблюдения обязанности по сдаче в банк наличных денег. Как результат, предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (несоблюдение требований об открытии специального банковского счета платежным агентом). Но суд налоговиков не поддержал.Из норм Закона о деятельности по приему платежей следует, что деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. То есть действие упоминаемого Закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — приемом платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком. Между тем деятельность турагента заключается не только в сборе платежей в пользу туроператора, но и в осуществлении комплекса услуг по реализации туристского продукта (подбора, бронирования тура, передачи необходимых документов заказчику и др.).С учетом изложенного в данном случае действие Закона о деятельности по приему платежей не распространяется на предпринимателя — он не является ни платежным агентом, ни субъектом вменяемого налоговиками административного правонарушения.

0
0
0
0
Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев
Адвокат, г. Москва
рейтинг 10
Эксперт

Добрый день, Наталья!

Мы турагентство. Налоговая утверждает, что поскольку мы как агентство работаем по агентским договорам, получаем деньги с населения и переводим их в пользу третьих лиц (туроператору) мы являемся платежным агентом и должны иметь «специальный» банковский счет???

Наталья

Да, это так, требования налоговой обоснованы:

Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 19 апреля 2012 года № АС-4-2/6601@Об использовании специальных банковских счетов

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации направляет позицию ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ) и № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 162-ФЗ) установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии сФедеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ), использовать специальный банковский счет.

Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком — для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2...

0
0
0
0
Дарья Петрашкеевич
Дарья Петрашкеевич
Юрист, г. Саяногорск

Здравствуйте, Наталья. Туристическое агентство не является платежным агентом.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»:

3) платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

4) оператор по приему платежей — платежный агент — юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент — платежный агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

То есть платежный агент — это непосредственно тот, кто принимает платежи, и на этом его деятельность заканчивается.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»:

турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — турагент);

Турагенты действуют от своего имени, и денежные обязательства у туристов при заключении договора возникают по отношению к турагентству, а не к туроператору. Поэтому считаю требования налоговой неправомерными.

0
0
0
0

В подтверждение позиции приведу выдержки из Постановления Тринадцатого Арбитражного Суда г. Санкт-Петербург от 21 июня 2013 года, Дело №А56-8089/2013.

Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платежный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

В силу статьи 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132-ФЗ от 24.11.1996 турагентская деятельность — это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вместе с тем из вышеприведенных положений Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» следует, что его действие распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги — приему платежей, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком.

В данном случае налоговый орган не оспаривает, что прием платежей от физических лиц направлен на исполнение последними денежных обязательств не перед туроператором, сформировавшим туристический продукт, а перед турагентом, осуществляющим реализацию туристических путевок.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что действие Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», не распространяется на индивидуального предпринимателя Семушкина М.М. (турагента), который платежным агентом не является.

Таким образом, предприниматель не является субъектом вменяемого правонарушения и в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.А56-8089/20136

Полный текст Постановления в прилагаемом файле.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Семейное право
Является ли отец законным представителем, если нет регистрации брака, но дети на его фамилии?
Здравствуйте. Является ли отец законным представителем, если нет регистрации брака, но дети на его фамилии?
, вопрос №4092843, Джебик Елена Геннадьевна, г. Москва
Семейное право
Я мать одиночка, в св о рождении муж записан с моих слов (фамилия моя имя и отчество его) сейчас я в браке с отцом, являюсь ли я мать одиночка?
Я мать одиночка,в св о рождении муж записан с моих слов (фамилия моя имя и отчество его) сейчас я в браке с отцом, являюсь ли я мать одиночка?
, вопрос №4092220, Денис, г. Москва
Интеллектуальная собственность
Является ли манера речи и поведения объектом авторского права?
Является ли манера речи и поведения объектом авторского права?
, вопрос №4092189, Алексей, г. Москва
Военное право
Является ли это нарушением и основанием для расторжения контракта?
Написал заявление в пункте отбора на заключение контракта сроком на 12 мес в конце 2022 года. В части сказали, что контракты только на полгода, пришлось его подписывать. Является ли это нарушением и основанием для расторжения контракта? Срок значился в мае 2023 г
, вопрос №4091809, оксана, г. Улан-Удэ
Земельное право
Здравствуйте является ли городской округ населенный пунктом?
Здравствуйте является ли городской округ населенный пунктом?
, вопрос №4091473, Алексей, г. Москва
Дата обновления страницы 27.10.2014