Приветствую Вас, Елена!!! Освободиться от налога по сроку владения в данном случае нельзя, так как закон разделяет продажу недвижимости и переуступку прав аренды. Поскольку земля находится в аренде у государства, Ваша мама не является её собственником. Продать такой участок «напрямую» невозможно — происходит сделка переуступки прав и обязанностей по договору аренды (цессия). Согласно Налоговому кодексу РФ, льготные минимальные сроки владения 3 года или 5 лет действуют только для объектов недвижимости, находящихся в собственности. Право аренды — это имущественное право, а не имущество…… Таким образом, независимо от того, сколько лет мама будет ждать, при оформлении переуступки прав аренды за плату ей придется заплатить НДФЛ в размере 13% со всей полученной суммы (вычеты на расходы наследодателя или фиксированный вычет 1 млн рублей к имущественным правам не применяются).
Что касается недостроя, если он оформлен в собственность (на него есть выписка из ЕГРН), то на него правила исчисления налога распространяются, поскольку объект получен по наследству от близкого родственника (мать после бабушки), минимальный срок владения им составляет 3 года, срок владения недостроем отсчитывается строго со дня смерти бабушки (даты открытия наследства), если продавать недострой по истечении 3 лет с даты смерти бабушки, налог конкретно за эту постройку платить не придется. Но за переуступку земли налог все равно начислится, если в договоре цена будет разделена. Если же объект незавершенного строительства еще не зарегистрирован в Росреестре, то юридически его не существует, и продать его как недвижимость нельзя.
Чтобы полностью освободиться от налогов или свести их к минимуму, лучше использовать один из следующих путей: первое это выкуп земли в собственность (самый надежный способ) Маме необходимо достроить объект (хотя бы до состояния жилого дома — с фундаментом, стенами и крышей) и зарегистрировать его как готовое жилое здание в Росреестре, затем на правах собственника дома мама сможет выкупить земельный участок у государства в собственность без торгов (за процент от кадастровой стоимости), после этого земля станет собственностью. Срок владения домом будет считаться со дня смерти бабушки, а срок владения участком — с даты его выкупа у государства. Чтобы продать землю без налога, нужно будет подождать 5 лет с момента регистрации собственности на неё (или заявить имущественный вычет в размере расходов на выкуп).Второе это продажа по переуступке прямо сейчас (с минимальной суммой в договоре). Если маме нужно избавиться от участка сейчас, налог 13% будет рассчитываться от стоимости уступки права, прописанной в договоре. Налоговая инспекция не может доначислить налог по кадастровой стоимости земли, так как кадастр применяется только для недвижимости в собственности. Однако занижение цены в договоре несет серьезные юридические риски для покупателя. И третье это бесплатная переуступка. Если права аренды переуступаются безвозмездно (например, близкому родственнику), дохода у мамы не возникает, и налога не будет.
Вам и Вашей маме я бы порекомендовала, прежде чем совершать сделку, обратиться в местную администрацию, в отдел имущественных и земельных отношений, чтобы уточнить, позволяют ли условия текущего договора аренды (выданного льготнику) переуступать право третьим лицам и на каких условиях возможен последующий выкуп земли.