8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Передача товара по агентскому договору

Здравствуйте, хочу передать товар агенту для последующей реализации. Как составить агентский договор и обезопасить себя в случае если агент будет не честен?

, Скретков Иван, г. Екатеринбург
Ольга Александровна Афанасьева
Ольга Александровна Афанасьева
Юрист, г. Пенза

Одно из важнейших требований к посредническому договору: он обязательно должен быть возмездным. За выполненное поручение агент получает от принципала вознаграждение. Определяя его, компаниям следует учитывать, что завышенная или, напротив, слишком маленькая ставка премии может насторожить инспекторов. В первом случае контролеры могут посчитать, что фирма намеренно выводит налоговую базу на посредника. Если ставка вознаграждения будет совсем низкая, то у инспекторов возникнут сомнения в экономической обоснованности такой сделки. Чтобы этого избежать, компаниям лучше всего придерживаться общепринятых правил и устанавливать вознаграждение в пределах 5–10 процентов от суммы договора.

Нюансы агентского договора
Отмечу, что при заключении договора агентирования необходимо обратить внимание на его отличие от договора поставки, чтобы не допустить возможности переквалификации такой сделки. Для этого агентские правоотношения необходимо грамотно оформить:
Агент должен действовать за счет принципала.
Поручение агенту дается в виде письменного задания с подробной расшифровкой поручения. Например, нельзя написать просто «закупка товара». Задание необходимо детализировать. Как правило, поручение оформляется отдельными документами (на месяц или конкретную партию товара).
По итогам задания или по истечении определенного времени агент обязан представить принципалу отчет о проделанной работе.
Агент не формирует самостоятельно цену товара. Если все же он ее устанавливает, то это должно быть зафиксировано в договоре.
Необходимо вести правильный бухгалтерский учет операций по агентскому договору.
Для того чтобы не дать контролерам возможности переквалифицировать агентское соглашение в договор поставки, отношения между агентом и принципалом должны быть документально оформлены. Так, партнерам следует позаботиться о наличии следующих бумаг:
агентского договора;
поручения;
отчетов агента;
накладных;
платежных документов;
других документов со ссылкой на договор.
К тому же агентское соглашение должно быть составлено таким образом, чтобы была ясна мотивация каждой из сторон для его заключения. На первом этапе партнерам необходимо получать существенную прибыль. Данная концепция вытекает из установленной законодателем презумпции деловой цели и следующего из него принципа экономической необоснованности. И только спустя какое-то время компании могут позволить себе подкорректировать суммы своих доходов, объяснив это, например, изменением ситуации на рынке. Это необходимо для того, чтобы инспекторы не могли связать использование агентского договора с экономией на налогах.
Варианты налогового планирования
При помощи посреднических договоров можно оптимизировать практически все налоги. Каждая компания самостоятельно определяет, на чем же именно ей сэкономить. На семинаре были подробно разобраны варианты планирования ЕСН, НДФЛ, налога на прибыль и НДС. Рассмотрим некоторые из них.
Прежде всего следует вспомнить основные принципы налогообложения посреднических операций. Сделки по договорам комиссии, поручения или агентским соглашениям у комиссионера, поверенного или агента облагаются НДС и классифицируются как реализация услуг. В Налоговом кодексе все операции, совершаемые с целью получения прибыли, подразделяются на три вида:
реализация товаров;
реализация работ;
реализация услуг.
Под услугой понимается деятельность компании, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе ее осуществления.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса, реализацией считается факт передачи права собственности на товары одним лицом другому. По всей видимости, для того чтобы продажа товаров конкретной организацией была признана реализацией, компания должна быть собственником данной продукции. В случае же когда комиссионер продает товар, такая деятельность не будет считаться реализацией для целей налогообложения. Ведь единственный собственник ценностей – комитент. Таким образом, именно для комитента, доверителя или принципала факт передачи права собственности на товары покупателю (при приобретении их покупателем у комиссионера, поверенного или агента) и будет являться реализацией данных товаров для целей налогообложения. Исходя из этого, у комиссионера, поверенного или агента налогооблагаемой базой по НДС будет являться не стоимость товара, а сумма вознаграждения за выполненное поручение.
Именно эту особенность посреднических отношений компании могут использовать при налоговой оптимизации. К примеру, рассмотрим, каким образом можно спланировать НДС.
Оптимизируем НДС
Отмечу, что полностью законно уменьшить суммы НДС вряд ли получится, однако уплату налога можно отсрочить. Выступающий рассмотрел два варианта посреднических схем для оптимизации налога. Одна из них фактически правомерна, но не совсем корректна, поскольку построена на использовании пробелов в законодательстве. Такой вариант оптимизации может пригодиться тем компаниям, которые применяют схемы ухода от НДС при помощи однодневок. Если фирма пока не готова выйти из тени и полностью работать «прозрачно», то какое-то время она может использовать данную схему как наименее рискованную.
Схема заключается в следующем. Неплательщик НДС (например, если компания применяет упрощенную систему налогообложения) в качестве принципала поручает агенту (плательщику НДС) по агентскому договору от своего имени закупить, а затем реализовать товар покупателям. С наценки НДС и налог на прибыль не уплачивается. Данные сборы заменяются единым налогом при УСН. Варианты схемы могут быть всевозможными. Например, сдача имущества в аренду через агента, предоставление персонала по схеме аутсорсинга через агента, оказание розничных услуг и т. п. Во всех случаях «теряется» НДС при том, что конечный покупатель принимает его к вычету. Агент действует и выставляет счет-фактуру покупателю от своего имени с налогом по ставке 18 процентов. Принципал НДС не перечисляет, так как не является плательщиком. Следовательно, прив- лечь его к ответственности нельзя. Это невозможно даже в том случае, если он сообщит агенту о своем статусе, и последний будет выставлять счета-фактуры покупателям с НДС. Позиция принципала будет сильнее, если он оповестит агента о своем статусе неплательщика данного налога, так как законодательство не содержит такого требования. Третьи лица без согласия принципала не могут узнать о его статусе неплательщика (ст. 102 НК РФ). Таким образом, при использовании данной схемы агент и покупатели не имеют информации о налоговом статусе принципала. По общему правилу агент должен выставить счет-фактуру с НДС. При этом он платит налог на добавленную стоимость лишь с суммы своего небольшого вознаграждения.
При использовании данной схемы следует учитывать некоторые риски. Во-первых, нарушается постановление правительства от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур...». Однако в данном случае агент может сослаться на то, что документ противоречит положениям Налогового кодекса. Согласно данному постановлению, посредник, осуществляющий продажу товаров от своего имени, должен выставлять счета-фактуры по товарам от своего имени на покупателя, а реквизиты этих документов передавать принципалу. В Налоговом кодексе же указано, что если агент реализует товары (работы, услуги) по договору от имени принципала, то и счет-фактура должен выставляться покупателю от имени последнего. Позиции покупателей в отношении вычета по НДС прочны – они не отвечают за третьих лиц и берут вычет по счету-фактуре.
Способ отсрочки НДС
Изменения в статью 167 Налогового кодекса, указывающие момент определения налоговой базы при исчислении и уплате НДС, обязали платить налог по ранней дате отгрузки либо оплаты товара. Между тем в классической структуре финансовых и товарных потоков продукция может реализовываться через региональные представительства либо напрямую клиентам, расположенным на удаленных территориях. При заключении с ними договора поставки возникает необходимость уплаты НДС при отгрузке товара. Перечисление налога на добавленную стоимость в этом случае можно отсрочить, если продавать ценности не напрямую, а через агента, заключив с ним агентский договор на продажу.
Второй вариант оптимизации налога на добавленную стоимость представляет собой схему с использованием посреднических договоров. Она позволяет применять такие соглашения для того, чтобы отсрочить НДС и налог на прибыль. В данном случае торговая деятельность заменяется посреднической. Таким образом, снимается с предприятия-посредника «груз» НДС с авансов и с неоплаченных нагрузок. В свою очередь, данная схема дает комитенту (принципалу) возможность отсрочить момент уплаты НДС и налога на прибыль до момента отгрузки конечному покупателю. Благодаря уменьшению выручки посредники минимизируют налоговые риски и могут вообще впоследствии перейти на УСН.
Юридическое обоснование схемы следующее. Согласно статье 167 Налогового кодекса, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Между тем налоговая база может быть определена только при наличии объекта налогообложения, то есть реализации товаров, работ или услуг (ст. 146 НК РФ).
При заключении договора агентирования (ст. 1005 ГК РФ) либо комиссии (ст. 990 ГК РФ) право собственности на товар к агенту или комиссионеру не переходит. Следовательно, при отгрузке либо передаче товара агенту (комиссионеру) не возникает объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплаты НДС.
У рассмотренной схемы есть определенные нюансы. Например, комиссионер должен прилагать копии или оригиналы подтверждающих документов по производственным расходам к своему отчету о выполнении поручения. Очень важно качественно оформлять все документы. Нежелательно, чтобы комитент (принципал) имел задолженность перед комиссионером (агентом). К тому же при использовании рассматриваемой схемы существует риск переквалификации договора.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Хищения
Я нарушил какойто закон что положил в корман товар и кто был прав в этой ситуации?
подскажите, почему я сегодня пришёл в магазин и взял товар положил в корман я смотрю расматриваю другие товары магазина ко мне подходит сотрудник и говорит -- вы чтото ложили в корман? -- да --выкладвайте я положил товар --говори номер телефоно родителей или вызываем полицию -- я не вышел за предилы магазина я щас пойду оплачивать -- ты же в корман положил ,значит хотел украсть -- нет! итог позвонили родителоям сотрудник магазина говорит: вас сын хотел украсть товар из магазина (что там говорила моя мама незнаю) сотрудник пару раз чтото сказала ну и всё иди домой . я нарушил какойто закон что положил в корман товар и кто был прав в этой ситуации???
, вопрос №4095277, ИЛЬЯ, г. Сургут
1200 ₽
Налоговое право
4 Или достаточно платёжных поручений при оплате на расчётный счёт моего ИП?
Здравствуйте! Есть торговая площадка https://rastimsad.ru на которой продавцы могут размещать свои товары как на вайлдбериз или озон. Но в отличие от этих маркетплэйсов покупатель делает оплату товаров напрямую продавцам, а не через сайт. Сайт только оказывает информационные услуги продавцам, предоставляет им контакты покупателей и перечень товаров, которые они хотят приобрести. Т.е. будет не агентский договор как на вайлдбериз, а договор на оказание информационных услуг. У продавцов есть виртуальный лицевой счёт, который они пополняют, а затем при совершении заказов с этого лицевого счёта будет идти списание средств. В связи с этим есть вопросы по документообороту между владельцем торговой площадки, которая работает от имени ИП на УСН доходы с одной стороны и продавцами, размещающими товары на площадке с другой стороны. Продавцы могут быть на разных системах налогообложения. Чаще всего это УСН доходы минус расходы, но иногда может быть и ОСН и налог на профессиональный доход. Интересуют ответы, чтоб с одной стороны у меня не было проблем с налоговой при проверке и чтоб у продавцов были все необходимые и достаточные документы при проверке налоговой. 1)Какие первичные документы необходимы продавцам, кроме договора? 2)Обязательны ли счета на оплату услуг? 3) Обязательны ли акты оказанных услуг? 4) Или достаточно платёжных поручений при оплате на расчётный счёт моего ИП? 5) Если акты оказанных услуг обязательны, то как быть с несоответствием оплат на расчётный счёт и списаниям по актам оказанных услуг?
, вопрос №4094318, Берлинский Алексей, г. Москва
Договорное право
В случае возврата товара покупателем, обязан-ли продавец сверх цены за товар возвратить покупателю комиссию, удержанную банком за перевод денежных средств
Добрый день! Покупатель оплачивает товар через банкомат. Нам поступает полная сумма по счету. За перевод банк с покупателя списывает комиссию за перевод денег. В случае возврата товара покупателем,обязан-ли продавец сверх цены за товар возвратить покупателю комиссию,удержанную банком за перевод денежных средств.
, вопрос №4094030, Елена, г. Москва
Налоговое право
Какую сумму можно переводить, на какие реквизиты, какие налоги предусмотрены по договору с обеих сторон?
Добрый день нужна консультация по составлению агентского договора между ООО и физ лицом. какую сумму можно переводить, на какие реквизиты, какие налоги предусмотрены по договору с обеих сторон?
, вопрос №4093967, Луиза, г. Москва
Дата обновления страницы 30.07.2015