Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Так как на самом деле по закону?
Здравствуйте,помогите, пожалуйста,понять положены ли выплаты опекуну?
Муж пропал на СВО,воинская часть вышла в суд на признание погибшим.Муж с детства сирота.Есть опекун,с 2-х лет он был под опекой.Мы с ним в законном браке,детей совместных нет.
И везде разная информация: одни юристы говорят,что опекуну выплаты не положены.
В воинской части говорят,что все выплаты будут делиться поровну между женой и его опекуном.Напополам.
Ещё юрист другой сказал,что делится только одна выплата между женой и опекуном,федеральная,а остальные жене.
Так как на самом деле по закону?Объясните, пожалуйста.
Здравствуйте!
Опекун сможет получить выплаты наравне с женой бойца, только если в суде подтвердит статус фактического воспитателя — то есть лица, которое воспитывало и содержало погибшего военнослужащего не менее 5 лет до его 18-летия.
Здравствуйте!
Выплата согласно указа Президента РФ № 98 от 2022 г. осуществляется на основании Порядка выплат определен приказом Министра обороны РФ № 236 от 2022 г.
Выгодоприобретатели указаны в ч. 11 ст. 3 306-ФЗ, согласно которой право на получение выплат, кроме супруги, имеет лицо, воспитывающее и содержащее военнослужащего в течении не менее пяти лет до наступления совершеннолетия.
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия
То есть, если лицо действительно воспитывало и содержало военнослужащего, то право на получение данной выплаты иметь будет.
Аналогичные правила установлены и для выплаты согласно ч. 8 ст. 3 306-ФЗ (порядок выплаты определен приказом Министра обороны РФ от 6 мая 2012 г. N 1100), потому как круг выгодоприобретателей у данной выплаты одинаковые.
Что касается страховой выплаты — выгодоприобретатели определены в ст.2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, среди которых также указано лицо, осуществляющее воспитание и содержание в течении не менее пяти лет до наступления совершеннолетия.
лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение
То есть, и в том и в ином случае лицо, осуществляющее фактический уход в течении не менее 5 лет до наступления совершеннолетия будет иметь право на получение данных выплат.
При этом следует учитывать, что сам по себе факт наличия установленного опекунства не свидетельствует о возможности получения выплат и «не равно» формулировке «фактический воспитатель».
Суды обязательно при рассмотрении дел о назначении указанных выше выплат в обязательном порядке проверяют, было ли установлено фактическое воспитание в порядке особого производства или не было (Справка о результатах рассмотрения гражданских дел Девятым кассационным судом общей юрисдикции за I полугодие 2025 г., Определение N 88-3970/2025 от 05.06.2025).
Суд апелляционной инстанции также указал, что Ш. как опекун получала соответствующие выплаты на содержание Н., поэтому периоды времени, в которые Ш. являлась опекуном Н., не могут характеризовать ее в качестве фактического воспитателя, поскольку фактические воспитатели согласно разъяснениям, данным в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», — это лица, которые содержат воспитанников за счет собственных средств, между ними возникают отношения, схожие с отношениями между родителем и ребенком в части содержания и воспитания последнего, однако у фактического воспитателя отсутствуют соответствующие родительские обязанности в отношении ребенка в силу закона или судебного решения.
...
При разрешении спора судами не были соблюдены положения Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, регламентирующие предоставление меры социальной поддержки в виде единовременного пособия фактическому воспитателю военнослужащего в случае гибели (смерти) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в их взаимосвязи с приведенными нормами процессуального закона об условиях и порядке рассмотрения судом дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Судом апелляционной инстанции при переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не учтено прямое указание закона на то, что признание лица фактическим воспитателем военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в целях получения права на единовременное пособие, предусмотренное ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
То есть, если данный факт не установлен (фактического воспитания) в порядке особого производства, то в выплате опекуну могут отказать.
Таким образом, следует исходить не из самого факта опекунства, а есть ли решение суда о том, является ли данное лицо фактическим воспитателем или не является. И если данный факт будет установлен — лицо будет иметь право на указанные выше выплаты.
А как это нужно доказывать-получал, не получал опекун деньги во время опекунства? И судов по выплатам, на сколько я знаю, никаких не проводится.Просто подаешь документы и выплаты начисляют.
Добрый вечер.
Опекун может претендовать на получение выплат, в случае признания его фактическим воспитателем.
Согласно ст. 3 ФЗ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ получателем выплаты является
4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее — фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В том случае, если Вам уже произвели выплату в полном объеме — он не лишен права обратиться в суд к Вам с иском в котором потребовать признать его фактическим воспитателем и взыскать с Вас часть полученной выплаты.
В этом случае, вовсе не обязательно предварительно обращаться в суд с заявлением об установлении факта фактического воспитания в порядке особого производства.
На этот счет в ст. 310 ГПК РФ оговорено
3. Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом впорядке искового производства.
В связи с чем он вполне может обратиться в суд с иском.
В настоящее время на практике довольно часто возникает вопрос с кого производить выплату при установлении еще одного получателя, который не реализовал свое право ранее.
Судебная практика по нему относительно того кто должен производить выплату — страховая компания или РФ, или иные получатели —пока окончательно не сложился.
На этот счет пока имеют место две противоположные позиции, где с одной стороны — взыскание оплаченных сумм предполагается с иных получателей
Например, данная позиция представлена в Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2024 по делу N 88-28261/2024, отмечавшим
принимая решение о взыскании в пользу несовершеннолетнего ребенка, законным представителем которого выступает его мать К.Ю., денежных средств в качестве единовременной выплаты с Министерства обороны Российской Федерации, суд фактически взыскал их в пользу членов семьи погибшего ФИО51 в размере, превышающем установленный законом, при этом решение суда в указанной части не содержит ссылок на нормы права, позволяющие в данном случае восстанавливать права истца именно посредством взыскания денежных средств с Министерства обороны Российской Федерации сверх установленного размера.
С другой стороны существует и обратная практика — допускающая взыскание средств именно с РФ и АО СОГАЗ, сверх выплаты произведенной иным членам семьи погибшего.
Например, Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2024 N 88-26465/2024 (УИД 11RS0001-01-2023-006582-22)
С Министерства обороны Российской Федерации в пользу Н.Ю. взыскано единовременное пособие в размере 782932 рубля 39 копеек, единовременная выплата в размере 833 333,33 руб. С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Н.Ю. взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей. Требования Н.Ю. к войсковой части N 08275 о взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что разрешая спор, суды пришли к правильному выводу о том, что за истцом, как сыном погибшего В.С., может быть признано право на получение выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 и приведенными выше федеральными закона, при наличии условий, установленных законом и при условии обращения истца за выплатой.
При новом апелляционном рассмотрении дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции исходил из того, чтоиз-за преждевременных неправомерных действий войсковой части истец не получил причитающиеся ему денежные средства, понес убытки в виде единовременного пособия в размере 833 333,33 руб., которые подлежат взысканию с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не являются основанием для отмены судебных постановлений.
Однако учитывая приводимые в этой связи в судах доводы представителей МО РФ и АО СОГАЗ, а также выработку ими единой позиции о том, что на момент производства выплаты они не знали и не могли знать о наличии у погибшего еще одного члена семьи, претендующего на получение выплат — то есть вероятность, что практика будет складываться в пользу взыскания полученных сумм с иных получателей выплат.
При такой позиции будет считаться, что плательщики полностью исполнили свои обязательства — а вопрос раздела полученных сумм разрешается между получателями самостоятельно.
И по какой причине суд может отказать опекуну?
Опекун должен доказать фактическое воспитание через суд?
Да, только через суд.
Прежде, чем ему тоже назначат выплаты.Или опекун может не обращаться в суд, а просто наравне с женой подать заявление на выплаты?
Он может пойти по одному из двух путей
1. Сначала обратиться в суд с заявлением о признании его фактическим воспитателем. После вынесения и вступления решения в законную силу — обратиться в военкомат за получением выплаты.
2. Обратиться в военкомат за получением выплаты. Полив отказе он вправе обжаловать его в суде и одновременно с этим просить суд признать его фактическим воспитателем.
И по какой причине суд может отказать опекуну?
Только если сочтет не доказанными его доводы.
Из Закона 306-фз, в соответствии с которым производятся выплаты, следует: