Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Есть ли смысл оспаривать в суде и не выплачивать всю такую огромную сумму?
Добрый день! Имеем частный дом в Подольске на территории СНТ и трёхфазный счётчик (день/ночь) на столбе у дома. Несколько лет сотрудник Энергосбыта не снимал контрольные показания прибора, а мы платили одинаковые суммы ежемесячные, не передавая показания счётчика :( В итоге, наконец в мае они сняли показания и выставили Счёт почти на 450 тыс. руб. Мы читали, что Энергосбыт обязаны минимум 1-2 раза в год проводить снятие и сверку показания счётчика (щиток на улице в доступном месте) ... Также читали в Интернете, что подобные случаи уже были в практике и суд вставал на сторону потребителя. В основном в доме жили наши пожилые родители, у них не было возможности снимать показания, да и вообще они далеки от Инета и плохи зрением. Есть ли смысл оспаривать в суде и не выплачивать всю такую огромную сумму? Или в любом случае придется к ним идти и искать пути решения и оплаты всего накопившегося долга? С уважением!
Здравствуйте! Конечно есть смысл оспаривать в суде.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг...
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, .... а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях
Пункт 83 этого же постановления устанавливает периодичность: проверки должны проводиться не реже 1 раза в год (если ИПУ установлен вне помещения потребителя, как в вашем случае — на столбе у дома), но не чаще 1 раза в 3 месяца. Если счетчик доступен (щиток на улице), исполнитель не может оправдываться отсутствием доступа.
В вашей ситуации, если энергосбыт не проводил такие проверки несколько лет, это является нарушением его обязанностей.
Ключевой момент для оспаривания — применение срока исковой давности. Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока начинается со дня, когда лицо (энергосбыт) узнало или должно было узнать о нарушении своего права ст. 200 ГК РФ — в вашем случае, с момента, когда плата не была внесена за конкретный период. Исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре ст. 199 ГК РФ, то есть вы должны заявить об этом в суде или в досудебной претензии.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 (п. 41) разъясняет: к спорам об оплате коммунальных услуг применяется трехлетний срок исковой давности, исчисляемый отдельно по каждому платежу
41. К спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ).
Это значит, что энергосбыт может взыскать долг только за последние три года, предшествующие дате выставления счета или подачи иска в суд.
Таким образом, да смысл есть, особенно если долг накоплен за период более трех лет. Рекомендую собрать документы, а именно договор с энергосбытом, квитанции, акты снятия показаний и др..
Уважаемый Владислав, здравствуйте! Дополню. Договор энергоснабжения — публичный.
Прежде чем оспаривать сумму в суде, надо никуда не торопиться, а написать письмо в адрес поставщика электроэнергии (Мосэнерго).
Снятие показаний индивидуальных приборов учета электроэнергии является обязанностью исполнителя
О правах Ваших для начала.
В силу пункта 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,
33. Потребитель имеет право: а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)....
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/2d399e0515a74a228479dd1ed41ad26544ef1583/
В случае, если исполнитель длительное время не осуществлял контрольное снятие показаний прибора учета, а расчет платы производился по среднемесячному потреблению, начисление задолженности за весь период с момента последней фиксации показаний неправомерно.
Вы вправе требовать от исполнителя предоставления сведений о правильности исчисления предъявленной к оплате суммы, а также перерасчета платы за коммунальные услуги при выявлении ошибок в расчетах.
Рекомендую направить в адрес энергоснабжающей организации письменное заявление с требованием провести перерасчет начислений за период, в течение которого исполнитель не исполнял обязанность по снятию контрольных показаний, ссылаясь на Правила (выше указала реквизиты НПА).
В случае отказа в перерасчете Вы вправе обратиться в суд для защиты своих прав.
С уважением, Д.А.Разина