Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Так они и у соседнего аналогичного дома не предусмотрены паспортом, но там то теперь скамейки стоят
Здравствуйте! Согласно программе благоустройства 07/06/2025 ГБУ Автомобильные дороги САО у подъездов нашего дома Москва Дубнинская 24-2 были установлены скамейки. но потом их убрали по требованию главы инициативной группы (так сказать). На мою жалобу в УК, Управу и Префектуру о незаконном демонтаже скамеек, органы настаивают на созыве ОСС. А при чем здесь ОСС? Я же не прошу установку скамеек, а требую вернуть установленные ранее скамейки. У всех домов на районе скамейки теперь стоят, у нашего нет (недовольные скамейками должны были собирать ОСС и только после этого демонтаж, правильно). Если скамейки поставили, значит деньги на них выделены, а значит решение об их установке уже было принято. правильно. Просто так бы их никто не поставил - это же подотчетные средства. А органы местного управления давят на то, что паспортом дома скамьи не предусмотрены - свободны. только через ОСС возврат ваших скамеек, они вам не принадлежат. Так они и у соседнего аналогичного дома не предусмотрены паспортом, но там то теперь скамейки стоят. Думаю, меня вводят в заблуждение и я не должна собирать ОСС, а это нас незаконно лишили благоустройства. И следует обращаться в прокуратуру. Объясните, пожалуйста. Спасибо.
Екатерина, добрый вечер!
Если демонтаж был произведен по требованию инициативной группы, то для этого должно было быть проведено ОСС с соблюдением требований статьи 45 Жилищного кодекса РФ. Решение ОСС должно быть оформлено протоколом, который передается в управляющую организацию. В отсутствие такого решения демонтаж может быть признан незаконным.
Если демонтаж был произведен без надлежащих оснований, вы вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке законности действий органов местного самоуправления и управляющей компании.
Здравствуйте, Екатерина,
В соответствии с требованиями п. п. 1, 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования. Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ.
Таким образом, скамейки, наверняка, были установлены как элемент благоустройства территории муниципального образования — в соответствии с правилами благоустройства территории МО.
И, безусловно, на основании проекта, согласованного с управлением по строительству и развитию территории Вашего муниципального образования.
Так везде делается, просто так администрация элементы благоустройства не устанавливает.
А вот по последующему демонтажу — необходимо учесть следующие нормы:
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно п. 2.1. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
но потом их убрали по требованию главы инициативной группы (так сказать).
Это не законно.
В силу вышеуказанных норм, демонтаж спорных скамеек может быть осуществлен только на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. А не на основании жалобы некой «инициативной группы», которая явно не отражает позицию всех собственников помещений Вашего МКД.
Так они и у соседнего аналогичного дома не предусмотрены паспортом, но там то теперь скамейки стоят.
Все правильно. Скамейки были установлены как элемент благоустройства территории муниципального образования — в соответствии с правилами благоустройства и на основании проекта благоустройства этой территории.
А не на основании паспорта МКД.
Думаю, меня вводят в заблуждение и я не должна собирать ОСС, а это нас незаконно лишили благоустройства. И следует обращаться в прокуратуру.
Конечно не должны. Речь идет о незаконном демонтаже элементов благоустройства МКД. О том, что демонтаж был незаконным — свидетельствует ответ Вам про жалобу инициативной группы, так как при наличии решения ОС МКД о демонтаже — Вам бы в ответе сослались на это решение, а не некую жалобу неизвестно кого.
В части дальнейших действий, полагаю правильным будет повторно обратиться в администрацию — с указанием вышеуказанных норм и обоснованием незаконности демонтажа. Вследствие чего, потребуйте восстановить элементы благоустройства в определенный срок. Укажите, что в случае отказа — обратитесь в прокуратуру.
Если откажу, будет бездействие или волокита по восстановлению скамеек — обращайтесь в прокуратуру.
Желаю удачи,
Здравствуйте, Екатерина.
Выскажу альтернативное мнение.
Земельный участок под МКД включая придомовую территорию является собственностью собственников помещений многоквартирного дома в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и вне зависимости от кадастрового учета находится в пользовании собственников МКД.
Вот соответствующие разъяснения Верховного Суда РФ
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)
Положениями части 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 189-ФЗ) и части 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из приведенных норм, а также разъяснений, изложенных в пунктах 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме, а прежний собственник (застройщик) утрачивает право на распоряжение им.
Соответственно, муниципалитет (Администрация) не вправе распоряжаться и пользоваться этим участком.
И так называемый активисты МКД вероятно об этом знают и указали на это в своих требованиях к Администрации.
И именно поэтому верятно Администрация убрала лавочки с придомовой территории МКД.
Обращения в прокуратуру и в суд думаю ни к чему не приведут.
С уважением! эксперт сайта Г.А. Кураев
Здравствуйте!
Органы местного самоуправления и управляющая компания правы в том, что решение об установке или демонтаже скамеек на придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников (ОСС). Это следует из пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому к компетенции ОСС относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства. Придомовая территория, на которой установлены скамейки, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 ЖК РФ).
Таким образом, если скамейки были установлены на придомовой территории, их демонтаж, как уменьшение общего имущества, возможен только по решению общего собрания собственников. Управляющая организация не вправе самостоятельно принимать такие решения. Судебная практика подтверждает эту позицию: например, Определение СК по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. по делу N 8Г-993/2020 указывает, что определение судьбы таких элементов благоустройства возможно не иначе как с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Ваш аргумент о том, что скамейки были установлены ГБУ «Автомобильные дороги САО» в рамках программы благоустройства, и на них были выделены средства, является важным. Это свидетельствует о том, что изначально решение об их установке было принято уполномоченным органом. Однако, если эти скамейки были установлены на земельном участке, который является общим имуществом собственников, то для их демонтажа все равно требовалось решение ОСС. Отсутствие скамеек в «паспорте дома» не является решающим аргументом, если земельный участок под домом сформирован и находится в общей долевой собственности.
В данном случае, если демонтаж скамеек был произведен по требованию инициативной группы, но без решения общего собрания собственников, это действие является неправомерным. Вам следует запросить у управляющей компании или органов местного самоуправления документ, на основании которого был произведен демонтаж. Если такого решения ОСС не существует, то Вы вправе требовать восстановления благоустройства. Обращение в прокуратуру может быть эффективным шагом, так как прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства и может вынести предписание о восстановлении нарушенных прав.
Рекомендую Вам собрать все имеющиеся доказательства установки скамеек (фотографии, документы программы благоустройства, если есть) и направить официальные запросы в УК, Управу и Префектуру с требованием предоставить основание для демонтажа. В случае отсутствия законных оснований, Вы можете обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении Ваших прав и прав других собственников на благоустройство придомовой территории.