Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
23 ЗОПП, учитывая что она заведомо превысит сам убыток, будучи посчитанной за большой срок?
В 2018 году несколько собственников трех смежных многоквартирных домов, имеющих общую систему теплоснабжения с общим УУТЭ (узел учёта тепловой энергии), расположенным в ТП (тепловой пункт) одного из указанных МКД (т.н. МКД на "сцепке теплоснабжения"), подали коллективную жалобу в региональный орган жилищного надзора с требованием прекратить применять для перечисленных МКД незаконный порядок начисления платы за поставленное в эти МКД тепло - по УУТЭ, расположенному в одном из МКД "сцепки", впредь применять нормативный порядок, также произвести перерасчёт начисленной платы за тепло за три предшествующих года исходя из нормативного порядка. Подаче жалобы жителями предшествовало многолетнее систематическое начисление платы за тепло в этих МКД, с существенным завышением по сравнению с нормативом теплоснабжения для данных МКД. При этом, плата за тепло, рассчитанная по УУТЭ, регулярно превышала расчётную величину платы по нормативу при плюсовых и околонулевых среднемесячных температур воздуха в соответствующие отопительные периоды.
Очевидно, что ресурсоснабжающая и управляющая организация много лет действовали сообща фабрикуя показания ОДПУ в данной "сцепке теплоснабжения"
Жилищная инспекция согласилась с требованиями жителей МКД - заявителей по жалобе и вынесла предписание управляющей организации с требованием произвести поквартирный перерасчёт по лицевым счетам заявителей по жалобе исходя из норматива теплопотребления за три предшествующих подаче жалобы отопительных периода.
О том, что впредь исполнитель коммунальной услуги теплоснабжения обязан применять нормативный порядок теплоснабжения прямо в Предписании не было сказано ни слова, однако это системным образом следовало по смыслу самого документа.
Не согласившись с вынесенным предписанием Управляющая организация обратилась с иском в Арбитражный суд по его оспариванию, впоследствии к делу была привлечена и РСО в качестве третьего лица, который и задавал тон всему процессу, будучи фактически основным заинтересованным лицом в этом правоотношении.
В конечном итоге, в кассационной инстанции законность вынесенного в 2018 году Предписания была подтверждена отказным Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции, уже в октябре 2019 года.
Однако, управляющая организация вынесенное Предписание так и не исполнила, произведя притворный перерасчет в платежных документах, в одной графе которых была указана сумма уменьшения платы за тепло, а в другой дополнительной графе плата была увеличена практически на ту же величину.
Более того, Управляющая организация так и продолжала применять незаконный порядок начисления платы - по УУТЭ "сцепки".
Впоследствии, в период с 2021 по 2024 год было вынесено еще несколько арбитражных решений, вступивших в законную силу, с участием РСО и Управляющей МКД организацией, в качестве истцов и ответчиков, в которых судами были исследованы обстоятельства функционирования и устройства системы теплоснабжения для данных МКД и установлена обязанность РСО и УО применять в данных МКД нормативный порядок начисления платы за теплоснабжение. Однако, до мая 2024 года ни РСО, ни УО данную обязанность систематически не исполняли, естественно исходя из корыстных соображений, поскольку начисления по УУТЭ существенно превосходили нормативную величину платы за теплоснабжение.
В мае 2024 года, под давлением органа жилищного надзора, в связи с нарастающим скандалом, ввиду очевидного противоправного поведения РСО (к тому времени в указанных МКД состоялись переходы собственников на прямые договора с РСО), плата за теплоснабжение пользователям помещений МКД "на сцепке" начала начисляться по нормативу, в соответствии с законным порядком, тем более, установленным для данных МКД законной силой многочисленных судебных актов.
Сами собственники все эти годы естественно не были осведомлены ни о вынесенных судебных актах, по делам, к рассмотрению которых их не привлекали, ни о других юридически значимых обстоятельствах конфликтного правоотношения, в частности, какой порядок начисления платы за поставленное в их жилые помещения тепло законен, а какой нет. Предписание органа жилищного надзора в 2018 году о перерасчёте платы за три предшествующих отопительных периода выносилось в адрес УО, о его наличии был уведомлен лишь один собственник. Сам притворный перерасчет был произведён негласно без уведомлений и разъяснений собственникам.
За 10 лет (начиная с отопительного периода 2015/2016 до мая 2024 года) собственники понесли существенные убытки, поскольку плата за теплоснабжение, рассчитанная по УУТЭ в одном из МКД "сцепки", за указанный период, почти всегда существенно превышала расчётную величину платы, исходя из нормативного порядка, которую противоправно, с 2015 по май 2024 года не применяли РСО и УО.
Вопрос - можно ли взыскать убытки с РСО именно за 10 лет, применяя в данном случае довод о субъективном сроке исковой давности, в соответствии с частью 2 статьи 196 ГК РФ, поскольку о применении незаконного порядка начисления платы за теплоснабжение потенциальный истец - собственник жилого помещения в данных МКД узнал лишь в мае 2024 года, из объяснений специалиста в сфере ЖКХ, владевшего полной информацией о противоправном поведении РСО и УО в указанный период?
Также вопрос о возможности взыскания неустойки, в соответствии ст. 23 ЗОПП. штрафов по с. 6,7 ст.157 ЖК РФ и ст. 13 ЗОПП?
За какой срок возможно взыскать неустойку по ст. 23 ЗОПП, учитывая что она заведомо превысит сам убыток, будучи посчитанной за большой срок?
Здравствуйте.
Да, в вашей ситуации имеется реальная возможность взыскать убытки за весь 10-летний период, ссылаясь на субъективный срок исковой давности по ч. 2 ст. 196 ГК РФ.
Также есть основания для взыскания неустойки по ст. 23 ЗОПП, штрафов по ст. 157.6 и 157.7 ЖК РФ, и штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований по ст. 13 ЗОПП.
Однако каждый из этих требований имеет разные ограничения по срокам, которые следует строго учитывать.
1. Возможность взыскания убытков за 10 лет
Правовая база:
• Ст. 196 ГК РФ: общий срок исковой давности — 3 года.
• Ч. 2 ст. 196 ГК РФ: течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о лице, которое является надлежащим ответчиком.
Применение к вашей ситуации:
1) Собственники были не уведомлены об актах госоргана и судебных актах.
2) РСО и УО вводили в заблуждение, скрывая факт применения незаконного метода расчёта.
3) Факт противоправного поведения был выявлен только в мае 2024 года — именно тогда лицо (или лица) узнали о нарушении своих прав и о том, кто нарушитель.
Следовательно, течение срока исковой давности начинается с мая 2024 года, и в 2025 году ещё позволяет подать иск за весь период 2015–2024 гг.
Эта позиция подтверждается судебной практикой (см., например, Определение ВС РФ от 20.10.2020 № 5-КГ20-125-К2, где Верховный суд поддержал право на перерасчёт за более чем 3 года — при доказанном отсутствии осведомлённости истца о нарушении).
2. Возможность взыскания неустойки по ст. 23 ЗОПП
1% от суммы незаконно начисленной платы за каждый день просрочки возврата переплаты (или перерасчёта) после предъявления требования (абз. 2 ч. 1 ст. 23 ЗОПП).
Ограничение:
ВАЖНО: взыскание неустойки ограничивается 3 годами исковой давности, поскольку это периодические санкции, и субъективный срок здесь не применяется — он строго объективный (ст. 196 ГК РФ + Обзор судебной практики ВС РФ).
То есть: вы вправе взыскать неустойку по ст. 23 ЗОПП только за последние 3 года с момента предъявления требования.
Например: если требование предъявлено в июле 2025 года, неустойка считается с июля 2022 года.
Риск:
— Неустойка по ст. 23 ЗОПП — 1% в день — может многократно превысить основной долг.
— Суды почти всегда снижают размер по ст. 333 ГК РФ как явно несоразмерный последствиям.
— Но это не лишает вас права заявить всю сумму, а суд уже снизит по своему усмотрению.
3. Штрафы по ст. 157.6 и 157.7 ЖК РФ и ст. 13 ЗОПП
Ст. 157.6 ЖК РФ — административная ответственность УО/РСО за нарушение порядка расчёта платы:
— применима в рамках обращения в ГЖИ или Роспотребнадзор.
Ст. 157.7 ЖК РФ — обязанность РСО произвести перерасчет в случае выявления неправильного расчёта:
— если этого не сделано — возможно подать иск о понуждении + убытки.
Ст. 13 ЗОПП — 50% штраф от суммы, присужденной судом, если требования не были добровольно удовлетворены до суда.
Это может серьёзно увеличить итоговую сумму:
Сумма взыскания + 50% штраф + госпошлина + компенсации — всё на ответчиков.
Какое Ваше мнение на это счёт?
от 20.10.2020 № 5-КГ20-125-К2 в своем содержании не касается вопросов применения сроков исковой давности.
Вы вероятно ошибочно написали другой номер акта.