Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
На какие нормы мы можем сослаться?
Проживаю в частном доме в сельском поселении. Обеспечением централизованного водоснабжения жителей занималась администрация села и плата за водоснабжение не взымалась с учетом того, что источник водозабора находился в нашем же населенном пункте. Соответственно, никаких договоров относительно водоснабжения ни мной, ни остальными жителями села, с кем-либо не заключалось, приборы учета используемой воды также не было установлено ни у кого . Так продолжалось до 2025 года. В феврале 2025 года я получил по почте копию искового заявления в суд от ГУП "единый оператор водоснабжения" о взыскании с меня задолженности в период с августа 2023 года, пени за несвоевременную уплату задолженности и госпошлины. Жители села даже не подозревали, что водоснабжение передано указанному ГУП и никто с нас никакой платы не требовал до насмтоящего времени. Истец ссыоается на то, что письменный договор с ними не обязателен, достаточно фактическое обеспечение им (истцом) жителей села водоснабдением. В общем, все это как снег на голову. Мы конечно откажемся от выдуманной задолженности, но не знаем конкретных норм закона и подзаконных актов, на которые можем сослаться. Договора не было с ГУП и расчетов для ежемесячных тоже. Однако этого не достаточно. Подскажите пожалуйста, обязателен ли такой договор между РСО и потребителем? На какие нормы мы можем сослаться ? Ведь суду нужны и законодательные нормы тоже, иначе нам не убедить суд.
Здравствуйте, Саша! Если Вы фактически потребляли услугу водоснабжения, а вода фактически поставлялась. При этом согласно ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, требованиям Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальной услуги должна производиться исполнителю, а заключение договора с ним происходит в форме присоединения согласно ст.428 ГК РФ:
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Таким образом, право требования за поставленный ресурс у ресурсоснабжающей организации есть, а основания они скорее всего изложили в исковом заявлении.
Добрый вечер!
Заключение договора на водоснабжение обязательно. Это предусмотрено Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
По разъяснению ФАС Северо-Западного округа, отсутствие между сторонами договора водоснабжения не освобождает от обязанности оплатить фактически поставленную воду.
Поскольку между сторонами, не заключившими договор, сложились фактические отношения как между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и теплоснабжающей организацией, поставляющей ресурс для централизованного горячего водоснабжения, поставленная вода подлежит оплате.
НО
В соответствии со ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
На потребителя исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) не может быть возложена обязанность получения платежных документов самостоятельно, в том числе путем включения данных положений в текст типового договора.
Непредоставление платежных документов и нарушение сроков предоставления платежных документов на оплату коммунальных услуг (в том числе на обращение с твердыми коммунальными отходами) исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) является нарушением действующего законодательства, а именно ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований).
В случае ненаправления или нарушения сроков предоставления платежных документов исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) на сумму, начисленную в платежном документе до поступления платежного документа, потребителю не может быть начислена пеня.
При нарушении порядка направления платежного документа или срока направления платежного документа пеня начисляется за часть, что пришлась на период после ближайшего выставленного счета, а именно пеня выставляется на следующий месяц после неуплаты по поступившему платежному документу. (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2019 г. № 303-ЭС19-3457; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2017 г. № 309-ЭС17-6399).
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» водоснабжение населения относится к вопросам местного значения.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В Вашем случае было вот так.
Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;
б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;
в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.
Согласно Федеральному закону от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О водоснабжении и водоотведении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 225-ФЗ;
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
2. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях этих образований определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения с учетом положений настоящего Федерального закона.
3. В случае, если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.
4. Органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
5. Решение органа местного самоуправления, принятое в соответствии с переданными им в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочиями, подлежит отмене исполнительным органом субъекта Российской Федерации в случае, если такое решение противоречит законодательству Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.7 вышеуказанного закона
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
Согласно ч.11 ст.7 вышеуказанного закона
Горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно:
порядок определения абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления; (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
Согласно ст. 12 вышеуказанного закона
Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельностив течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»). (в ред. Федеральных законов от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)
Согласно ст. 15.1. вышеуказанного закона
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, и гарантирующие организации обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить абонентов, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды и (или) необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения. В направляемом абоненту уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, водоотведения, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено организации, осуществляющей горячее водоснабжение, гарантирующей организации, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Попробуйте использовать вышеуказанные статьи из закона для аргументов. Запросите подтверждения направленных вам уведомлений на заключения договора. Запросите у администрации подтверждение размещения в сети информации об организации, осуществляющее водоснабжение.
Александр, здравствуйте!
Ваша администрация в рамках пилотного проекта передала управление водоснабжением и водоотведением в ГУП «Единый оператор водоснабжения и водоотведения» (ЕОВВ), который начал осуществляться в ряде регионов России, в том числе и в Москве и Московской области
То, чтоИстец ссыоается на то, что письменный договор с ними не обязателен, достаточно фактическое обеспечение им (истцом) жителей села водоснабдением противоречит нормам п.4 Раздела II. Порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров по транспортировке воды, договоров по транспортировке сточных вод Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
4. Холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Т.е., Вы, как абонент или должны подписать, так называемый «Договор присоединения», заключаемый по нормам ст.428. Договор присоединения ГК РФ. Или это может быть публичный договор, присоединение к которому осуществляется в форме согласия в виде проставления чекбокса (галочки) напротив фразы «С условиями договора согласен»
Поскольку никаких действий, направленных на подписание договора в том или ином виде Вы не предпринимали требование ГУП является изначально не обоснованным
Кроме того, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ и п. 67 Раздела VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05. 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
В случае, если платежные документы Вам не направлялись или были нарушены сроки их предоставления ресурсоснабжающей организацией, то на сумму, начисленную в платежном документе до поступления платежного документа, потребителю не может быть начислена пеня.
Александр!
Обратите внимание на то, что указано в Обзоре судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г. https://www.vsrf.ru/documents/all/30619/
Суть в том, Вам надо доказать, что Ваши действия по присоединению к сети холодного водоснабжения исключают недобросовестность с Вашей стороны и самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения, в связи с чем абонент не должен нести негативных имущественных последствий, предусмотренных для таких случаев.
Определение ресурсоснабжающей организацией объема потребленного ресурса за спорный период расчетным методом на основании подпункта «а» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 неправомерно.
Здравствуйте. Да, должны были ежемесячно выставлять счёт-фактуру за свои услуги. Но и Вы должны были понимать, что согласно ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, требованиям Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коммунальные услуги не могут быть бесплатными.
От того, что ранее плату администрация не взимала, не значит, что это законно. Не важно где был водозабор, ведь сама по себе услуга по поставке воды стоит денег. Возможно администрации перестали выделять финансирование на эти цели и они передали это на коммерческую основу.
Вы же можете заявить, что до Вас не была доведена хоть в каком-то виде информации об исполнителе и объёме обязательств перед ним. Это позволит отбиться от пени.