Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

128 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
128 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Уголовное право

Правомерно ли проведение орм "проверочная закупка"?

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста! На основании чего должны проводиться ОРМ "проверочная закупка"? Достаточно ли слов оперативника, о том что у них имеется информация о том, что неустановленная группа лиц занимается сбытом наркотических средств? Должна ли эта информация быть рассекреченной и приложенной к материалам уг. дела при передаче дела в суд? Правомерно ли суд относит к доказательствам вины результаты проведения орм, если она была проведена в отношении другого лица? И второй вопрос. В законе "ОБ ОРД" сказано, что Постановление на проведение орм должно быть подписано руководителем органа, проводящего орм, а также Предоставление результатов проведения орм также утверждается руководителем органа, проводящего орм. Считается ли нарушением закона "Об ОРД" подписание таких документов заместителем начальника этого органа? Очень надеюсь на вашу помощь. Спасибо.

03 Февраля 2013, 14:49, вопрос №43219 Елена, г. Ставрополь
400 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (8)

  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    40%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    Добрый день.

    1) В соответствии с ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах",

    Статья 49. Проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях оперативно-розыскной деятельности
    В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение:
    проверочной закупки - оперативно-розыскного мероприятия, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования;

    При этом, в соответствии с ФЗ "Об ОРД", проверочная закупка предусмотрена статьей 6 пунктом 4 как одно из ОРМ.

    В соответствии со статьей 8 ФЗ "Об ОРД",

    Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
    Проверочная закупка веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

    2) Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; и так далее по тексту ниже. ТО ЕСТЬ, РАПОРТА ОПЕРАТИВНИКА О ТАКИХ СТАВШИХ ЕМУ ИЗВЕСТНЫМИ СВЕДЕНИЯХ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО.

    3) Данная информация должна быть в установленном порядке рассекречена и приобщена к материалам уголовного дела в следующем порядке:

    Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации “О государственной тайне”.

    Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.

    Представление результатов включает в себя:

    • вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
    • вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
    • оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).

    В каждом конкретном случае возможность представления результатов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудниках оперативно – технических и оперативно-поисковых подразделений, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

    Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей:

    • вводной, включающей в себя наименование документа, место и время его вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя органа, осуществляющего ОРД, а также основания вынесения данного постановления;
    • описательной, в которой указывается, в результате, какого ОРМ получены материалы и, какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
      Описательная часть постановления заканчивается ссылкой на соответствующую часть ст. 11 и ч. 4 ст. 12 Федерального Закона об ОРД.;
    • резолютивной, в которой формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД.
      Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.

    В случае необходимости, одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

    3) Проведение ОРМ в отношении одного лица, в ходе которого собрана информация, представляющая оперативный интерес в отношении иного лица, может быть положена в основу обвинения последнего лица в порядке в соответствии с действующим УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ И ОРМ- законодательством.

    4) Под руководителем органа, осуществляющего ОРД, понимается ТОЛЬКО его непосредственный начальник.

    (!Для сведения: если применять закон по аналогии, то под руководителем следственного органа УПК (пункт 38.1 статьи 5) понимает: "должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;"

    !Однако это лишь мнение, и закон по аналогии здесь может быть применен с большой натяжкой. ).

    А вот - выдержка из "разбора полетов" повышения квалификации прокурорских работников: "Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника" начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п. Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.".

    Вам также могут быть интересна и другая правоприменительная практика по интересующему Вас вопросу, информация объемная, приведу ссылку: http://drugstheme.com/publ/laws/narkopravo/proverochnaja_zakupka_narkotikov/50-1-0-579

    03 Февраля 2013, 14:55
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо Вам большое, мой вопрос как раз и возник исходя из этой выдержки "разбора полетов". Но ведь это не закон, на который можно ссылаться в суде? Я являюсь общественным защитником своего гражданского мужа. И сейчас готовлю надзорную жалобу. Подскажите стоил ли вообще в жалобе ссылаться на подписание ненадлежащим лицом? Или это спорный вопрос?

    03 Февраля 2013, 16:46
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    20%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    Здравствуйте!

    Статья 7. основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий. основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:
    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
    3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
    3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    Под противоправным деянием, как указано в п. 5 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.
    Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
    Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях регламентирован Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985. В этом нормативном документе вся информация о происшествиях делится на три группы: сообщения о преступлениях, сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, иная информация о происшествиях.

    Под «ставшими известными» следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

    Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности того или иного лица, которое подлежит защите. Основанием является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.

    Данная норма может также рассматриваться в качестве основания для проведения ОРМ, осуществляемых в соответствии с Законом о государственной охране.

    Таким образом, если полицейские имели официальное заявление, то законность проведения данных ОРД вряд ли будет оспорена судом.

    03 Февраля 2013, 15:23
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо за ответ. Я правильно понимаю, что если в деле нет документов о сообщении преступления, заявлений или иной информации, то законность проведения орм можно оспорить в суде?

    03 Февраля 2013, 16:49
  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    40%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    По уточнению: безусловно, на это ссылаться стоит. Сейчас поищу еще практику.

    По второму уточнению: как я уже указал в ответе,

    Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
    2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    ТО ЕСТЬ ЕСЛИ НЕ БЫЛО ЗАЯВЛЕНИЯ, В СУДЕ МОЖНО ПОДНЯТЬ ЭТОТ ВОПРОС, НО ВЫ ЖЕ ВИДИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУНКТА 2. А ЭТИ САМЫЕ "СВЕДЕНИЯ О" ОБЫЧНО ОФОРМЛЯЮТСЯ В ФОРМЕ РАПОРТА СОТРУДНИКА ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОРД.

    ЕСЛИ ЖЕ НЕТ НИ ЗАЯВЛЕНИЯ (СООБЩЕНИЯ) О ПРЕСТУПЛЕНИИ, НИ РАПОРТА, НИ ИНОГО ДОКУМЕНТА (В ТОМ ЧИСЛЕ РАССЕКРЕЧЕННОГО), ИЗ ЧИСЛА ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 7 ФЗ ОБ ОРД, ТО ВСТАЕТ ОБОСНОВАННЫЙ ВОПРОС, ЧТО КОНКРЕТНО ЯВИЛОСЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДАННОГО ОРМ.

    03 Февраля 2013, 16:49
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    40%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    Кстати, О применении подпункта 1 пункта 2 части первой статьи 7 смотрите определения Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О, от 22.04.2005 N 198-О и от 09.06.2005 N 327-О.

    Иной судебной практики очень много, все судебные акты приводить бессмысленно, не зная частностей.

    Предложу вот что: Вы изложите конкретные обстоятельства, Ваши доводы и соображения относительно них, а я посмотрю, проанализирую и предложу Вам еще что-то, так сказать, взгляд под другим углом. Пишите, если надумаете. Имею некоторый опыт ОРД и следственной работы. denis.ivanow@gmail.com

    03 Февраля 2013, 17:00
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Спасибо, изложу конкретно Вам на почту.

    03 Февраля 2013, 17:30
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    20%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    Я правильно понимаю, что если в деле нет документов о сообщении преступления, заявлений или иной информации, то законность проведения орм можно оспорить в суде

    Правильно, но я бы не стал особо надеяться на то, что подобных документов нет. Их всегда можно нарисовать в любом количестве.

    03 Февраля 2013, 17:20
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Да, но дело уже было передано в суд и приговор вступил в законную силу. И может имеет смысл оспорить нарушение уголовного производства в надзорной жалобе?

    03 Февраля 2013, 17:33
  • Адвокат - Попов Вадим Андреевич
    получен
    гонорар
    20%
    Адвокат, г. Оренбург
    Общаться в чате

    в надзорной жалобе

    1. Основаниями отмены или изменения приговора являются:1) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции;2) нарушение уголовно-процессуального закона;3) неправильное применение уголовного закона;4) несправедливость приговора.2. Основаниями отмены или изменения судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, являются основания, предусмотренные пунктами 2 - 4 части первой настоящей статьи.

    (это в старой редакции) Так что я думаю без шансов.

    03 Февраля 2013, 17:36
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    40%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    По последнему уточнению: Из опыта, в надзоре упор следует делать на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции, но главным образом доказывать нарушение уголовно-процессуального закона - под коими понимаются и нарушения, полученные в ходе ОРМ, коль они были рассекречены и легли в основу приговора как доказательства - (и именно об этом, по сути, все пункты Вашего вопроса).

    После ознакомления с конкретными обстоятельствами смогу сориентировать точнее, но скажу одно: хуже от подачи Вами надзорной жалобы осужденному не будет.

    03 Февраля 2013, 17:41
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Здравствуйте, Елена!
    В соответствии со ст. 7, Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.11.2012) "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Поэтому сообщения оперативным сотрудником о такой имеющейся у него информации достаточно, чтобы назначить проведения ОРМ - «проверочная закупка.»

    Такое сообщение, как правило, оформляется рапортом или справкой, которые в любом случае окажется в оперативном деле при его проверке. После проведения ОРМ, если будет выявлено преступления, то оперативным сотрудником подается рапорт в дужурную часть органа, чтобы зафиксировать сообщение о преступелнии в порядке УПК РФ, по которому будет необходимо принять соответствующее решение в порядке ст. 144-145 УПК РФ о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

    Порядок проведения ОРМ обжаловать бесмысленно, все документы в оперативном деле будет приведении на случай проверки в надлежащий вид. Вот если имелись конкретнеы действия сотрудников, указывающие на превышения ими своих полномочий (например, избиение, с целью дачи определенных объяснений проверяемым лицом или свидетелеями), то имеет смысл подать заявление при наличии сведетелей таких действий, конечено, или других доказательств,в прокуратуру или в Следственный Комитет.

    Результаты проверочной закупки могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами". В свою очередь необходимыми условиями законности проведения оперативно-розыскных мероприятий являются соблюдение оснований и условий для их проведения, предусмотренных ст. 7 и 8 Закона об ОРД, и в целях выполнения задач, предусмотренных ст. 2 названного Федерального закона.

    Исходя из этого, проведение оперативного внедрения, оперативного эксперимента и проверочной закупки предметов, оборот которых ограничен либо реализация которых запрещена, допускается на основании постановления, утвержденного соответствующим руководителем органа, осуществляющего ОРД (ч. 6 ст. 8 Закона об ОРД).

    Согласно Приказу МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" к руководителю органа, осуществляющего ОРД относится как начальник, так и его заместитель.

    Вынесение постановления преследует цель обеспечить законность действий субъектов ОРД, которые в силу тактических требований могут формально содержать признаки состава преступления, и граница между их наличием и отсутствием определяется прежде всего по субъективной стороне.

    При проведении ОРМ представляется недопустимым создание таких условий, при которых объект мероприятия лишен возможности избирательности поведения. Недопустимо и побуждение к преступным действиям или вовлечение другого лица в определенное преступление с целью его дальнейшего разоблачения, если у такого лица отсутствовал умысел на совершение преступления. Инициатива на совершение преступления должна исходить только от объекта ОРМ, а не от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, или лиц, оказывающих им содействие.

    Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

    04 Февраля 2013, 08:51
    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0
    Свернуть
stats