Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Могут ли наши клиенты провернуть такую аферу?
Здравствуйте! Я выступаю в качестве застройщика частных домов. Год назад продали двухэтажный брусовой дом одним клиентам, которых до сих пор не устраивает качество постройки дома. При заключении сделки было условие, что гарантии на дом один год, т.е. если в течение года пока они там живут появляются дефекты, то любые переделки за наш счет. Дом построен из дерева, соответственно покупатель должен понимать особенности природного материала, который сжимается и разжимается в разное время года, т.е. гуляет простыми словами, соответственно на этой почве у покупателей идут претензии к нам. Как таковых критических серьезных проблем нет по типу дерево сгнило или крыша течет такого нет. Суть вопроса такова: какие вообще есть права у застройщика и у покупателя. Возник такой вопрос из-за того, что год с момента продажи дома уже прошел, а покупатель и не собирается усмирять свои претензии, начинаешь ему тонко намекать, что как бы срок уже к концу подошел, а он в ответ: это вы нам продали некачественный дом, нам ещё положена компенсация за моральный ущерб. Только вот о каком ущербе может идти речь, если дом в отличном состоянии, да есть недочеты, но они есть в любом частном доме, и продан он был ниже рыночной стоимости за хорошую адекватную цену (цена как 2-х комн. квартиры в городе). К тому же у знакомых был инцидент, продали дом, через некоторое время покупатель сделал экспертизу дома, подал в суд и отсудил у застройщика полную стоимость дома. Могут ли наши клиенты провернуть такую аферу? Да и к тому же во время сделки жена клиента проговорилась, что после покупки дома они собираются оформлять банкротство(дом покупали в ипотеку), видимо у них ничего не вышло и они решили по максимуму содрать денег с нас, но где гарантии, что они не пойдут потом с претензиями на нас в суд, да и денег не наберешься на их постоянные переделки
Вероника, добрый вечер.
По статье 723 ГК РФ, если покупатель обнаружил недостатки в доме в течение гарантийного срока, он вправе требовать их устранения, уменьшения цены или компенсации затрат.
3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Однако, согласно пункту 2 статьи 724 ГК РФ, гарантийный срок на ваш дом уже истек. Дальнейшие претензии покупателя, если они не связаны с серьезными и неустранимыми дефектами, уже не имеют законного основания.
По пункту 3 статьи 724 ГК РФ, заказчик может предъявить требования, только если недостатки выявлены в рамках гарантийного срока.
3. Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
В случае скрытых дефектов, которые могли быть выявлены позже, покупатель обязан доказать, что эти дефекты возникли до сдачи дома.
На основании этих статей, вы вправе отказать в дальнейшем ремонте.
Надеюсь, мой ответ был для Вас полезен. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, можете написать мне в чат для дальнейшего обсуждения.
Добрый день.
При заключении сделки было условие, что гарантии на дом один год, т.е. если в течение года пока они там живут появляются дефекты, то любые переделки за наш счет.
Установление гарантийного срока продолжительностью в 1 год, не исключает предъявление к Вам претензий и за его пределами.
Поскольку у Вас клиентом выступает физическое лицо, которое получило до для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то на взаимоотношения с ним распространяет свое действие Закон РФ «О защите прав потребителей».
В силу ст. 29 Закона
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
Таким образом, установленный Вами гарантийный срок влияет лишь на распределение бремени доказывания времени и причин возникновения недостатков.
На это обращено внимание и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»
28. При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества,когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
С учетом данного обстоятельства следует, что если претензии к качеству предъявлены в пределах 1 года гарантии Вы, а не заказчик обязаны доказать, что недостатки возникли в связи с допущенными нарушениями заказчика условий эксплуатации дома.
По истечении гарантийного срока, но в пределах 5 лет, заказчик при наличии доказательств причины недостатка вправе предъявить Вам претензии по качеству выполненных работ.
В этой связи неверным является утверждение юриста о том, что
В 724 ст. ГК РФидет речь о разумном сроке, в пределах двух лет. Ответственность может быть на Вас наложена в пределах данного срока, но бремя доказывания лежит на истце.
Пименов Дмитрий
В Вашем случае срок составляет 5 лет. поскольку вопрос регулируется специальным правовым актом.
Только вот о каком ущербе может идти речь, если дом в отличном состоянии, да есть недочеты, но они есть в любом частном доме, и продан он был ниже рыночной стоимости за хорошую адекватную цену (цена как 2-х комн. квартиры в городе).
Что касается незначительных недочетов, то в силу ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» они не являются существенными, а следовательно заказчик может заявить одно из следующих требований
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Если им заявлено требование об устранении недостатков и Вы не устранили их в установленные сроки — то у заказчика есть право на отказ от договора в целом и вернуть оплату за дом в целом.
Кроме того, в ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» оговорено, что
Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Существенным недостатком может быть тот, который невозможно устранить или его устранение требует значительного времени и средств, а равно недостатки проявляющиеся после устранения.
С учетом данного обстоятельства
К тому же у знакомых был инцидент, продали дом, через некоторое время покупатель сделал экспертизу дома, подал в суд и отсудил у застройщика полную стоимость дома. Могут ли наши клиенты провернуть такую аферу?
Ситуация реальная и вполне возможная.
Все зависит от того, какие действия предшествовали данным требованиям и было ли установлено наличие в доме существенных недостатков.
При этом учтите, что такого рода ситуация может возникнуть и по истечении 5 лет с момента сдачи дома заказчику.
Здравствуйте Вероника. Дополню коллег.
При продаже частных домов иногда возникают вопросы, связанные со скрытыми недостатками.
Скрытые недостатки — это такие недостатки, которые визуально (или с помощью других способов не требующих специальных методов и средств их обнаружения) не определяются.
Это например отсутствие отопления (если помещение должно отапливаться), а покупка дома в летнее время не дало возможность это проверить и т.п.
Обычно при разрешении таких вопросов привлекаются эксперты.
Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ).
Продавец обязан предупредить покупателя в том числе и при скрытых недостатках, если они ему известны, иначе он будет нести ответственность (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07 декабря 2021 г. по делу N 33-17976/2021).
Но, учитывая Вашу уверенность в том, что дом без скрытых недостатков, бояться Вам нечего.
Простите, в своем ответе я дважды упомянул п. 3 ст. 724 ГК РФ, касающийся заявления требований в течении гарантийного срока.
Дополню, что если заказчик все-таки подаст иск, важно будет провести независимую экспертизу, чтобы доказать, что дефекты, если они есть, возникли вследствие естественных процессов древесины, а не в результате нарушения технологии строительства.
Бремя доказывания дефектов, в Вашем случае, лежит на заказчике.
В 724 ст. ГК РФ идет речь о разумном сроке, в пределах двух лет. Ответственность может быть на Вас наложена в пределах данного срока, но бремя доказывания лежит на истце.
Очень многое будет зависеть от экспертизы, в проведении которой Вы также имеете право участвовать в силу положений ч. 3 ст. 84 ГПК РФ.
Будут вопросы, обращайтесь в чат. Буду рад помочь.
Нижеуказанное утверждение юриста не верно.
Юрист не учитывает положения «ГОСТ Р 52059-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек. Общие технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.08.2018 N 469-ст).
Речь идет о сроке в 5 лет, если гарантийный срок не установлен, в чем юрист Петров заблуждается.
У Вас заключен с заказчиком договор и в гражданском праве действует, в том числе принцип свободы договора, соответственно определение гарантийного срока является правом сторон.
В 724 статье ГК РФ, в п. 6. установлено,
Таким образом, у Вас гарантийный срок прописан в договоре, ни о каком сроке в 5 лет, речи идти не может.