Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Можно ли запросить какие-то дополнительные бумаги у брокера, чтобы усилить мою позицию?
Добрый день!
Подал запрос в налоговую через личный кабинет на получение налогового инвестиционного вычета (по счёту ИИС) за 2022 год.
Пришёл отказ в связи с тем, что у меня было открыто 2 счёта ИИС:
1. Первый - по которому я подавал документы, у брокера №1, на него заводились денежные средства в 2022м.
2. Второй - у брокера №2, он был автоматически открыт брокером при открытии обычного инвестиционного счёта в 2022м, но я по недосмотру упустил этот счёт, не знал про него, средства туда не заводил и не пользовался им).
Обратился с ходатайством в налоговую, к нему приложил:
1. Выписку со счёта ИИС от брокера №2 за 2022г, в котором видно, что движения ДС по счёту не было, всё по нулям.
2. Выписку со счёта ИИС от брокера №2 за 2023г, в котором видно, что движения ДС по счёту не было, всё по нулям.
3. Извещение о закрытии счёта ИИС у брокера №2 (после получения уведомления по результатам налоговой проверки).
По результатам камеральной проверки, получил из ИФНС отказ в получении налогового вычета (отказ от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения).
Во вложении решение ФНС.
Основные доводы ФНС:
Статья 10.2-1 (п.2) № 39-ФЗ – физ. лицо вправе иметь только один договор на ведение ИИС. Доводы из ходатайства приняты не были. В ходатайстве я ссылался на то, что согласно письма Минфина РФ от 18 мая 2022, если второй индивидуальный счёт открыт по ошибке банка, по нему не было операций и счёт был закрыт, то право на налоговый вычет сохраняется. Но ФНС формально ссылается на то, что брокером не подтвержден факт ошибочного открытия ИИС. Я обращался в брокера, естественно, такую бумагу там давать отказываются, т.к. в таком случае они ставят под удар себя и отказ в выплате от ФНС я могу попробовать взыскать по суду с них. Письменный отказ брокера от выдачи такой бумаги я не брал, т.к. факт его отказа скорее подтверждает линию ФНС.
В личной беседе сотрудники отдела ФНС, выносящего решение, сообщили, что у них в практике не было подобных дел, поэтому они “боятся” в решении вставать на сторону налогоплательщика.
Подскажите, пожалуйста:
1. С юридической точки зрения, есть ли смысл обжаловать решение в вышестоящем органе ФНС?
2. Если обжаловать решение в вышестоящем органе ФНС смысл есть, то на какие юридические нормы ссылаться? (если подать жалобу с тем же набором документов и такой же линией, как в ходатайстве, то результат, скорее всего, будет тем же).
3. Можно ли запросить какие-то дополнительные бумаги у брокера, чтобы усилить мою позицию?
4. Дайте, пожалуйста, ссылки на судебную практику, где рассматривается схожая ситуация.
5. Правильно ли я понимаю, что верный путь – это именно начинать с обжалования решения в вышестоящем органе ФНС (не подавать заявление в суд).
- 1.png
- 2.png
- 3.png
- 4.png
- 5.png
Здравствуйте.
По НК РФ инвестиционный вычет предоставляется при условии, что в течение срока действия договора на ведение ИИС у плательщика не было других договоров на ведение ИИС, за исключением случаев прекращения физлицом договора с переводом всех активов на другой свой ИИС. При этом физлицо вправе иметь только один ИИС. Открывая у другого брокера новый ИИС, гражданин обязуется прекратить старый договор в течение месяца. Согласно Письму ФНС от 21.01.2021 N БС-19-11/22@ если два ИИС действовали в одно время, то вычет не предоставляется ни по одному из них.
В соответствии с последующими разъянениями определяющее значение для вычета имеет не только отсутствие операций по второму ИИС, но и прекращение договора на его ведение в течение месяца.
В Письмах Минфина от 18.05.2022 N 03-04-05/45796, от 17.05.2022 N 03-04-05/45173, от 19.01.2022 N 03-04-05/2814 говорится, что если второй ИИС открыт по ошибке банка, операций по нему не было и впоследствии этот счет был закрыт, то право на вычет по первому счету сохраняется. То есть в этом случае налогоплательщик вправе претендовать на вычет, даже если неиспользуемый ИИС был закрыт с нарушением срока. Но здесь ресь идет об ошибке именно банка, а не клиента, который не закрыл счет своевременно по собственной оплошности.
Например, можно говорить о такой ошибке, если банк автоматически открыл клиенту ИИС одновременно с обычным брокерским счетом. А у физлица уже был ИИС в другом банке. То есть необходимо определиться все же с тем, кто именно допустил ошибку и в зависимости от этого решать вопрос — была ли допущена ошибка Вами самими или это автоматическое открытие счета банком- брокером. В зависимости от этого и можно будет либо оспаривать требование налоговиков либо принимать позицию налогового органа.
Если Вам потребуется дополнительная консультация по этому вопросу и/или составление документов, либо возникнут иные правовые вопросы, Вы можете обратиться ко мне в чат за персональной консультацией.
Сергей, добрый день.
1. Я бы исходил из следующего:
В личной беседе сотрудники отдела ФНС, выносящего решение, сообщили, что у них в практике не было подобных дел, поэтому они “боятся” в решении вставать на сторону налогоплательщика.
Не боятся встать на сторону налогоплательщика, а наоборот, нет прецендентов (примеров практики), когда такой отказ был признан незаконным, решение отменено. А это повод отказать налогоплательщику в возврате средств из бюджета. И далее пусть он обжалует, доказывает основания для признания решения незаконным. Решит суд -удовлетворить требования налогоплательщика, можно прикрыться «Мы отказывали, но суд....» Не решит, значит были правы.
2. по существу вопроса:
В ходатайстве я ссылался на то, что согласно письма Минфина РФ от 18 мая 2022
Речь о письмах Минфина от 18.05.2022 N 03-04-05/45796, от 17.05.2022 N 03-04-05/45173, согласно которым
По мнению Департамента,если второй индивидуальный инвестиционный счет был открыт по ошибке банка, по нему не совершались операции и впоследствии счет был закрыт, то право на вычет сохраняется.
Но!!!
а). Письма Минфина не являются правовыми актами, ссылаться только на них — слабая аргументация. При этом обоснования на конкретные нормы права Минфин не дает.
б). Согласно п.1 ст.10.2.1 ФЗ «О рынке ценных бумаг»
Индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также — договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).
Порядок заключения договора на брокерское обслуживание закон не устанавливает, такой порядок устанавливается брокерами, и с большей вероятностью, договор заключается на основании заявления клиента. Следовательно, стоит обратиться к внутренним документам банка/брокера о порядке заключения договора и уже из них исходить при оценке возможности признания открытия второго ИИС заключенным по ошибке именно банка.
Ввиду указанного, ответы на вопросы 1-4 могут следовать после анализа того, как открывался ИИС, документов, регламентирующих открытия ИИС в месте его открытия, оценки возможности обоснования позиции об ошибке, того, что она не от Вас зависела.
по вопросу запроса в банк — если и есть смысл, только после того, как будет проведен анализ того, как должно быть согласно регламента банка/брокера.
4. Дайте, пожалуйста, ссылки на судебную практику, где рассматривается схожая ситуация.
Поиск, подбор судебной практики по столь нестандандартным ситуациям может быть осуществлен в рамках отдельной услуги в чате, так как такая услуга по своим временнЫм и интеллектуальным затратам юриста не соразмерна избранному Вами формату услуг «вопрос-ответ» При этом полагаю, что если даже у кого-то и есть уже готовое решение, то его предложение явно дороже объявленного Вами гонорара с опциями «мнение 3 юристов, мнение эксперта».
5. Правильно ли я понимаю, что верный путь – это именно начинать с обжалования решения в вышестоящем органе ФНС (не подавать заявление в суд).
Да, верно. Абз.3 п.1 ст.138 НК РФ.
Добрый день! Думаю, что скорее всего маловероятно получить положительное решение в вышестоящем органе ФНС либо в суде, так как формально договор ИИС не может быть опротестован. Ни один Банк не предоставит справку, что договор был заключен по ошибке, поскольку это противоречит нормам ГК РФ о свободе договора и свидетельствует о нарушениях Банка при оформлении документов при открытии счетов. Вы не сможете доказать, что банк с Вашим заключил договор неправомерным способом. Ни одна правовая служба Банка не согласует Вам выдачу такой справки.