Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Документы для регистрации договора аренды земельного участка
Добрый вечер! Нужно ли регистрировать договор аренды земельного участка с расположенным на нем зданием (срок аренды 5 лет)? Если да, то какие нужны документы и куда их подавать на регистрацию? Какой размер пошлины и срок государственной регистрации? Спасибо
Здравствуйте, Нина!
Вопрос Ваш очень не прост, в свете относительно недавних изменений законодательства в этой части.
С 1 марта 2013 года отменена государственная регистрация сделок с недвижимостью (в том числе договоров аренды недвижимого имущества, заключенных на срок более одного года). Указанные изменения внесены Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302 ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Однако уже 4 марта 2013 года вступил силу Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий возврат к ранее действующей системе регистрации договоров аренды недвижимости.
В законодательстве установлено требование о государственной регистрации договора аренды здания, заключенного на срок не менее одного года (пункт 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В отношении земельных участков действует общее положение о регистрации договоров аренды недвижимого имущества,
согласно которому, «договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации)». То есть договоры аренды
земельных участков подлежат государственной регистрации независимо от срока, на который заключен такой договор.
арендодателю на праве собственности (аренды), арендатору одновременно со зданием или сооружение по договору предоставляется право аренды земельного участка или предусмотренное договором аренды здания или сооружения иное право на данный земельный участок.
При государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве
собственности (статья 25.5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»).
Необходимые документы:
1) заявление физического лица (одной из сторон договора ) о государственной регистрации договора аренды. В случае если договор нотариально удостоверен, заявление о государственной регистрации сделки может быть представлено нотариусом (помощником нотариуса)
(оригинал);
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
3) документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия);
4) документ, подтверждающий полномочия представителя (если от имени стороны (сторон) договора действует представитель) (оригинал и копия, а если таким документом является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления – надлежаще заверенная
копия, 2 экз.);
5) документ, подтверждающий полномочия лица на подписание договора аренды (если договор подписан представителем физического лица (арендатора или арендодателя) (оригинал и
копия);
6) договор аренды со всеми приложениями (если договор совершен в простой письменной форме — оригинал, не менее 2 экз.; если договор нотариально удостоверен – не менее 2 экз., один из которых оригинал);
7) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, включая:
разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лица, не достигшего 14 лет, или лица, признанного судом недееспособным, их законным(и) представителем(ями) (родителями, усыновителями, опекуном) (оригинал и копия);
разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу законными представителями (родителями, усыновителями, попечителем) согласия несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет или лицу, признанному судом ограниченно дееспособным, на распоряжение имуществом (оригинал и копия);
нотариально удостоверенное согласие другого супруга на заключение договора либо документ, свидетельствующий о том, что объект недвижимости не находится в совместной собственности супругов (брачный договор, соглашение разделе общего имущества супругов, решение суда о разделе имущества и определении долей супругов (оригинал и копия, решение суда – не менее 2-х экз. копий);
письменное согласие залогодержателя на передачу объекта недвижимости в аренду, если объект находится в залоге и иное не предусмотрено договором об ипотеке (оригинал и копия);
согласие собственника (соответствующего органа управления государственным или муниципальным имуществом) на передачу физическому лицу имущества в аренду – при аренде имущества государственных и муниципальных предприятий (оригинал и копия).
Размер государственной пошлины составляет 1 000 рублей (подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав проводится в течение восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
С уважением,
Алексей Борисов