Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
И какова вероятность выигрыша данного дела?
Добрый день.
Сделка была совершена удаленно.
Ошибка в прайсе повлекла за собой исковое заявление.
Разница в цене довольно большая.
Какие способы есть для того, чтобы решить ситуацию с текущим клиентом?
И какова вероятность выигрыша данного дела?
- претензия 1 стр..png
- претензия 2 стр..png
Дмитрий, добрый день.
Как видно из претензии Ваш клиент физическое лицо и поскольку договор купли-продажи был заключен дистанционно путем его оплаты — Вы не можете отказаться от его исполнения и обязаны были поставить товар по объявленной цене.
К заключенному договору применяются правила о дистанционной торговле, установленные постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, в силу которого обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, если оферта продавца не содержит иного условия о моменте возникновения у продавца обязательства по передаче товара потребителю.
Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.
Принимая во внимание, что Покупатель произвел оплату товара, договор купли-продажи считается заключенным на условиях передачи оговоренного товара по согласованной цене и в определенной сторонами срок, что предопределяется требованиями ст.ст. 456, 457, 485 ГК РФ.
Шанс того, что при обращении в суд Вы выиграете данное дело фактически сводится к нулю.
Согласно ст. 310 ГК РФ
в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Действующее законодательство в области защиты прав потребителей не допускает возможности одностороннего отказа продавца от исполнения договора.
В силу этого, Покупатель при нарушении его права на передачу товара в установленный договором срок, в силу ст.ст. 463, 398, 308.3 ГК РФ вправе требовать исполнения обязанности передать товар.
При этом Вы до заключения договора купли-продажи обязаны довести до покупателя полную и достоверную информацию о товаре, размещаемую на Вашем сайте, включая и информацию о его цене.
На это прямо указано в постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463
18. При дистанционном способе продажи товара продавец предоставляет потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар, посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет», и (или) в программе для электронных вычислительных машин, и (или) в средствах связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.), и (или) в каталогах, буклетах, проспектах, на фотографиях или в других информационных материалах.
И данная информация в силу ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» должна включать информацию о цене товара.
А соответственно, покупатель, осуществляя свой выбор — заключил договор именно по указанной цене представленной на сайте, что и предполагает для Вас обязательность его исполнения.
Здравствуйте, Дмитрий.
По просьбе администрации Правовед.ру и в дополнение позиции уважаемого коллеги выскажу и свое мнение.
Судебная практика на этот счет действительно противоречива.
Вот здесь https://sudact.ru/regular/doc/9aGGRV2T7vQZ/ тоже есть пример решения, которым потребителю в иске к интернет-магазину было отказано, поскольку судом был установлен факт ошибки магазина в указании цены на сайте.
Если вы категорически не желаете выполнить требования потребителя, то рекомендую ссылаться на следующее.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ,
не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п. 2 ст. 10 ГК РФ,
в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 № 28-П,
при оценке действий сторон как добросовестных или недобросовестных судам следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Злоупотребление правом заключается в превышении субъектом гражданского права пределов дозволенного им путем осуществления своих правомочий с незаконной целью или незаконными средствами, нарушая при этом права и законные интересы других лиц.
Из судебной практики, например, из Определения Верховного Суда РФ от 4 декабря 2015 г. № 301-ЭС15-5443 следует, что
Для защиты нарушенных прав потерпевшего суд может не принять доводы лица, злоупотребившего правом, ссылающегося на соответствие своих действий по осуществлению хоть и принадлежащего ему права формальным требованиям законодательства.
То есть требование потребителя передать товар по цене, ошибочно размещенной на сайте (может быть даже дешевле закупочной цены, т.е. в убыток продавцу) может быть расценено судом как злоупотребление потребителем правом. По этой причине в иске ему может быть отказано.
Ошибку на сайте вы можете пробовать подтвердить составленной внутри компании справкой о выявлении такой ошибки. А то, что цена действительно являлась ошибочной, – можете подтвердить документами о закупке товара, если из них будет следовать, что цена на сайте меньше цены, по которой вы закупили товар. Кроме того, если в описании товара не указывалось об акционном характере цены (если не указывалось), то это будет вам в плюс. Поскольку в таком случае абсолютно очевидна правдивость вашей позиции.
Однако, и при такой правдивости суд может удовлетворить иск потребителя, поскольку практика, повторюсь, противоречива.
Если у вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или документы по вашему вопросу. Всего доброго!
P.S. Обращу внимание, что коллега выше ошибочно указал на пересмотр решений московских судов Первым кассационным судом общей юрисдикции. Вышестоящим по отношению к московским судам является Второй кассационный суд общей юрисдикции.
В качестве примера удовлетворения требований потребителя в подобных ситуациях приведу
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.09.2019 по делу N 33-12535/2019
которым в подобной ситуации требования потребителя были удовлетворены
Поскольку как уже указал у Вас нет права на односторонний отказ от исполнения договора в силу закона, независимо от причины снижения цены — Вы обязаны его исполнить на тех условиях, на которых он заключен.
В ином случае, при обращении покупателя в суд с требованием о понуждении к его исполнению Вы несете риск больших финансовых потерь, чем шанса добиться отказа в удовлетворении заявленных потребителем требований.
С Вас дополнительно и обоснованно может быть взыскана компенсация морального вреда, неустойка за нарушение сроков передачи товара потребителю, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы и иные расходы которые понес потребитель при обращении в суд.
Еще один пример по аналогичной ситуации.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.07.2021 N 88-14586/2021
Это не единичная, а достаточно распространённая практика по такого рода спорам.
Поэтому и говорю Вам о том, что требования, заявленные в претензии являются обоснованными, покупатель верно выбрал и нормы закона в защиту своего права и способ его защиты.
В последующем при Вашем отказе со стороны покупателя имеется весьма неплохая судебная перспектива возложения на Вас обязанности передать ему товар по заявленной цене.
С Вашей же стороны, шансы доказать, что причиной ее указания явилась техническая ошибка или иное объективное обстоятельство независящее от Вас минимальны, ровно как и перспектива добиться отказа.
Поэтому все же есть смысл добровольно удовлетворить требования покупателя не дожидаясь обращения в суд.