Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

96 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
96 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Защита прав потребителей

Как вернуть предоплату тура

Добрый день!

в декабре 2013г обратилась в тур фирму с консультацие по подбору тура. Менеджер подобрала тур и отель, при этом пояснив, что до 20 января я могу забрать предоплату, перебронировать тур, выбрать другое направление и все это без штрафных санкций, я внесла предоплату 10 000. Договор не подписывали, т.к точно с туром не определено. В данный момент хочу отказаться от тура, но мне не хотят возвращать всю сумму, берут неустойку до 40%!!!, ссылаясь на то, что тур фирма от себя забронировала тур, и понесет расходы. У меня на руках только квитанция о внесении предоплаты. Подскажите правомерны ли действия тур агенства и что предпринять в данной ситуации

14 Января 2014, 11:23, вопрос №342499 Алеся, г. Красноярск
300 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (9)

  • Юрист - Мурашко Владимир
    получен
    гонорар
    33%
    Юрист, г. Краснодар
    Общаться в чате

    Здравствуйте, Алеся!

    Нет, действия турагенства неправомерны, если исходить из содержания Вашего вопроса. Обязательства в гражданских правоотношениях  возникают в силу закона или договора. Закон не предусматривает условия, что бронировался тур без поручения (просьбы) на то лица и Вы никакого договора не подписывали, никаких письменных обязательств не давали. То, что они забронировали Вам тур — это их проблемы. Поэтому, напишите им письменное требование о возврате внесенных денег в срок, например, 2-3 дня. В противном случае, укажите в требовании, Вы обратитесь в суд о взыскании не только внесенной суммы, но также и всех понесенных расходов и компенсации морального вреда.

    14 Января 2014, 11:29
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Адвокат - Погожева Наталья
    получен
    гонорар
    44%
    Адвокат, г. Белгород
    Общаться в чате

    Алеся, если в квитанции не указано по какому договору или туру был внесен аванс, то как турфирма может ссылаться. что ею уже понесены расходы именно по данному туру, который Вы еще окончательно не определили. А ели бы Вы завтра передумали и выбрали иной маршрут, то тогда как же понесенные ими расходы?.. В данному случае турфирма не права, удерживая 40%. Поэтому в случае возврата денежных средств с удержанием 40%, подайте письменную претензию с требованием о возврате полной суммы, себе экземпляр оставьте с отместкой о получении или направьте заказной почтой с уведомлением, 

    14 Января 2014, 11:30
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Колесниченко Никита Федорович

    Если договор не составляли, то предоплату обязаны вернуть. Услуга не оказана. 

    Можно решить проблему через суд — подать иск.  

    1. Пишите претензию, просите рассмотреть её в разумный срок. По ГК — разумный срок — 7 дней. 

    2. Обращайтесь в суд. Прилагайте квитанцию и претензию. 

    14 Января 2014, 11:31
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Харитонов Андрей
    Юрист, г. Ростов-на-Дону
    Общаться в чате
    У меня на руках только квитанция о внесении предоплаты. Подскажите
    правомерны ли действия тур агентства и что предпринять в данной ситуации
    — Ваша квитанция является простейшей формой договора между вами и тур фирмой. Напишите претензию в турфирму с требованием возврата денег и обращайтесь в суд за защитой ваших прав.. 
    14 Января 2014, 11:32
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Самигуллина Алиса

    Добрый день, Алеся.

    в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452(ред. от 23.03.2013)«Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»:

    Исполнитель, т.е. Ваш турагент,

    обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

    Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения, в частности:

    о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;

    об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта;

    При этом с Вами в обязательном порядке должны были заключить договор об оказании услуг. Если такого нет, то здесь будут работать правила об авансовом платеже:

    в соответствии со статьей 380 ГК РФ:

    Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

    Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

    В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности вследствие несоблюдения правила, установленного пунктом 2 настоящей статьи, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

    Если бы между вами было заключено соглашение о задатке, то сумма не подлежала бы возврату:

     

    Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.

    поскольку такого соглашения нет, то сумма считается авансом и подлежит возврату. Какая-то сумма может быть удержана, если турагент понес какие-то расходы. Пусть предъявит доказательства таких расходов. 

    Напишите письменное требование об отказе от услуг и возврате уплаченной Вами суммы.

    Если откажут — Вы вправе взыскать эту сумму в судебном порядке.

    14 Января 2014, 11:35
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Григорьев Руслан
    получен
    гонорар
    22%
    Юрист, г. Рыбинск
    Общаться в чате

    Здравствуйте! Действия тур агенства однозначно не правомерны. 

    Согласно ст.32 Закона о защите прав потребителей 

    Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. 

    Но, фактически понесенные расходы должны подтверждаться документально. Они никак не могут составить 40% от суммы предоплаты. К тому же договора о возмездном оказании услуг Вы не заключали. 

    Подайте письменно претензию в адрес ту агенства с требованием о возврате суммы предоплаты в полном объеме в связи с отказом от оказания услуг.

    В случае отказа, обращайтесь в суд, можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

    14 Января 2014, 11:37
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Харитонов Андрей
    Юрист, г. Ростов-на-Дону
    Общаться в чате

    Согласно Постановления Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 23.03.2013) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»

    21. Претензии в связи с нарушением условий договора о реализации туристского продукта предъявляются потребителем исполнителю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

    Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о
    реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

       Пишите претензию, потом в суд.
    14 Января 2014, 11:38
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Самигуллина Алиса

    Добавлю также, что в соответствии с указанным Постановлением:

    Договор о реализации туристского продукта между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора.

    К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и потребителем, относятся:

    полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;

    размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

    сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

    общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон;

    условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;

    сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;

    сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.

    Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.

    Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

    Поэтому если нет заключенного договора, то и удерживать эту сумму агентство не имеет никакого права.

    14 Января 2014, 11:40
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Константинов Олег

    Здравствуйте, Алеся.

    Возврат тура, его стоимости, возврат предоплаты.

    Действующим законодательством достаточно четко определен круг прав туриста, который желает отказаться от туристической путевки и вернуть стоимость выплаченной по договору о реализации туристического продукта денежной суммы. Отказ от тура и возврат денег предусмотрен в следующих случаях:

    А) реализации туристического продукта без предоставления туристу полной и достоверной информации, которая повлекла приобретение туристической услуги, не соответствующей требованиям потребителя;

    Б) несоблюдение установленных в договоре сроков начала и завершения предоставления туристической услуги или туристического продукта;

    В) не соответствие туристической услуги требованиям, предъявляемым к услугам такого рода, а также обнаружение существенных недостатков в предоставленном туристу продукту туризма.

    Кроме названных случаев, гражданское законодательства, регламентирующее общий порядок заключения, изменения и прекращения договора, предоставляет право каждой из сторон договора об оказании туристических услуг или реализации туристического продукта требовать изменения или расторжения сделки, а также возврата предоплаты при отказе от тура. Основным условием для возникновения такого право является существенное изменение обстоятельств, которыми стороны руководствовали при заключении названного договора. К существенным обстоятельствам Закон о туристической деятельности в РФ отнес следующее:

    • снижение уровня качества предоставляемых туристических услуг, а также изменение сроков и порядка предоставления туристического продукта;
    • несоответствие количества набранных туристов, указанного в договоре минимального количества туристов в группе, что не позволило возникнуть основаниям для того, чтобы путешествие состоялось;
    • независящий от туристического агентства или туроператора рост транспортных тарифов;
    • изменение размера действующих ставок налогов и сборов, а также введение новых условий налогообложения;
    • неожиданное изменение курса иностранной валюты

    Названный список существенных обстоятельств, влияющих на возникновение права сторон договора расторгнуть названный договор и вернуть деньги за туристический продукт не является исчерпывающим. Общее понятие существенного изменения обстоятельств дано в ст. 451 Гражданского Кодекса, где разъясняется, что изменение обстоятельств считается существенным, если они изменились настолько, что стороны, имеющие возможность их предвидеть, отказались бы от заключения спорного договора на предоставление туристических услуг или реализации туристического продукта или же изменили условия сделки на совершенно иные. Кроме существенного изменения обстоятельств, гражданское законодательство допускает отказ от договора по требованию одной стороны по решению суда, если вторая сторона существенно нарушили условия заключенной сделки. В соответствии со ст. 450 ГК РФ, если одной из сторон был причинен значительный ущерб, который лишает туриста того, на что он мог рассчитывать при договоре, то такие действия будут признаны существенным нарушением условий сделки.

    Таким образом, мы приходим к выводу, что туристическое агентство и туроператор турфирма могут избежать ответственности лишь потому, что докажут наличие неопределимой силы, которая повлияла на надлежащее исполнение условий договора о реализации туристического продукта. Все требования туриста должны быть оформлены в претензии, которая направляется в адрес турфирмы. Если же юридическое лицо не отреагировала надлежащим образом на претензию или же прислала в адрес туриста отказ в удовлетворении претензионных требований, то решение потребительского спора следует предоставить суду. Тем более что закон о защите прав потребителя и налоговый кодекс не требуют оплаты госпошлины за рассмотрение суда спора туристов и туристических компаний. Единственное требование для истца, так это соблюдение норм процессуального права, предъявляемых к исковым заявлениям по защите прав потребителей.

    zashhita-prav-potrebitelej.ru/vozvrat-tura.html

    С уважением, Олег.

    14 Января 2014, 13:24
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats