Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Как например, "таргет" или "продажи"
Я продаю курс с названием код прогрева. И пользуюсь словом прогрев в рекламных материалах. Моя конкурентка получила товарный знак на слово прогрев. Мне прислали досудебную претензию с требованием выплатить 1 млн за нарушение прав.
Насколько законно это требование? Ведь например сок «Сады придонья» не сможет подать в суд на какой-нибудь сок «Сказочные сады»? И вообще на всех кто использует слово сад
Прогрев - это просто термин в маркетинге. Как например , «таргет» или «продажи». Я же не могу запатентовать слово продажи и подавать в суд на всех конкурентов кто использует это слово?
Скажите как действовать в такой ситуации.
Здравствуйте, Диана,
Надо написать ответ на претензию. Если товарный знак «прогрев» зарегистрирован в отношении однородных товаров (Вы пишите, что претензия от конкурента) — то правообладатель прав. Ведь Вы продаете курс (однородный товар) с названием «код прогрева».
В соответствии с п. 162 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
162. Согласно пункту 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство — сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе:
используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
степень известности, узнаваемости товарного знака;
степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/ecfb869390695100b73cc55eaa108fdfcb678072/
Если бы Вы не называли так курс, использовали слово «прогрев» в описании, как Вы пишите -
Прогрев — это просто термин в маркетинге. Как например, «таргет» или «продажи»
то м. было бы сослаться на п. 157 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
157. С учетом пункта 1 статьи 1477 и статьи 1484 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В связи с этим употребление слов (в том числе имен нарицательных), зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги (в том числе способами, перечисленными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ), например, в письменных публикациях или устной речи.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/ecfb869390695100b73cc55eaa108fdfcb678072/
и ответить, что используете слово «прогрев» в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги.
Сумма компенсации (если это компенсация) достаточно велика, ее следует обосновать.
Если необходима помощь в подготовке ответа — обращайтесь (сообщение юристу).
Желаю удачи,
Здравствуйте уважаемая Диана!
В данном конкретном случае, с учетом представленной вами информации необходимо руководствуется гражданским законодательством РФ (ГК РФ).
По общему правилу, способы использования товарного знака, входящие в состав исключительного права в силу положений п.п. 1, 2 ст. 1484 ГК РФ, не ограничиваются лишь изготовлением товаров с размещением на них этого товарного знака.
Кроме того, в силу ст.ст. 1477, 1484 ГК РФ использованием товарного знака признается его использование для целей индивидуализации товаров ив этой связи употребление слов зарегистрированных в качестве словесных товарных знаков, не является использованием товарного знака, если оно осуществляется в общеупотребительном значении, не для целей индивидуализации конкретного товара, работы или услуги (в том числе способами, перечисленными в пункте 2 статьи 1484 ГК РФ), например, в письменных публикациях.
В этой связи, сама по сути степень сходства обозначений и однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из них соответствующих обстоятельств похожих по идентичности.
Таким образом рекомендую Вам, не откладывать и незамедлительно подготовить и направить письменный ответ на предъявленную досудебную претензию заказной почтой с уведомлением.
При необходимости можете, обратиться в личный чат для персональной консультации и подготовке правовых документов по вашему вопросу, в целях защиты ваших интересов и прав.
Удачи вам и всего доброго!
Диана, это относительно спорный вопрос, но в данном случае, если досудебная претензия именно исходит от конкурента, то правообладатель по сути прав, поскольку вы используете и продаете именно курс по однородному товару с названием код прогрева.
Т.е само установление сходства может быть осуществлено и установлено только судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому иному смысловому критериям и значению) с учетом представленных сторонами доказательств, если дело дойдёт до суда.
Другое дело обоснованности предъявленной суммы, требуйте законность данной цифры.
Диана, здравствуйте!
Для начала, необходимо проверить, действительно ли Ваш конкурент зарегистрировал товарный знак. В претензии должен быть указан номер свидетельства и дата регистрации товарного знака. К сожалению, часто конкуренты могут таким образом «давить» на других предпринимателей, а товарного знака на самом деле нет, или он есть, но зарегистрирован на другое лицо, либо зарегистрирован в отношении других товаров и услуг.
Если такой товарный знак действительно зарегистрирован на лицо, обратившееся к Вам с претензией, и у Вас совпадают услуги, тогда использование в названии Вашего курса слова «прогрев» может быть опасным для Вас.
Вы были не вправе использовать без разрешения правообладателя товарного знака «Прогрев» сходных с ним названий для однородных услуг или товаров. Вы могли и не знать про существование такого товарного знака, и поэтому назвать Ваш курс таким образом Код прогрева, то есть не со злого умысла, об этом рекомендую дать пояснение в ответе на претензию.
«Код прогрева» и «Прогрев» являются сходными до степени смешения.
ч. 3 ст. 1484 ГК РФ
3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Вам действительно нужно убрать из названия курса слово «прогрев».
Ответ на претензию необходимо дать обязательно, сообщив правообладателю, какие действия Вами были предприняты для устранения нарушения ее исключительного права на товарный знак.
С уважением, Татьяна Бармина.
Диана, добрый день.
Если у Вас есть зарегистрированная организация (например, ООО), в наименовании которой использовано слово «прогрев», и дата регистрации этой организации более ранняя, чем дата получения Вашим конкурентом свидетельства о регистрации ТЗ, то при условии, что Вы реально используете Ваше (хотя и не зарегистрированное) средство индивидуализации в виде включенного в ЕГРЮЛ наименования ООО, то сообщите об этом, пожалуйста, сейчас. Это первое, что нужно Вам сделать.
Второе — проверить, что ТЗ Вашим конкурентом действительно зарегистрирован (это Вам уже подсказали).
Третье — Ваш конкурент реально использует свой ТЗ? Когда по времени он начал его использовать, раньше, чем Вы, или позже? В случае, если выяснится, что конкурент зарегистрировал его ТЗ не для целей коммерческого использования, а только для того, чтобы нанести вред Вам как конкуренту, Вы имеете право обратиться в Федеральную антимонопольную службу с ходатайством проверить факт недобросовестной конкуренции.
Сумма ущерба, которую с Вас якобы попытаются взыскать, фантастическая, с учетом перечисленных Вами обстоятельств. Если у них есть юрист, он это должен понимать. Поэтому мой совет — не платите им в ходе досудебного урегулирования ничего больше 10 тыс руб, и не подписывайте мировых соглашений с указанием в них сумм большего размера.
Вам нужно обратиться к патентному поверенному.
С уважением,
Вандакуров Александр
Да, рекомендую убрать это слово из названия Вашего товара. В описании курса используйте его как общеупотребительное слово. Если будут вопросы — отвечайте, что этим Вы не индивидуализируете свой товар.
Исключительное право на т/з у конкурента возникает с даты его государственной регистрации. Поэтому, если т/з был зарегистрирован конкурентом ранее — претензии м. иметь место. Но — требуемая сумма достаточно велика. Он вправе требовать возмещения убытков или компенсации.
Согласно ст. 1515 ГК РФ:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/44bf2477089f6ece7185aaf3e37bae5ace2954cf/#dst101719
Судя по всему, конкурент воспользовался правом, предусмотренным подп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ. При этом, требуемую сумму компенсации для суда (возможного) надо обосновать.
Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10:
Об этом, также следует указать в ответе. Обязательно, т. к. требуемая сумма не подтверждена.
Пленум ВС РФ далее разъясняет:
У Вас же -
1). Известность т/з для публики — незначительна.
2). Срок использования — минимален (это если еще т/з зарегистрирован до февраля);
3). Степень Вашей вины — незначительна (не знали о регистрации этого т/з).
Поэтому, в самом худшем варианте — речь м. идти о минимальной компенсации (если дойдет до суда), а не об 1 млн. руб.
По претензии — не умеет значения как прислали, основное, что Вы ее получили и у отправителя имеется подтверждение.