Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Конкурент нарушает наше эксклюзивное право на импорт товара
Здравствуйте.
У нашей компании есть договор с производителем продукции зарубежной торговой марки N.
Согласно договору, мы являемся эксклюзивным дистрибьютором товаров данной марки в России.
Поставщик не работает с другими российскими компаниями, все запросы из России перенаправляются в наш офис.
Недавно российская компания-конкурент начала продажи товара под данной маркой, объявив себя официальным поставщиком.
Производитель утверждает, что не поставляет им товар.
Есть ли законные способы повлиять на ситуацию с нашей стороны?
Здравствуйте Ольга!
В соответствии со ст. 1477- ст.1480, ст. 1484 ГК РФ
На
товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров
юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное
право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).Обладателем
исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или
индивидуальный предприниматель.На
территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный
знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по
интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных
международным договором Российской Федерации.Лицу,
на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит
исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего
Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на
товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей
статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный
знак.Исключительное
право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров,
работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности
путем размещения товарного знака:1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках
товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются,
демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский
оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой
целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в
гражданский оборот;4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении
работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;5) в сети «Интернет», в том числе в
доменном имени и при других способах адресации.Никто
не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным
знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный
знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого
использования возникнет вероятность смешения.
То
есть, если ин. фирма зарегистрировала свой товарный знак в реестре РФ, то она обладает
исключительным правом на его использование в РФ, в том числе на размещение его
на товаре и упаковке. Также иностранная фирма –производитель имеет аналогичное
право, если это предусмотрено международным соглашением.
Согласно
п. 6. и п. 7 ст.1483 ГК РФ
Не могут быть зарегистрированы в качестве
товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:1) товарными знаками других лиц, заявленными на
регистрацию (статья
1492)
в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка
на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана
отозванной;2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в
Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором
Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний
приоритет;3) товарными знаками других лиц, признанными в
установленном настоящим Кодексом порядке
общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных
товаров.Регистрация в качестве товарного знака в отношении
однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из
товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия
правообладателя.Не
могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых
товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с
наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с
настоящим Кодексом, за исключением случая, когда такое обозначение включено как
неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего
исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака
осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых
зарегистрировано наименование места происхождения товара.·
По основаниям, предусмотренным в настоящей
статье, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым
товарными знаками в соответствии с международными договорами Российской
Федерации.
То
есть, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения,
тождественные или сходные до степени смешения
в вышеуказанных случаях, в том числе:
— с
товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том
числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в
отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
-с наименованием места происхождения товаров,
охраняемым в соответствии с настоящим Кодексом
Если товарный знак иностранной
фирмы-производителя не был зарегистрирован в РФ, то он не подлежит охране на территории РФ, если иное не установлено
международн.договором .
Если конкурент зарегистрировал свой товарный знак, который
тождественен или сходен до степени смешения
с товарным знаком иностранной фирмы производителя, то
это свидетельствует о том, что знак
производителя не охраняется в Российской
Федерации и отсутствуют международные договора
с Российской Федерацией страны производителя.Однако для точного заключения по правомерности регистрации товарного знака следует проверить наличие международных норм в зависимости от государства –производителя.
Согласно ст.1515 ГК РФ
Товары,
этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или
сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.Правообладатель
вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя
контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены
незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения
обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в
общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет
нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно
используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения
обозначения.Лицо, нарушившее исключительное право на
товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный
знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми
сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с
документации, рекламы, вывесок.Правообладатель
вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков
выплаты компенсации:1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов
рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;2) в двукратном размере стоимости товаров, на
которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости
права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при
сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование
товарного знака.
То
есть, правообладатель товарного знака, охраняемого на терр. РФ вправе предъявить к лицу нарушающему его права все вышеуказанные
требования.
Поэтому,
если Вы имеете исключительное право,
то Вы вправе
предъявить к конкуренту иск, если на его товарах, этикетках, упаковках незаконно размещены товарный знак или
сходное с ним до степени смешения обозначение.
Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).
Однако, если товарный знак иностр. фирмы не зарегистрирован в РФ и отсутствует межд. договор, то. Ваш конкурент вправе использовать данный товарный знак в РФ.
Таким образом, сейчас следует срочно проверить:
-наличие
международных договоров со страной
–производителем и при наличии оснований подавать от имени Производителя иск об
аннулировании регистрации тов.знака конкурента ;
-наличие регистрации товарного знака конкурента в РФ.
— наличие у конкурента лицензионных договоров с поставщиком и если
они ничтожны или оспоримы подавать иски о применении последствий их
недействительности.
Смогу оказать услугу по проверке межд. норм и проконсультировать по перспективам решения вопроса в Чате.
С уважением Ф. Тамара
Здравствуйте, уважаемая Ольга!
Обратитесь в Роспатент на предмет наличия зарегистрированного в РФ права на товарный знак. Если действительно только Вы в России обладаете таким правом, а Ваш конкурент не обладает — срочно в суд и взыщите с нарушителя Ваших прав, как указала Тамара Арновна.
Если это право в России ни за кем пока не зарегистрировано, срочно его зарегистрируйте, а затем также спешно обратитесь в суд и в полицию.
Ольга!
Насчёт товарного знака всё ясно. Если товарный знак австралийской фирмы не имеет защиты на территории России, то любая российская фирма может его использовать. Если защита есть, можете защищать на основании доверенности производителя или если у Вас зарегистрированный лицензионный договор — от своего имени. Но у Вас всё-таки немного другая ситуация — получается, что Вы хоть и являетесь эксклюзивным дистрибьютером, появился конкурент, который, возможно, скупает продукцию в Австралии и завозит её сюда, минуя производителя и Вас (а может быть и с согласия производителя). Если согласно Вашему договору с производителем Вы вправе защищать его права на территории России, то Вы можете подать иск согласно Главе 60 ГК РФ. Надо смотреть ВАш договор. Если там это не прописано, Вам желательно было бы получить доверенность от производителя на представление интересов в судах РФ. Если он Вам её не даст, значит, он действует с нескольких фронтов. Эксклюзив для иностранцев не всегда выгоден, хотя они его и записывают по договору.
Здравствуйте, Ольга.
Даю ссылку на вопрос, обсуждаемый в журнале «Конкуренция и рынок», где заместитель руководителя Санкт-Петербургского УФАС России, к. э. н. Ирина Соколова в издании № 52 от декабря 2011 г. в статье «Параллельный импорт» и конкуренция, стр. 18 дает свой комментарий по аналогичному вопросу.
Ссылка: konkir.ru/journal/article/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%81/)
В частности, речь идет о том, что 10 мая 2011 г. Высший арбитражный суд РФ отказал в пересмотре решений нижестоящих судов по иску компании Хайнекен о запрете введения в оборот на территории РФ без согласия компании товаров с размещенным на них товарных знаком «KRUSOVICE».
ВАС РФ согласился с выводом кассационной инстанции о том, что поставщик пива – чешская компания Zanoza – мог ввозить данную марку пива в Россию только с согласия право обладателя.
Таким образом, есть судебная практика по данному вопросу, а следовательно, и законные основания повлиять на ситуацию.
Вместе с тем, в соответствии со ст 1487 Гражданского кодекса
Что дает право производителю «действовать с нескольких фронтов» (мысль коллеги Богушевской Елены). В статье под названием «Ст. 1487 ГК позволяет ушлым импортерам наживаться на россиянах», опубликованная на стр. 14 (Декабрь 2011 № 52 ) журнала «Конкуренция и рынок» в некоторой степени раскрывает тему о том, что данная норма Гражданского кодекса поощряет жадность производителей импортных товаров и открывает возможность им получать высокую норму прибыли в России.Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерациинепосредственно правообладателем или с его согласия.
Ссылка: konkir.ru/journal/article/%D1%81%D1%82-1487-%D0%B3%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D1%82-%D1%83%D1%88%D0%BB%D1%8B%D0%BC-%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%B6/
Спасибо за ответ.
Уточнение: конкурент из России продаёт продукцию, выпущенную официальным Производителем (из Австралии). То есть товар всё-таки ввозится конкурентом в Россию, минуя Наш договор с производителем об эксклюзивной дистрибуции (понимаю, что способов может быть масса, один из них закупки через импортёра в Прибалтике, так что производитель продаёт товар прибалтийской компании, не зная, что тот пойдёт в Россию).
Можем ли мы привлечь конкурента к ответственности или вообще как-то повлиять на ситуацию? Для того, чтобы получить эксклюзивное право распространения товара по России, нам приходится немало работать (маркетинг, выполнение плана по закупкам и пр).