Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Что мне в этой ситуации делать?
Добрый день.
Ситуация следующая.
Примерно месяц назад я выложил объявление на портале АВИТО, что продаю запчасть от компьютера (материнскую плату). Продавалась она за 2000р. Запчасть была абсолютно рабочей (работала на моем компьютере 3 года без нареканий, потребовалось купить новую, т.к. стало не хватать оперативной памяти которую в нее максимум можно вставить)
На объявление откликнулся покупатель. Договорились что встретимся и совершим куплю-продажу. При этом при всем я предлагал покупателю подъехать ко мне в офис на работу и проверить и посмотреть товар в живую как она работает и все ли подходит. На что был проигнорирован.
Встретившись в указанном месте оказалось, что покупатель молодой человек (в последствии оказалось что еще и несовершеннолетний, но я тогда не понял)
При покупке он даже не посмотрел товар, а просто взял коробку и протянул 1000 рублей. еще 1000 рублей сделал перевод по сбербанку. Мы пожали руки и разошлись.
На следующий день утром звонит этот мальчик и говорит что материнская плата ему не подошла по размерам и не влазит в корпус, и он хочет вернуть деньги. Я ему отказал ссылаясь что предложение проверить и изучить товар у него было и он сам виноват в этой проблеме, и проблема не моя.
Через несколько часов позвонил уже отец этого мальчика и в оскорбительной форме стал требовать от меня куда то подъехать с кем то встретиться, и уверять что плата сломана. Я ему естественно не поверил, постарался через его оскорбления объяснить насколько его мальчик не прав в этой ситуации. Тут вмешалась, очевидно, его мам и стала угрожать заявлением в полицию по факту мошенничества, после чего бросила трубку.
Остыв, на следующий день, я написал мальчику, что готов вернуть деньги, но только после того как он отнесет ее в сервисный центр и за 200 рублей проверит ее, так как в его нулевых компетенциях уже был уверен и что он мог там с мат.платой сделать даже не знаю. Я даже готов был отправить ему 200 рублей для диагностики, чтобы он не подумал что это какой то развод. На что был еще раз обозван мошенником и соответсвующей манере потребовал вернуть ему деньги.
И вот сегодня мне позвонили из полиции по делам о несовершеннолетних с мыслью что на меня подали заявление, что мол я обманул их несчастное чадо.
Пригласили в понедельник прийти написать объяснительную. Переписка с этим мальчиком есть. Также я знаю, что по правилам Авито авторизаци в этой системе может пройти только совершеннолетнее лицо, поэтому не стал спрашивать сколько мальчику лет при встрече, теперь жалею.
Что мне в этой ситуации делать?
Артём!
Я полагаю, что Вам надо идти и объяснять свою позицию — настаивать на том, что Вы действовали в рамках закона и проявили необходимую осмотрительность в плане учёта интересов покупателя. Действующее законодательство позволяет несовершеннолетним совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своими доходами и заработком, а потому он вполне мог совершить такую покупку, а Вы не обязаны (если это не совсем маленький ребёнок) проверять паспорт у практически взрослого (на вид) человека. Если все Ваши действия по продаже товара были открытыми от начала и до конца, Вы никого не обманывали и не собирадись это делать, то родителям в такой ситуации надо не в полицию обращаться и угрожать, а идти в суд и доказывать в гражданском суде, что сделка была совершена с нарушением требваний закона и её следует признать недействительной, расторгнуть догоовр и обязать Вас вернуть деньги.
Не реагировать на обращение родителей полиция не может, а Вы должны помнить, что по правилам статьи 51 Конституции РФ Вы не обязаны свидетельствовать против себя и своих близких — говорите что считаете нужным и в чём уверены, не более того. Есть претензии — пусть идут в суд и доказывают свои требования в суде, там можно провести экспертизы и понять — есть ли проблемы качества платы, была ли она повреждена после покупки и т.д…
Что мне в этой ситуации делать?Артем
Артём,
ровным счётом ничего не делать.
По сути возникших правоотношений уважаемые коллеги Петров и Логинов Вам уже дали развёрнутую консультацию.
Добавлю лишь, что Вам не стоит тратить время на хождение в ПДН: это же не Ваш мальчик, так? Являться по вызову инспектора ПДН и давать какие-либо объяснения Вы не обязаны: инспектор ПДН — это не следователь.
Если инспектор позвонит Вам ещё раз, поясните, что у Вас нет желания ходить в ПДН. Скажите инспектору, чтобы разъяснила родителям мальчика их право обратиться в суд в рамках искового производства.
И всё. Не тратьте зря Ваше драгоценное время.
Удачи и хорошего дня!
Мошенничества тут нет и быть не может, поскольку Вы не имели намерение продать бракованный товар. У покупателя была возможность его проверить при покупки, а соответственно он в момент проверки мог бы решить стоит ему ее приобретать или нет.
И здесь стоит учитывать разъяснения приведенные в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»
Вы свои обязательства намерены были исполнить и исполнили их в полном объеме, согласно условиям размещенного Вами объявления. Поэтому здесь нет оснований говорить о мошенничестве.
Соответственно в полиции Вы можете дать пояснения относительно того как продали карту, начиная с момента размещения объявления о ней и ее работоспособности на момент продажи, а также поведении покупателя в момент покупки и после нее.
В этой ситуации имеют место исключительно гражданско-правовые отношения, поэтому обращение покупателя в полицию ничего им не даст — по результатам проверки будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Далее, поскольку мальчику 16 лет — он мог совершать самостоятельно совершать данную сделку, что исключает необходимость получения согласия на покупку со стороны его родителей.
И самое важное — если они утверждают, что плата с дефектом — они обязаны доказать его наличие.
И в этом случае применима ст. 476 ГК РФ
Поэтому доказать наличие недостатков в плате на момент ее продажи обязан покупатель — до этого момента у Вас нет обязанности производить возврат денег за нее.