Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Здравствуйте, господа юристы. Необходима помощь в решении задачи по криминалистике
Р., 38 лет. Родителей потерял в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 15-летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной трехкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы на 1 год. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего друга Р. допустил непристойное высказывание в отношении жены хозяина. В ответ на замечание приятеля Р. неожиданно ударил его бутылкой по голове, нанес побои его жене и сыну, разбил стулом окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам Р. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.
Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, Р. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.
По отзывам сотрудников учреждения исполнения наказаний (по месту отбывания последнего наказания), Р. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Р.
В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.
При опросе научным сотрудником лаборатории изучения и анализа преступности выяснилось, что Р. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, Р. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, не знает, кто такие И.Е Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре – не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имеет второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.
Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, Р. заметно волновался, на глазах у него появились слезы.
На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, Р. ответил: «Сам виноват. Дурной когда много выпью».
Ответьте на следующие вопросы:
1. Укажите основные социальные роли Р.
2. Дайте обобщенную оценку социально-ролевому признаку структуры личности Р.
3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности Р.
4. Охарактеризуйте культурный уровень Р.
5. Дайте общую нравственно-психологическую характеристику личности Р.
6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Р. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная мотивация)?
7. Можно ли отнести Р. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?
8. Какие меры предупреждения необходимо применить к Р.? С какого момента должно было быть оказано в отношении Р. превентивное воздействие?
Здравствуйте!
Разбор представленного кейса позволяет сделать выводы о личности Р. и возможных мерах предупреждения дальнейших правонарушений.
1. Основные социальные роли Р.
Семейные роли: муж, отец.
Профессиональные роли: квалифицированный столяр, пилорамщик, работник фабрики.
Социальные роли: гражданин, бывший воспитанник детского дома.
Ролевые отклонения: правонарушитель, осужденный.
2. Обобщенная оценка социально-ролевого признака структуры личности Р.
У Р. наблюдается дезадаптация в некоторых ролях:
Он стремится быть хорошим семьянином, но пьянство и преступные поступки приводят к противоположным результатам.
В профессиональной роли он старается проявлять ответственность, но отдельные эпизоды (употребление алкоголя в рабочее время, корыстное использование оборудования) указывают на несоответствие.
В общественных ролях проявляется низкий уровень социальной активности и слабая интеграция в культурную среду.
3. Свойства личности Р.
Интеллектуальные:
Образование – начальное (6 классов).
Низкий уровень общей эрудиции.
Отсутствие стремления к развитию интеллектуальных и культурных навыков.
Эмоциональные:
Склонность к импульсивным реакциям (драки, агрессия при выпивке).
Эмоциональная неустойчивость (слезы при разговоре о семье).
Волевые:
Слабый самоконтроль, особенно в состоянии алкогольного опьянения.
Способен к трудолюбию и выполнению обязанностей, если это связано с производственной деятельностью.
4. Культурный уровень Р.
Низкий культурный уровень: отсутствие знаний в области литературы, музыки, искусства.
Ограниченность интересов: спортивные новости и работа.
Редкое участие в культурных мероприятиях, пассивное отношение к саморазвитию.
5. Общая нравственно-психологическая характеристика личности Р.
Положительные стороны: чувство ответственности за семью, признание своей вины, умение трудиться, готовность к возмещению ущерба.
Отрицательные стороны: склонность к агрессивному поведению в состоянии алкогольного опьянения, импульсивность, недостаточная саморефлексия, неспособность управлять своими действиями в сложных ситуациях.
6. Присуща ли Р. устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера?
Нет. Преступления Р. не носят выраженно корыстного характера. Они чаще импульсивны и связаны с его низким самоконтролем, особенно в состоянии алкогольного опьянения. Его действия продиктованы больше обстоятельствами, чем планированием или профессиональной мотивацией.
7. Можно ли отнести Р. к числу опасных преступников с элементами преступного профессионализма?
Нет. Преступления Р. (хулиганство, кража) носят бытовой и спонтанный характер, не содержат признаков профессионализма.
8. Меры предупреждения и момент начала превентивного воздействия
Необходимые меры:
Психологическая помощь: обучение управлению эмоциями, развитие волевых качеств.
Социальная поддержка: помощь в налаживании отношений с семьей, поддержка трудоустройства.
Антиалкогольная терапия: работа с алкогольной зависимостью.
Правовое воспитание: разъяснение последствий повторных правонарушений.
Начало превентивного воздействия:
Профилактическая работа должна была начаться еще в подростковом возрасте, когда Р. находился в детском доме. Отсутствие надлежащей воспитательной работы, низкий уровень образования и социальной поддержки сыграли ключевую роль в формировании антисоциального поведения.
Если реализовать комплексные меры воздействия, у Р. есть шансы на исправление и адаптацию в обществе.
4o