Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Какое решение в данном случае может принять Президент Российской Федерации?
Здравствуйте, дорогие юристы. Необходимо решить 4 задачи в короткие сроки. Буду очень благодарна помощи.
Задача 1. Президент Российской Федерации представил Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума отклонила данную кандидатуру, посчитав, что представленный кандидат не обладает достаточным для такой ответственной должности опытом работы.
Президент Российской Федерации через некоторое время снова представил того же кандидата на должность Председателя Правительства Российской Федерации.
Посчитав действия главы государства противоречащими Конституции Российской Федерации Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации.
Оцените ситуацию с точки зрения Конституции Российской Федерации.
Каким может быть обращение Государствснной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации?
Вправе ли Президент Российской Федерации вновь представить отклоненную Государственной Думой кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации? Разрешите спор.
.
.
Задача 2. Между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой возник спор. По мнению Государственной Думы, в соответствии со ст. 71 (п. «г») и 76 (ч. 1) Конституции Российской Федерации система федеральных органов исполнительной власти, порядок их организации и деятельности определяются законодательным путем. При этом Государственная Дума считает, что понятие «система федеральных органов исполнительной власти» включает в себя Правительство Российской Федерации, порядок деятельности которого устанавливается федеральным конституционным законом, а также иные федеральные органы исполнительной власти, совокупность, порядок образования и деятельности которых должны устанавливаться федеральным законом. Президент Российской Федерации не согласен с таким подходом.
Кто прав в данной ситуации? Оцените позиции участников спора с точки зрения Конституции Российской Федерации.
.
.
Задача 3. Председатель Правительства Российской Федерации предложил Президенту Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, которая предусматривает создание 22 министерств. При этом предполагалось, что количество министров будет на одного больше, так как руководитель аппарата Правительства Российской Федерации также будет иметь статус министра. Президент Российской Федерации не согласился с таким подходом.
Оцените ситуацию с точки зрения конституционного законодательства.
.
.
Задача 4. Государственная Дума выразила недоверие Правительству Российской Федерации через два месяца после того, как оно было сформировано. Председатель Правительства Российской Федерации потребовал объяснить мотивы, по которым принято данное решение. Никаких объяснений не последовало. Тогда Председатель Правительства Российской Федерации обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой распустить Государственную Думу, так как последняя, по его мнению, дестабилизирует нормальное функционирование федеральной исполнительной власти.
Какие основания для отставки Правительства Российской Федерации, роспуска Государственной Думы предусмотрены Конституцией Российской Федерации? Какое решение в данном случае может принять Президент Российской Федерации?
1.
Вправе ли Президент Российской Федерации представлять кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, которая была уже отклонена Государственной Думой Российской Федерации?" отвечаю — не вправе.
Если Президент все-таки вновь вносит уже отклоненную кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации, Государственная Дума вправе сослаться на то, что ее постановление является обязательным для Президента, и эту кандидатуру не рассматривать. Однако не будет нарушением Конституции, если Государственная Дума после дополнительно проведенных переговоров и взаимного согласования позиций, учитывая и уважая мнение Президента, может принять его повторное обращение к своему рассмотрению, отменив собственное предыдущее постановление. Новым голосованием Государственная Дума вправе подтвердить свое прежнее решение, либо, согласившись с аргументами Президента и приняв во внимание новые обстоятельства, «утвердить» отклоненную ранее кандидатуру.
Здравствуйте, Дарья.
Задача 1.
Решение для данного спора отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации». Из его резолютивной части следует, что Президент может представлять три раза одинаковую кандидатуру Председателя Правительства РФ, так и представлять каждый раз разную кандидатуру — по своему выбору:
1. Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента Российской Федерации предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Государственной Думы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе на основе предусмотренных Конституцией Российской Федерации или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий главы государства и в парламентской практике.
После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску.
Для разрешения ситуации Государственная дума РФ может обратиться в Конституционный суд РФ для разъяснения положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.
Задача 2.
Ответ на данную задачу находится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации", из резолютивной части которого следует:
1. Из положений статей 71 (пункт «г») и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 10, 11, 72 (пункт «н»), 77, 78 (часть 1) и 110 следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
2. Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «г»), 83 (пункт «д»), 110, 111, 114 и 115 следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.
Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статья 90, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом, по смыслу статей 106 (пункт «а»), 114 (пункт «а» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.
Задача 3.
В данном случае Председатель Правительства РФ не прав, поскольку согласно Положению об Аппарате Правительства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260, руководителем аппарата Правительства может быть либо заместить Председателя Правительства РФ либо федеральный министр. Это не отдельный министр, а их числа имеющихся:
Аппарат Правительства работает под руководством Председателя Правительства и возглавляется Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства или федеральным министром (далее — Руководитель Аппарата Правительства).
Задача 4.
Согласно действующему законодательству Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации, может подать в отставку, Президент РФ может отправить Правительство в отставку (ст. 116 Конституции РФ, ст. 34 ФКЗ 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»):
Основания для роспуска Государственной думы перечислены в ст. 111, 112, 117 Конституции РФ:
В данном случае Президент РФ сначала должен будет рассмотреть вопрос о недоверии Правительству РФ и вынести одно из решения — распустить Правительство РФ или не согласиться с Госдумой. Если в течение 3 месяцев вновь поступить вотум недоверия от Госдумы Правительству РФ, то Президент либо объявляет отставку Правительства, либо распускает Госдуму с назначением новых выборов (Ст. 117 Конституции). При это никаких сроков для решения данного вопроса Президенту РФ не устанавливается и он может решать данный вопрос в срок, установленный по своему усмотрению.