8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
500 ₽
Вопрос решен

Как реагировать на отказ продавать товары без маски?

В перекрестках крутят аудио-сообщение о том, что рекомендуют использовать маски и перчатки. На кассе оказывается, что это не рекомендация, а требование. На объяснения о том, что отказываясь продавать товары, выложенные на витрину, нарушается гражданский кодекс, кассиры и администратор не реагируют.

Что нужно сделать, чтобы продавцы и кассиры прекратили заниматься самоуправством?

, Никита, г. Тольятти
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Что нужно сделать, чтобы продавцы и кассиры прекратили заниматься самоуправством? Никита

Самоуправства в данном случае нет.

Они руководствуются 

<Информацией> Роспотребнадзора
«О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования»

в том случае, когда введен так называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ввиду того. что масочный режим на территории Самарской области не отменен, то при решении вопроса в судебном порядке с требованием о понуждении к заключению договора — шансы на удовлетворение заявленных требований минимальны.

0
0
0
0

Аналогичное требование оговорены в <Письме> Минпромторга России от 11.05.2020 N ЕВ-32091/15 <О Методических рекомендациях Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Российской Федерации>

9. В случае введения на территории субъекта Российской Федерации режима обязательного ношения СИЗ при обнаружении на территории торгового объекта посетителя, не использующего СИЗ, представитель организации торговли осуществляет информирование посетителя о необходимости соблюдения обязательных требований и об ответственности за нарушение такого режима.
В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли,не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

Соответственно, магазин формально может отказать в реализации товара, требуя нахождения покупателя в средствах индивидуальной защиты, при этом он не лишен права вызвать сотрудников полиции для фиксации факта нарушения. 

0
0
0
0
Никита
Никита
Клиент, г. Тольятти

Пожалуйста, объясните, каким образом рекомендации стали выполняться, а федеральные законы при этом стали нарушаться.



В стране не объявлена ЧС, эпидемия или карантин (Или объявлены? Каким документом это подтверждается?)



1. Постановления губернатора не могут противоречить федеральным законам, согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ.



2. Нарушаются ч.2 и ч.5 ст.14.8 КоАП РФ, ФЗ №56.
3. В Законе «О защите прав потребителей», ст.16 п.2 написано, что нельзя продавать товары, принуждая покупать другой товар (маску, например).
4. В п.3, ст.426 ГК РФ прямо сказано: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается»
5. Конституцию РФ, ст.21. Что за унижение происходит в момент оплаты на кассе? Вход без масок разрешен, присутствие в магазине никто не запрещает, а на кассе зачем-то требуется намордник.



Кроме того, у кассиров нет ни обязанностей, ни полномочий для контроля так называемого «масочного режима».



6. УК РФ Статья 330. Самоуправство, КоАП РФ Статья 19.1. Самоуправство: «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий». Когда кассир нарушает гражданский кодекс, ссылаясь на нормативные правовые акты, которые противоречат ГК, это не самоуправство?



7. И как быть с письмом Роспотребнадзора, в котором объясняется, что нет никаких штрафов, т.к. это только рекомендации? http://www.consultant.ru/docum... "… В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.



Письма Роспотребнадзора в адреса Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, министерств и ведомств об организации профилактических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в различных организациях также носят рекомендательный характер.
..."



Прокомментируйте, пожалуйста, как взаимодействуют все эти законы в текущей ситуации.
Объясните, как и куда нужно обращаться чтобы продавцы и кассиры делали свою работу и не пытались ограничить права покупателей.

Олег Феофанов
Олег Феофанов
Юрист, г. Одинцово
рейтинг 9.7
Эксперт

Добрый день. Такие вопросы часто возникают. 

В настоящее время практика такова, что данные действия признаются правомерными. В частности в Письме Министерства промышленности и торговли РФ от 11 мая 2020 г. № ЕВ-32091/15 О направлении методических рекомендаций Минпромторга России в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ указано

В случае введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях режима обязательного использования населением в общественных местах средств индивидуальной защиты (масок, перчаток и др.) (далее — СИЗ) рекомендуется:

В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли,не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю в обслуживании на кассе, вызвать представителей органов внутренних дел для пресечения нарушения.

аналогичные вопросы не раз рассматривались на сайте. Пример:

https://pravoved.ru/question/2...

0
0
0
0
Никита
Никита
Клиент, г. Тольятти

Пожалуйста, объясните, каким образом рекомендации стали выполняться, а федеральные законы при этом стали нарушаться.



В стране не объявлена ЧС, эпидемия или карантин (Или объявлены? Каким документом это подтверждается?)



1. Постановления губернатора не могут противоречить федеральным законам, согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ.

2. Нарушаются ч.2 и ч.5 ст.14.8 КоАП РФ, ФЗ №56.

3. В Законе «О защите прав потребителей», ст.16 п.2 написано, что нельзя продавать товары, принуждая покупать другой товар (маску, например).
4. В п.3, ст.426 ГК РФ прямо сказано: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается»
5. Конституцию РФ, ст.21. Что за унижение происходит в момент оплаты на кассе? Вход без масок разрешен, присутствие в магазине никто не запрещает, а на кассе зачем-то требуется намордник.



Кроме того, у кассиров нет ни обязанностей, ни полномочий для контроля так называемого «масочного режима».



6. УК РФ Статья 330. Самоуправство, КоАП РФ Статья 19.1. Самоуправство: «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий». Когда кассир нарушает гражданский кодекс, ссылаясь на нормативные правовые акты, которые противоречат ГК, это не самоуправство?



7. И как быть с письмом Роспотребнадзора, в котором объясняется, что нет никаких штрафов, т.к. это только рекомендации? http://www.consultant.ru/docum... "… В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена.



Письма Роспотребнадзора в адреса Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, министерств и ведомств об организации профилактических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в различных организациях также носят рекомендательный характер.
..."



Прокомментируйте, пожалуйста, как взаимодействуют все эти законы в текущей ситуации.
Объясните, как и куда нужно обращаться чтобы продавцы и кассиры делали свою работу и не пытались ограничить права покупателей.

Я не вижу тут нарушений закона, поскольку Вам не отказали в обслуживании при соблюдении требований, указанных в Постановлении Губернатора  Самарской области от 30 июня 2020 года № 150, который вправе вводить такие ограничения

В силу закона  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:


у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

0
0
0
0
Похожие вопросы
Договорное право
В случае возврата товара покупателем, обязан-ли продавец сверх цены за товар возвратить покупателю комиссию, удержанную банком за перевод денежных средств
Добрый день! Покупатель оплачивает товар через банкомат. Нам поступает полная сумма по счету. За перевод банк с покупателя списывает комиссию за перевод денег. В случае возврата товара покупателем,обязан-ли продавец сверх цены за товар возвратить покупателю комиссию,удержанную банком за перевод денежных средств.
, вопрос №4094030, Елена, г. Москва
Защита прав потребителей
Заказывала товар, но передумала, дозвониться не получилось до продавца, в итоге продавец отправил товар, при
Заказывала товар,но передумала,дозвониться не получилось до продавца,в итоге продавец отправил товар,при этом я уже сообщила ,что не нужно,что звонила ,но своевременно они на связь не вышли,на данный Момент продавец угрожает судом,что я обязана оплатить им стоимость доставки,товар был без предоплаты
, вопрос №4093221, Елена, г. Нижний Новгород
Интеллектуальная собственность
Подскажите можем ли мы продавать и дальше наши фигурки, или мы действительно нарушили авторское право?
Здравствуйте, продаем на маркетплейсах фигурки из гипса. Формы для этих фигурок мы покупали 2 года назад на сайте ярмарки мастеров. Недавно нам пришло на wildberries обращение правообладателя, что у этих фигурок есть автор и по договору авторского права эти модели передавались ООО. Просят убрать с продажи. Но дело в том, что в этом договоре написано, что фигурки будут из мраморной крошки/литьевой мрамор, у нас же материал гипс. На их образцах фигурки бело-серые, а у нас черно-бронзовые, плюс наши фигурки чуть выше на 0,5 см. Так же на некоторых мы убрали запрещенную символику. Подскажите можем ли мы продавать и дальше наши фигурки, или мы действительно нарушили авторское право?
, вопрос №4092978, Алиса, Ереван
Защита прав потребителей
Могу ли я требовать доставки товара и возмещения морального ущерба
1 апреля 2024 г мною был совершен заказ 0134576813-0019,в составе которого были две видеокарты,примерный срок доставки был с 21 - 26 апреля.Все время с 1 - 21 апреля статус заказа был:"Передается в доставку",несколько раз спрашивал у бота ОЗОН не задержатся ли сроки доставки,бот говорил что :" Да, заказ 0134576813-0019 доставят вовремя — 21–26 апреля. Даже если статус заказа долго не меняется, мы привезём его вовремя. Получить заказ раньше указанной даты не получится. Мы отправим вам уведомление, когда покупки можно будет забрать. " Заказ был отменен по причине :"Возникли сложности при выполнении заказа Что-то пошло не так на этапе сборки или доставки. Это редкий случай — заказ можно повторить",что противоречит 310ст гк рф,а по ГК РФ Статья 487 я могу требовать доставки товара.Сотрудники говорят,что товар нет возможности отправить по независящим от них причинам и смахивают на 416 статью пункт 1 .Могу ли я требовать доставки товара и возмещения морального ущерба
, вопрос №4092628, Михаил, г. Москва
Дата обновления страницы 13.10.2020