Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Клиент интернет-магазина оплатил заказ мошенникам на банковскую карту
Добрый день!
Являюсь владельцем интернет-магазина. Сегодня возникла неприятная ситуация с клиентом. Два месяца назад в октябре сделал заказ в нашем интернет-магазине, после этого перестал выходить на связь. После этого его заказ был удален, соответственно счет на оплату ему не выставлялся, оплата по заказу не приходила.
Спустя два месяца клиент заявляет, что ему после оформления заказа от лица нашего интернет-магазина пришла смс на телефон с суммой и реквизитами банковской карты третьего лица. Человек якобы благополучно сделал перевод по данным реквизитам и стал ждать свой заказ.
И теперь обвиняет нас в мошенничестве и грозится обратиться в органы.
Подскажите, пожалуйста, грозит ли нам в данной ситуации какая либо ответственность?
Добрый день.
Спустя два месяца клиент заявляет, что ему после оформления заказа от лица нашего интернет-магазина пришла смс на телефон с суммой и реквизитами банковской карты третьего лица.Дмитрий
Он Вам данные сведения не передал?
У Вас за указанное время не было попыток взлома Вашего сайта для получения персональных данных клиентов?
Здравствуйте.
от лица нашего интернет-магазина пришла смс на телефон с суммой и реквизитами банковской карты третьего лица.Дмитрий
а вообще как у Вас оплата, у Вас свои реквизиты или что? Вообще номер с телефона с которого пришло смс принадлежит ли Вашему сотруднику какому-либо?
Подскажите, пожалуйста, грозит ли нам в данной ситуации какая либо ответственность?Дмитрий
Вам нет, опасаться не надо ничего. Если номер телефона не Вашего сотрудника и Вы смс не отправляли. Если Вас вызовут, то так и дайте пояснение, что
заказ был удален, соответственно счет на оплату ему не выставлялся, оплата по заказу не приходила.Дмитрий
То есть денежные средства Вы не получили от него в принципе.В любом случае полиция обязана будет провести заявление в порядке ст. 144 УПК РФ, если будет заявление. С Вас будет отобрано объяснение. Свои слова лучше конечно документально подтвердить.
Так и ответили. Но хотелось бы заранее знать, что отвечать в полиции. если что)
Оплату принимаем на расчетный счет. С карты на карту оплату не принимаем, переписка о деньгах только с корпоративной почты. Об этом клиенту тоже сказали.
Клиент заявляет, что смс пришло от абонента без номера телефона, якобы было только название нашей торговой марки.
Здравствуйте, Дмитрий.
Ответственность по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» грозит в том случае, если в ваших действиях имеется состав преступления. Вы утверждаете, что не причастны к ситуации, произошедшей с клиентом, т.е., не отправляли реквизиты для оплаты (на которые клиент перевел средства), не передавали данные клиента (и его заказа) третьим лицам. Следовательно, в ваших действиях нет состава преступления (умысла на совершение преступления и нет объективной стороны совершения преступления — преступных действий и преступного бездействия). Все это необходимо будет устанавливать следствию в рамках доследственной проверки и/или предварительного следствия.
Напротив, вы также по сути являетесь потерпевшей стороной. Следствие должно установить лицо (лиц), которое отправило от вашего имени реквизиты для оплаты, а также то, каким образом мошенник (-и) узнали данные заказа клиента.
Если предположить, что мошеннические действия были совершены одним из сотрудников интернет магазина, то этот сотрудник будет нести персональную ответственность по ст. 159 УК РФ, если он действовал самостоятельно, умысел у него возник самостоятельно и он был реализован самостоятельно и об этом никто из владельцев/сотрудников интернет магазина не знал.
Здравствуйте!
Если Вы не передавали данные для оплаты, то какой-либо ответственности у Вас быть не может.
Мошенничество совершается с умыслом.
УК РФ Статья 159. Мошенничество
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имуществопутем обмана или злоупотребления доверием, -
В данном случае вероятно совершено мошенничество предусмотренное ст. 159.3 УК РФ
Мошенничество с использованием электронных средств платежа
Вам стоит направить несостоявшемуся клиенту ответ в котором указать, что Вы не направляли ему реквизиты банковской карты и не меньше его заинтересованы в установлении виновного лица поскольку это влияет на репутацию Вашего интернет-магазина.
Также стоит проверить как направлялось сообщение клиенту, с использованием Вашего абонентского номера или нет. И каким образом стали доступны мошенникам персональные данные клиента и данные о его заказе.
Здравствуйте, Дмитрий!
По смыслу ст. 159 УК РФ
1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, -
Если Вы не имеете отношения к СМС, которая поступила Вашему клиенту, то опасаться привлечения к уголовной ответственности не стоит, так как в Ваших действиях не содержится никакого состава преступления.
Однако, нужно иметь в виду, что в случае обращения клиента в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, вероятнее всего, будет проведена соответствующая проверка и, директору компании придется давать пояснения относительно сложившейся ситуации. Как верно указали коллеги, проверка в этом случае, будет проводиться в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ.
В случае, если будет установлено, что, например, Ваш работник провел подобную операцию с клиентом, то будет рассматриваться вопрос о привлечении к ответственности именно данного человека.
Подскажите, пожалуйста, грозит ли нам в данной ситуации какая либо ответственность?Дмитрий
Здравствуйте. То есть за два месяца он ни разу к Вам не обратился за заказом? Несколько странно. Собственно непосредственно в отношении Вас претензии могут быть только по части надлежащего исполнения Закона о персональных данных, а не по части ст. 159 УК РФ.
Если Вы никак не связаны с мошенниками, то естественно Вам ответственность никакая не грозит, но для того, чтобы подтвердить или опровергнуть этот факт, надо понять, как именно данные указанного клиента (а именно его телефон и собственно заказ) могли попасть мошенникам. Никто Вас не взламывал?
Я бы в этой связи советовал Вам обязательно ответить указанному лицу, поддержать его в его намерении заявить о совершенном в его отношении мошенничестве и пояснить, что Вы намерены оказывать всевозможную поддержку следствию.
Кроме тог я бы вызвал специалистов по компьютерной безопасности с тем, чтобы выяснить, совершались ли какие-то попытки взлома Вашего сайта и когда они были. Если да, то это потребуется запротоколировать и передать сотрудникам правоохранительных органов, когда они обратятся к Вам с соответствующими запросами.
Здравствуйте, Дмитрий!
Полагаю, что в данной ситуации, у Клиента есть все основания для обращения в полицию, с заявлением о преступлении (усматриваются признаки мошенничества, ст. 159 УК РФ).
УПК РФ Статья 141. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
По данному заявлению, в полиции обязаны провести доследственную проверку, сроки которой могут составлять: 3, 10 и 30 дней.
Возможно, такая проверка в полиции, будет выгодна и Вам, как владельцу ИМа, ведь, по итогам проверки, может быть:
* установлена вина третьего, неустановленного лица, каким — то способом завладевшего контактами Клиента,
* возможно, это — происки конкурентов, которые применяют недобросовестные методы рыночной борьбы,
* возможно, выяснится то, что сам Клиент вводит в заблуждение компанию, по каким — то своим личным причинам,
* вероятно, будет изобличен сотрудник ИМа (Ваш работник), действовавший недобросовестно и решивший таким образом, «подзаработать».
Поэтому, в такой ситуации, Вы можете согласиться с подачей Клиентом заявления в полицию, после чего, активно участвовать в доследственной проверке, хоть и дистанционно.
Дмитрий, если Вы не передавали данные клиента третьим лицам, и более того будет установлено нарушение со стороны третьих лиц политики конфиденциальности сайта в результате чего ими был получен доступ к информации о клиентах.
А также в случае, если счет был выставлен не Вами, при условии. что как Вы говорите — Вы отменили предзаказ, поскольку не получили оплату — то ответственность Вам не грозит.
В данном случае нет состава преступления, поскольку с Вашей стороны не совершены действия направленные на хищение денежных средств клиента.
Говорить о квалификации Ваших действий как мошенничество по ст. 159 УК РФ возможно при условии:
— Вами получены указанные средства;
— они были получены путем обмана или злоупотребления доверием.
В том, что клиент доверился мошеннику, действующего от имени Вашего магазина — Вы ответственность нести не должны.
Более того, в ответ на требования клиента сообщите, что Вы не состоите с ним в договорных отношениях, его заказ по причине отсутствия оплаты с его стороны был аннулирован, что подтвердите документально.
Кроме того, с ним ни Вы ни Ваши сотрудники не связывались (для чего есть смысл заказать распечатку входящих и исходящих звонков и отправленных сообщений), а кем именно получены денежные средства Вам не известно. поскольку указанные им реквизиты карты Вашему магазину не принадлежат.
В этой связи Вы можете порекомендовать ему только обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
При проверке его заявления Вы по запросу сотрудников полиции можете сообщить им туже самую информацию, что и клиенту и представить на их рассмотрение подтверждающие документы.
Соответственно к Вам вопросов с их стороны возникнуть не должно.
Клиент перестал выходить на связь почти сразу после оформления заказа. На этапе согласования сроков исполнения заявки.
Информацию об оплате нам не передавались.
Попыток взлома не было. Вообще за все время существования интернет-магазина ни один клиент от рук мошенников не пострадал. Даже попыток не было.