Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Кто должен оплачивать штраф и расходы по таможенному досмотру при перевозке груза в Калининград?
Добрый день.
Я ИП, работаю в Калининграде. Мною был приобретен товар на сумму 30 000 р. в Москве. По договору с поставщиком после оплаты он доставляет товар в ТК, расходы по самой перевозке оплачиваю я как получатель.
Товар был сдан поставщиком в Москве для его перевозки в составе сборного груза, я получила счет от ТК, который сразу оплатила на его р/сч. При получении на складе в Калининграде мне сообщили, что на первой границе (на выезде из «большой» России для транзита через Литву в Калининградский анклав) машина была направлена на выборочную проверку, в ходе которой были вскрыты и прошли сверку с накладными все грузы, перевозимые в этой машине, в результате чего выяснилось, что поставщик при отгрузке допустил ошибку в накладных (по какой-то причине не указал в них кухонный комбайн), и в результате на перевозчика был наложен штраф за незадекларированный товар, а сам товар был изъят на таможне. Я узнала об этой ситуации только при получении своего груза в Калининграде на складе ТК, сообщила об этом поставщику (он также впервые услышал о произошедшем от меня), тот принес извинения за свою ошибку и компенсировал мне стоимость недополученного товара.
Спустя 4 месяца я получила претензию от ТК с требованием компенсировать его расходы по таможенной проверке (простой машины, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, бензин и т.д.) плюс сумму штрафа, который таможня наложила на него, как на перевозчика, в итоговой сумме 138 045 рублей.
По заявлению перевозчика, именно я как получатель груза обязана возместить ему все эти расходы. На мое предложение обратиться к непосредственному виновнику неправильного оформления документов, т.к. находясь в Калининграде я не присутствую при отгрузке и не могу отвечать за возможные ошибки отправителя, счет мною оплачен в полном объеме на р/сч поставщика, накладные я могу проверить только при получении груза, договора с ТК у меня нет и т.д., я получила отказ.
В настоящее время меня буквально терроризирует перевозчик, требуя возмещения своих расходов и угрожая судом. По его заявлению законом предусмотрен только один вариант — я должна все оплатить, а затем (по своему желанию) могу самостоятельно взыскивать с поставщика компенсацию.
Никаких правовых документов, которые подтверждали бы такой порядок действий, я не нашла, перевозчик также отказывается сообщить, на что он ссылается, кроме утверждения «так положено по закону».
Законны ли такие требования перевозчика в мой адрес, если да, то на чем они основаны? Или, если это не так, какими документами я могу обосновать свою позицию?
Заранее благодарна!
Здравствуйте, Галина.
Согласно ст.11 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
К тому же согласно ст.15 ГК РФ Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Имеется также судебная практика, согласно которой (например, Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2015 N 32-КГ14-20) ответственность за причинение вреда наступает, если установлены противоправность поведения причинителя вреда, факт наступления вреда, наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
Таким образом, требования перевозчика не законны. Вы и сами верно рассуждали. Во-первых, согласно Конвенции именно грузоотправитель несет ответственность за предоставление неверных данных для выполнения таможенных формальностей. Во-вторых, для возмещения ущерба, кроме факта наступления вреда (ущерба), необходимо доказать, что Вы предприняли действия, в результате которых именно по Вашей вине произошла проблема при прохождении таможенного контроля. В Вашем случае, перевозчик не сможет доказать этого.
Рекомендую Вам руководствоваться вышеприведенными статьями и положением судебной практики Верховного суда РБ.
С уважением, Гульназ Садыкова.