8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.

Можно ли взыскать материальный ущерб по некачественному оказанию медицинских услуг?

Ребёнок родился 06.04.2016 в тяжелом состоянии, с диагнозом врожденная септицемия, месяц ей проводили терапию. Аудиологический скрининг от 11.05.16 - AS(-) AD(-) - что означает ребенок не слышит. Нас выписали из перинатального центра, в больнице по месту жительства не обратили на эту запись внимания, и не отправляли на повторные обследования. К 1,5 годам мы заметили, что ребёнок не реагирует на звуки, до этого врачи уверяли что все нормально. Когда мы сами съездили к сурдологу в областную больницу, то обнаружилось что ребенок глухой. 12.01.2017 ребенку поставили диагноз двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени пограничная с глухотой, местные врачи все не верили что у нас ребенок глухой и инвалидность получили только 02.02.2018.

Можно ли возместить материальный ущерб от действий местных врачей, и получить компенсацию, т. к. инвалидность можно было бы оформить сразу же после выписки с перинатального центра, по моим подсчетам мы потеряли 2 года, а это пенсия ребенка + уход за ребенком - около 20 000 рублей в месяц, а за 2 года 480 000 рублей (без учета остальных льгот и компенсаций).

Показать полностью
, Альберт, г. Сафоново
Александр Васильев
Александр Васильев
Юрист, г. Шахты

Доброго времени суток.

Любая экспертиза качества медицинской помощи проводится путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи:

Договору на оказание медицинских услуг;
Порядкам оказания медицинской помощи;
Стандартам медицинской помощи;
Клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
Сложившейся клинической практике;
Иным нормам и требованиям.
В случае отсутствия стандарта медицинской помощи и (или) клинических рекомендаций (протокола лечения) по вопросам оказания медицинской помощи оценка качества оказанной медицинской помощи проводится согласно сложившейся клинической практике (Письмо ФФОМС от 31.12.2015 № 8240/30-5/и). Основной задачей любого эксперта качества медицинской помощи является проведение экспертизы качества медицинской помощи с целью выявления дефектов медицинской помощи, включая оценку правильности выбора медицинской организации, степени достижения запланированного результата, установление причинно-следственных связей выявленных дефектов медицинской помощи и наступивших последствий. Отметим весьма важный момент – медицинской организацией могут быть допущены различные дефекты медицинской помощи, но наиболее важными моментами являются причины произошедшего и наступившие последствия. Именно эти критерии и будут являться основополагающими при рассмотрении дела судом.

Дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи

Введем понятие дефекта медицинской помощи, который весьма точно отражает понятие изъяна, ошибки, недостатка при оказании медицинской помощи. Дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи, которые могут быть выявлены в ходе проведения экспертизы качества медицинской помощи, определены в Приказе №230, пункт 67, Приложении №8 к Приказу №230:

Дефекты, связанные с нарушением условий оказания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке;
Дефекты, связанные с причинением вреда здоровью пациенту (при ухудшении состояния здоровья, выражающемся в телесных повреждениях, заболеваниях, патологических состояниях, возникших в результате действия механических, физических, химических, биологических, психических и иных факторов внешней среды, а также бездействии в том случае, если оно повлекло ухудшение состояния здоровья);
Случаи нарушения врачебной этики и деонтологии работниками медицинской организации при несоблюдении ими принятых этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей, доказанные в установленном законодательством РФ порядке;
Невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых или выполнение непоказанных, неоправданных с клинической точки зрения, пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи или преждевременным с клинической точки зрения прекращением проведения лечебных мероприятий при отсутствии клинического эффекта, устанавливается при полном или частичном несоответствии (как в сторону уменьшения, так и превышения) оказанной застрахованному лицу медицинской помощи обязательным требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также произведенные без учета состояния здоровья пациента (информации о наличии противопоказаний или индивидуальных показаний, данных анамнеза);
Нарушение по вине медицинской организации преемственности в лечении, необоснованная или непрофильная госпитализация пациента;
Развитие ятрогенного заболевания (выявляется при ухудшении состояния здоровья человека или возникновении нового заболевания, обусловленном неблагоприятными последствиями любых медицинских воздействий);
Отсутствие объективных причин непредставления первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации;
Дефекты оформления первичной медицинской документации, затрудняющие работу с документацией, препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи и создающие невозможность оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи (выявляется страховой медицинской организацией при нарушении медицинской организацией правил оформления медицинской документации).
Сразу оговоримся, что термин (дефект медицинской помощи) юридически не закреплен и используется только в страховом законодательстве при проведении экспертизы качества медицинской помощи. Однако по нашему мнению классификация этих дефектов может применяться по аналогии (в некоторых ситуациях) и при оценке качества/надлежащности оказанных платных медицинских услуг.

Куда следует обратиться, если Вам оказали ненадлежащую медицинскую помощь

В случае если пациент считает, что он получил медицинскую помощь ненадлежащего качества, пациенту сперва следует обратиться в медицинскую организацию, в которой ему оказывали данную медицинскую помощь. Обращаться следует в письменном виде, оформив надлежащим образом претензию. Претензия пациента может быть удовлетворена медицинской организацией в добровольном порядке. Зачастую это зависит от серьезности и проработанности претензии. Если медицинская помощь оказывалась в рамках обязательного или добровольного страхования, пациент имеет право обратиться в страховую компанию, которая скорее всего инициирует соответствующую экспертизу случая. В случае неудовлетворения требований, указанных в претензии, и/или в случае удовлетворения требований не в полном объеме и/или с нарушением сроков или иное, пациент имеет возможность воспользоваться правом на судебную защиту.

На какие компенсации вправе рассчитывать пациент

Ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья граждан несут (ст. 98 Закона 323-ФЗ):

Органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Должностные лица организаций.
Ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут (ст. 98 Закона 323-ФЗ):

Медицинские организации;
Медицинские работники.
Итак, на какие компенсации имеет право пациент в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 151, главы 37, 39, 59) и, в частности, нормами Закона о защите прав (ст. 12,13, 14, 15, 28):

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пациента в полном объеме;
Возмещение причиненных убытков в полном размере;
Выплата неустойки (пени), установленной договором или законом;
Компенсация морального вреда в размере, определяемом судом независимо от размера возмещения материального вреда и понесенных пациентом убытков;
Компенсация расходов пациента в случае обращения пациента к сторонней медицинской организации при нарушении медицинской организацией, в которую он первоначально обратился, сроков оказания услуг при отсутствии вины пациента;
Возврат пациенту уплаченных им денежных средств по договору на оказание платных медицинских услуг, в случае если пациент обратился в медицинскую организацию с требованием об уменьшении цены оказания услуг при нарушении медицинской организацией сроков оказания медицинских услуг при отсутствии вины пациента;
Возврат пациенту уплаченных им денежных средств, при отказе пациента от договора оказания платных медицинских услуг.
Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пациента

Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды. Вред, причиненный здоровью человека, определяется в зависимости от степени тяжести вреда:

Тяжкий вред;
Средней тяжести вред;
Легкий вред.
Вред, причиненный здоровью человека, определяется на основании Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 “Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека”). Степень тяжести вреда здоровью определяется врачом-экспертом. В соответствии с законодательством РФ пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, пп. 9 ч. 5 ст. 19, п. 3 ст. 98 Закона 323-ФЗ, ст. 14 Закона о защите прав).

Возмещение причиненных убытков

Под убытками понимаются расходы, которые пациент, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые пациент получил бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 Гражданского кодекса РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”).

Выплата неустойки (пени)

Одним из способов защиты прав, наравне с возмещением убытков, компенсацией морального вреда и прочих, является взыскание неустойки (ст. 12 Гражданского кодекса РФ). Неустойка (штраф, пени) представляет собой определенную законом (законная неустойка) или договором (договорная неустойка) денежную сумму, которую медицинская организация обязана уплатить пациенту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения обязательства (ст. 330-333 Гражданского кодекса РФ). По требованию об уплате неустойки пациент не обязан доказывать причинение ему убытков. Порядок выплат неустойки (пени) также предусмотрен и Законом о защите прав (ст. 13, 28). Неустойка имеет место в случае получения медицинской помощи на платно основе.

Компенсация морального вреда

Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания пациента действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 151 Гражданского кодекса РФ). К нематериальным благам, которые могут быть ущемлены при оказании медицинской помощи, относятся (ст. 150 Гражданского кодекса РФ):

Жизнь и здоровье пациента;
Достоинство личности;
Честь и доброе имя;
Неприкосновенность частной жизни;
Личная и семейная тайна;
И прочие.

С уважением, 

Александр Васильев.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Хищения
Добрый день вопрос такой если подсудимый отказывается платить за украденное по иску и говорит что лучше отсидит каким способом с него взыскать нанесенный ущерб?
Добрый день вопрос такой если подсудимый отказывается платить за украденное по иску и говорит что лучше отсидит каким способом с него взыскать нанесенный ущерб?
, вопрос №4103948, Михаил, г. Москва
Уголовное право
Скажите можно ли привлечь сотрудника склада по ст.160, если данный работник не был официально оформлен и с ним не составлен договор о полной материальной ответсивенности
Здравствуйте! Скажите можно ли привлечь сотрудника склада по ст.160,если данный работник не был официально оформлен и с ним не составлен договор о полной материальной ответсивенности.
, вопрос №4103529, Антон, г. Москва
Банкротство
Можно ли доверять компаниям, оказывающим услуги по банкротству, которые утверждают, что смогут всё это сохранить в моей собственности?
Рассматриваю банкротство как физическое лицо. На мне зарегистрированы две машины, квартира, подвальное помещение. Можно ли доверять компаниям, оказывающим услуги по банкротству, которые утверждают, что смогут всё это сохранить в моей собственности?
, вопрос №4102850, Владимир, г. Нижнеудинск
Защита прав потребителей
Компания не зарегистрирована, но мастера имеют самозанятость Они обманывают людей предлагая им не нужные услуги Можно ли их привлечь к ответственности
Компания не зарегистрирована, но мастера имеют самозанятость Они обманывают людей предлагая им не нужные услуги Можно ли их привлечь к ответственности
, вопрос №4102768, Мария, г. Москва
Дата обновления страницы 01.03.2019