Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Должностной оклад
добрый день. я работаю мед. сестрой анестезистом в сахалинской области. с 01.01.2018г мрот составляет 9489 рублей. далее повышение произошло в мае 2018года до 11163рублей, в зависимости. от региона. но оклады мед сестёр держались в районе 8-9тысяч рублей. с первого января 2019года у медиков подняли оклады на 20%.и сейчас мой оклад составляет 10217рублей. прав ли наш работодатель устанавливая оклад меньше мрот. (вредность, выслуга и т. п все начисляется)
Добрый день, Любовь Сергеевна!
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)
и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно сложившейся судебной практики, в том числе определению Верховного Суда РФ
трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Соответственно, оклад может быть ниже МРОТ. Если Ваша заработная плата (с учетом выплат стимулирующего характера, но без учета надбавок за работу в особых климатических условиях) превышает МРОТ, то работодатель действует правомерно.
Здравствуйте, Любовь Сергеевна!
Оклад может быть менее МРОТ, а вот заработная плата за месяц работника выполнившего норму не может быть менее МРОТ.
Об этом сказано в части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Уже на оклад начисляются ночные, вечерние (при наличии в коллективном договоре, премии и т.п.).
Вот если месячная зарплата составит менее МРОТ при условии выработки нормы времени, то это будет являться нарушением, а пока ваши права не нарушены.
Здравствуйте, Любовь Сергеевна!
Полагаю, что не все так однозначно в Вашем вопросе.
К доводам коллег приведу письмо ОС «ФНПР» «О реализации постановления КС РФ от 07.12.2017 №38-П».
В данном письме достаточно подробно анализируется постановление КС РФ от 07.12.2017 №38-П.
Выдержка:
В соответствии с частью второй статьи 135 Трудового кодекса РФ размеры тарифных ставок и окладов включаются в системы оплаты труда наряду с компенсационными и стимулирующими выплатами, являясь основным компонентом понятия и содержания заработной платы — вознаграждением за труд. Таким образом, проанализировав в системном единстве содержание заработной платы, раскрытое в части первой статьи 129 и части второй статьи 135 Трудового кодекса РФ, становится совершенно очевидным, что вознаграждение за труд в Трудовом кодексе РФ формализовано в двух видах: тарифные ставки и оклады.
В части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ содержится императивная норма о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже МРОТ. Выполнение работником месячной нормы рабочего времени и нормы труда (трудовые обязанности) является условием обычного выполнения трудовой функции, что само по себе не является основанием для выплаты работнику помимо вознаграждения за труд в виде тарифной ставки или оклада также компенсационных и стимулирующих выплат.
Стимулирующие выплаты, являясь частью заработной платы, но не частью величины МРОТ, предназначены для стимулирования высокоэффективного труда. Если пойти от противного и включить стимулирующие выплаты в величину МРОТ, то стимулирующие выплаты будут превращены в юридическую фикцию, поскольку потеряют свое целевое предназначение.
Компенсационные выплаты также, являясь частью заработной платы, не могут учитываться в величине МРОТ, поскольку по своему предназначению призваны компенсировать повышенные затраты, обусловленные работой и проживанием в неблагоприятных условиях, а величина МРОТ, как известно, является основной государственной конституционной гарантией (часть 3 статьи 37 Конституции РФ, статья 130 Трудового кодекса РФ).
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 года № 38-П, согласно которой определение величины МРОТ должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых отношений.
Поскольку компенсационные и стимулирующие выплаты обеспечивают дифференциацию оплаты труда с целью соблюдения справедливого вознаграждения за равный труд в неравных условиях, то единственным элементом понятия заработной платы, оценивающим выполнение нормы труда в нормальных условиях, является вознаграждение за труд. Таким образом, в контексте части третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ не ниже МРОТ должен устанавливаться минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки или оклада работника.
Данному выводу корреспондирует пункт 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П: федеральному законодателю делегировано право при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.
Здравствуйте, Любовь Сергеевна.
Согласно ТК РФ оклад может быть меньше МРОТ при условии, что размер зарплаты с учетом других выплат превышает его размер.
Этот вопрос недавно разъяснил Минтруд России (письмо от 5 июня 2018 г. N 14-0/10/В-4085):
Вопрос
Необходимо ли пересматривать размеры окладов работников в связи с повышением МРОТ?
Ответ
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.
Экспертной рабочей группой федерального уровня была рассмотрена и поддержана идея общественной инициативы "Не включать в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) компенсационные и стимулирующие выплаты".
Принимая это решение, Экспертная рабочая группа федерального уровня признала необходимым установление переходного периода для реализации общественной инициативы и дополнительную проработку предлагаемых общественной инициативой изменений трудового законодательства.
В связи с этим Экспертной рабочей группой федерального уровня материалы общественной инициативы и экспертное заключение, подготовленное по результатам рассмотрения общественной инициативы, направлены в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для проведения дополнительного обсуждения.
Кроме того, консультации по данному вопросу предусмотрены Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 — 2020 годы.
При этом обращаем внимание, что положениями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденными в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. (протокол N 11), рекомендуется субъектам Российской Федерации осуществлять перераспределение средств в структуре заработной платы для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда.
Так, для работников учреждений образования, культуры, здравоохранения рекомендуется доля должностных окладов в структуре заработной платы соответственно не ниже 70 процентов, 50 — 55 процентов, на уровне 55 — 60 процентов.
Что касается постановления Конституционного Суда РФ № 38-П, то оно касалось только районных коэффициентов и процентных надбавок. Только эти составные части заработка должны идти сверх МРОТ. Обсуждение по поводу иных стимулирующих и компенсационных выплат идет, однако соответствующего закона по этому поводу пока не принято.
Здравствуйте Любовь Сергеевна.
При повышении заработной платы, речь должна идти о повышения ее реального уровня, т.е. должно происходить повышение окладов до уровня МРОТ, на мой взгляд Ваш работодатель мягко говоря уходит от надлежащего исполнения законодательства пытаясь экономить фонд оплаты труда за счет среднего младшего медицинского персонала.
Соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок повышения заработных плат работников в субъекте РФ. принимаются на уровне регионов.
Если в Вашем случае речь идет о Сахалинской области, то согласно
Постановлению правительства Сахалинской области
от 6 апреля 2016 года N 159
«О системе оплаты труда работников центральных районных и участковых больниц, подведомственных министерству здравоохранения Сахалинской области»:
Положение о системе оплаты труда работников центральных районных и участковых больниц, подведомственных министерству здравоохранения Сахалинской области
1.3. Заработная плата работников Учреждений за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает:
— оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
— повышающие коэффициенты;
— выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
Также согласно постановлению Правительства Сахалинской области
от 15 февраля 2016 года N 62
О системе оплаты труда работников областных больниц и городской больницы города Южно-Сахалинска, подведомственных министерству здравоохранения Сахалинской области:
1.3. Заработная плата работников Учреждений за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает:
— оклады (должностные оклады), ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
— повышающие коэффициенты;
— выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
Соответственно оклад является неотъемлемой частью Вашей заработной платы.
При этом по Сахалинской области было принято постановление Правительства Сахалинской области
от 8 ноября 2018 года N 531
О повышении с 1 января 2019 года оплаты труда работникам государственных учреждений Сахалинской области
1. Повысить с 1 января 2019 года в 1,2 раза размеры окладов (должностных окладов) работникам государственных учреждений Сахалинской области, за исключением размеров окладов (должностных окладов) работников отдельных государственных учреждений Сахалинской области, для которых предусмотрена оплата труда в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Сахалинской области от 20.02.2008 N 5-ЗО «Об оплате труда работников государственных учреждений Сахалинской области».
Такое же постановление Правительства Сахалинской области было и в 2018 году
от 20 ноября 2017 года N 536
О ПОВЫШЕНИИ С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
1. Повысить с 1 января 2018 года в 1,04 раза:1.1. размеры окладов (должностных окладов) работников отдельных государственных учреждений Сахалинской области
Соответственно речь шла и идет о повышении именно окладов работникам.
следует обратить внимание, что в приведенных постановлениях речь идет о государственных учреждениях, возможно ваша медицинская организация таковым и является, в вопросе этого не указано.
Перечень таких организаций можете посмотреть здесь:
Распоряжение Правительства Сахалинской области
от 1 августа 2011 года N 546-р
Об утверждении Перечня услуг, оказываемых государственными учреждениями Сахалинской области и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), предоставляемых в электронной форме и подлежащих включению в реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Сахалинской области, по ссылке:http://docs.cntd.ru/document/4...
Но даже, если ваша медицинская организация не относится к государственному учреждению регионального значения, а является к примеру только муниципальной, отличий быть не должно, повышение что для одних, что для других происходит одинаково, иначе это являлось бы дискриминацией, что прямо запрещено законом.
Статья 3 Трудового кодекса РФ:
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Если Ваша организация не является государственной, Вы вправе обратиться за дополнительными разъяснениями в региональных Минздрав.
Добрый день, Любовь Сергеевна! Выскажу мнение по Вашему вопросу.
с первого января 2019года у медиков подняли оклады на 20%.и сейчас мой оклад составляет 10217рублей. прав ли наш работодатель устанавливая оклад меньше мрот. (вредность, выслуга и т. п все начисляется)
Оклад может быть меньше МРОТ, а зарплата — нет, тут коллеги свои разъяснения уже дали. Но Вы еще НДФЛ (налог на доходы физических лиц — 13%) должны учитывать. Вот эта норма Трудового кодекса РФ:
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
касается заработной платы (не оклада, а именно зарплаты) до вычета НДФЛ. Из этой суммы потом удерживается 13%.
То есть «в руки» Вы можете получить зарплату ниже МРОТ. И это не будет нарушением закона. Не ниже МРОТ зарплата должна быть до того, как удержат 13%. К сожалению так.
С уважением!
Вы также вправе предварительно подать письменное заявление на имя руководителя и потребовать от него произвести перерасчет начиная с января 2018 года с учетом повышения именно оклада, заключить допсоглашение к трудовому договору согласно которому внести изменения о размере оплаты труда с 2018 года и с 2019 года с учетом индексации оклада до МРОТ, в порядке предусмотренном статьей 72 Трудового кодекса РФ:
Вынести приказ с которым Вас ознакомить под роспись в порядке предусмотренном статьей 22 Трудового кодекса РФ:
В случае отказа обратиться в трудовую инспекцию для проведения проверки и возможного привлечения работодателя к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ:
Проверка проводится в рамках приказа Минтруда и соцзащиты РФ
от 30 октября 2012 года N 354н
Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения работодателями обязательных требований
Или обратиться в суд в течении срока предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ: