Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

184 юриста готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
184 юриста сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Общие вопросы

Взимание абонплаты оператором во время приостановления доступа в интернет

Правомерно ли взимание оператором связи абонентской платы во время приостановления доступа в интернет?

В договоре такое условие прописано.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575 г. Москва

"Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи"

п.32 гласит:

Оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10 Сентября 2013, 15:30, вопрос №213128 Игорь, г. Астрахань
Свернуть

Екатерина Белова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Задать вопрос юристам сайта.

Сегодня 11.12.2016 мы ответили на 545 вопросов. Среднее время ответа — 14 минут.

Ответы юристов (2)

  • Юрист - Крицков Юрий

    Приостановка оказания услуг по заявлению абонента или по инициативе оператора (невыполнение условий договора, напр. по оплате или иные основания)?

    Оператор взимает именно абонентскую плату, т.е. плату за оказание услуг связи, или какую-нибудь «плату за обслуживание линии», предусмотренную договором?

    Мало исходных данных, что бы окончательный ответ дать. В целом оплачиваются только фактически оказанные услуги связи, а не время, когда оказание услуг приостанавливалось. Но могут быть варианты в мелочах.

    Например приостановка это на самом деле не приостановка или средства берутся не за оказание услуг связи. Надо смотреть договор и подробнее ситуацию.

    Если есть сомнения, напишите претензию оператору, изложив в нём свою позицию и с требованием о перерасчёте. Если не спешите, подождите ответа и если и он не устроит, то обращение в Роскомнадзор. Если спешите, то пишите обращение сразу, а то оператор все отпущенные ему законом два месяца мусолить претензию будут, а так хоть пошевелятся.

    10 Сентября 2013, 15:56
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть

    Уточнение клиента

    Заключил договор с провайдером на предоставление услуги доступа в Интернет.

    После того как деньги на балансе закончились, провайдер в соответствии с действующим законодательством воспользовался своим правом отключил меня от сети. Всё, интернет отключен. Если попытаться зайти на интересующий сайт, загружается страничка которая информирует об отсутствии денег на балансе. Спустя месяц я так и сделал, попытался посетить интересующий сайт. Загрузилась вышеуказанная страница.

    Пошёл пополнять баланс и тут обнаружилось, что у меня оказывается задолженность перед провайдером на сумму в размере месячной абонентной платы. Мне пояснили, что система провайдера автоматом списывает месячную абонентную плату при попытке выхода в интернет. И поэтому у меня долг. Со своей стороны я сказал, что компьютером не пользовался месяц, попыток доступа в Интернет не было. На что мне выдвинули предположение, что, возможно, кто-то другой попытался выйти в интернет. Дело в том, что у меня стоял Wi-Fi роутер и кто угодно в пределах зоны покрытия мог попытаться зайти в Интернет через мой роутер. То есть мне акцентировали на то, что попытка подключиться к интернету была и поэтому «система» списала месячную абонентную плату. Дополнительно мне сообщили, что за содержание Интернет канала, при не использовании Интернета я должен ежемесячно оплачивать дополнительную сумму.

    Вот и вся история.

    А теперь о моих непонятках.

    Про оплату резервации Интернет канала я услышал спустя много месяцев после заключения договора с провайдером. Конечно, кто-то может сказать, мол, читать договор нужно было. Но в договоре я ничего подобного не нашёл. В договоре есть ссылка на приложение где указано, сколько я должен платить ежемесячно. В приложении также ничего не сказано про резервации Интернет канала. Дополнительные соглашения не помню, чтобы со мной заключались, в противном случает у меня было бы это соглашение. Из принципа договорных отношений мне известно, что одностороннее изменение условий договора незаконно и любые такие односторонние изменения ничтожны. Это первый момент.

    Второй момент заключается в следующем.

    В договоре есть строка: «В период приостановления предоставления услуг производится начисление абонентной платы». Услугу мне приостановили и это подтверждается фактом отсутствия возможности выхода в интернет. Абонентную плату списали (правда не потому что так написано в договоре, а потому-что была попытка выхода в Интернет). Кстати, согласно данным статистики провайдера у меня был зафиксирован выход в интернет в начале месяца (того месяца когда интернетом я не пользовался).

    Однако.

    Согласно Закона «О защите прав потребителей» потребитель платит только за то, что он получил. П.32 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575 г. Москва "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (который был издан в соответствии с ФЗ «О связи» и ФЗ «О защите прав потребителей») гласит: Оператор связи не вправе требовать плату за оказание телематических услуг связи за тот период, в течение которого оказание телематических услуг связи приостанавливалось в соответствии с законодательством Российской Федерации. Или этот закон только для г.Москва? По смыслу вышеприведённых норм получается, что «получатель услуги» платит только за получение услуги, а «предоставитель услуги «предоставляет услугу только при оплате. Ст.779 ГК РФ имеет такой же смысл. (Предмет моего договора заключается в предоставлении мне услуги доступа к информационным источникам и стандартным сервисам компьютерных етей Интернет). Но на практике выходит «получатель услуги» платит за не полученную услугу, а «предоставитель услуги» получает деньги за не предоставленную услугу. Поправьте меня если что не так.

    После того как мне сообщили о задолженности я написал заявление о расторжении договора. При этом мне выдали сумму моей задолженности. Со следующего месяца договор обещали расторгнуть.

    На настоящий момент договор не расторгнут, а абонентная плата начисляется.

    Вот и ВОПРОС, должен ли я, исходя из всего вышенаписанного оплачивать непонятно что и правомерно ли провайдер не расторгает со мной договор по причине моего «долга».

    10 Сентября 2013, 18:15
  • Юрист - Крицков Юрий

    Начну с простых вопросов.

    Операторы спокойно меняют условия договора, но не называют такое изменение односторонним. П. 26 Правил оказания услуг — обязанность оператора лишь известить абонента об изменениях. Обычно в договоре есть пункт, обязывающий абонента периодически проверять сайт оператора, кроме того информация о таких изменениях публикуется в какой-нибудь местной районной газете, тем не менее имеющей статус средства массовой информации. У крупных операторов сами сайты зарегистрированы как СМИ. Всё, абонент считается уведомленным. Дальше он или не согласен с изменением и расторгает договор или продолжает пользоваться услугами и считается что он принял новые условия, выразив своё согласие конклюдентными действиями.

    На счёт отказа в расторжении договора. Ну формально это соответствует Правилам. П. 46 Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты им понесенных оператором связи расходов по оказанию ему телематических услуг связи.

    Правда обычно это никого не останавливает. Договор разрывают, а долг требуют потом отдельно (суд, коллекторы), но формально оператор может отказывать в расторжении договора по причине неоплаты. Расторнгуть договор в данном случае право оператора, а не обязанность.

    На счёт того, за что оператор получает деньги. Он действительно получает деньги не за услугу как таковую, а за Вашу возможность ей пользоваться.

    П. 7 Правил: Оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи. 

    Далее, в разделе про права и обязанности идёт уже конкретно оказание услуг, но абонентская плата всё-таки идёт за возможность, а не за фактическое оказание. Т.е. если Вы полгода интернетом ни разу не пользовались, но при этом оператор не приостанавливал оказание услуг (по своей инициативе или по Вашему заявлению), то считается что услугу он Вам оказал (возможность пользоваться ей у Вас была) и абонентская плата им списывается правомерно.

    А дальше снова непонятки. 

    Вы не оплатили услуги, оператор приостановил оказание услуг. Так?

    (Кстати сразу вопрос, была ли соблюдена оператором процедура приостановки, было ли письменное уведомление и т.д., если что, лишний козырь Вам, хотя разыграть его можно по разному).

    Кроме того, если это так, то нужно понимать, что дата, когда Вы прекратили пользоваться услугами это не равно дата приостановки оказания. 

    Равно как приостановка это не то же самое, что и «услуга резервирования канала», хотя и вещи родственные — оператор не оказывает Вам услуги, но сохраняет техническую возможность (поддерживает в исправном состоянии абонентскую линию и оборудование на своей стороне, за что и справедливо требует деньги).

    Но в любом случае, взимание абонентской платы за период, когда оказание услуг было приостановлено неправомерно.

    Строка в договоре — лишний козырь при обращении в Роскомнадзор — договор не соответствует Правилам оказания услуг. Это само по себе нарушение оператором лицензионных условий. Главное грамотно написать, что абонентская плата это плата именно за услуги, а раз в период приостановления услуги не оказываются, то и абонентской платы быть не может. Т.е. или абонентская плата+услуги или никакой абонентской платы.

    Здесь правда возникает другой вопрос — компенсация фактически понесённых расходов. Но это именно фактически понесённые расходы, которые ещё нужно доказать (пусть это и не сложно), но не абонентская плата.

    Но я совсем не понял момента про «попытки выхода в интернет». 

    Приостановка это именно приостановка. Если оператор Вас «отключил», вы не могли выйти в интернет (равно как никто иной через открытую сеть). Страничка оператора с цифрами, это не интернет! Знаю случаи, когда операторов привлекали за «неоказание услуг связи», при том что они незаконно блокировали своим абонентам даже одну единственную страницу (например конкурента). Эта страница тоже часть интернета, и если оператор не обеспечивает к ней доступ, он нарушает условия договора и закон.

    В общем пока, по описанной ситуации, складывается впечатление, что провайдер сильно не прав.

    А рекомендации в принципе те же — пока не платить, договор не расторгать (в дальнейшем в случае споров лучше если Вы будете абонентом, а не бывшим абонентом, хотя это и не принципиально). Претензию оператору (в любом случае, соблюсти досудебный порядок), обращение в Роскомнадзор (лучше по получению ответа оператора — Вы будете знать его позицию, сможете оспорить, а ответ Роскомнадзора в суде сыграть может не последнюю роль и лучше бы, что бы он был в Вашу пользу).

    Претензию (и обращение) лучше составить поаккуратнее, указав все ошибки и неправоту провайдера, но при этом придерживаясь одной линии требований (т.е. определиться как Вы понимаете ту же приостановку, те же «попытки выхода», не пытаться перечислять все варианты, которые я набросал выше, выбрать что-то одно, что лучше соответствует ситуации и давить на это.

    Претензии направлять стандартно — заказное письмо с уведомлением и описью вручения, все документы сохранять. Так же у Вас должны быть все документы (Ваш экземпляр договора, документы, подтверждающие оплату). Если впадать в паранойю, можно зайти к нотариусу и заверить страницу оператора связи, действующий на настоящий момент текст договора и приложений, тексты, дейтвующие на момент приостановки оказания услуг, хронологию изменений договора. Но это уже так, перестраховка, хотя и она бывает не лишней.

    Если такой порядок не помог, то тогда через суд.

    10 Сентября 2013, 23:23
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats