1228 юристов сейчас на сайте

Консультируйтесь с юристом онлайн

1228 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
  1. Категории
  2. Гражданское право

Как подать встречный иск и каковы шансы выиграть дело у истца?

Здравствуйте!

На сайте Авито я продал покупателю планшет б/у. В комплекте только сам планшет, ЗУ и чехол. При сделке в присутствии покупателя все было проверено, в чем покупатель убедился и претензий не имел. Покупатель задавал вопрос о подключении планшета к ПК, на что я ответил, что по всем признакам (наличие порта usb тип А) возможность такая имеется, но я сам лично не проверял. Спустя 5 дней он стал звонить и требовать возврат своих денег. При этом его доводы следующие:

- якобы я его обманул и планшет не подключается к компьютеру;

- якобы в комплекте обязательно должна быть клавиатура (планшет Asus TF101);

- настаивает, что сделка даже устная имеет юридическую силу и т.к. я его обманул, требует признать недействительной.

Спустя пару дней я ответил ему в сообщении, что причиной его неудачного подключения является провод ЗУ, служащий ТОЛЬКО для зарядки, чтобы передавать данные, требуется похожий шнур для передачи данных. Даже указал ему место, где можно недорого таковой приобрести (алиэкспресс).

После этого покупатель выдвинул очередные обвинения в мою сторону об обмане и мошенничестве и пообещал обратиться в суд со взысканием морального вреда в размере 20 тысяч рублей.

Немного истории пользования планшета. Приобрел его примерно год назад, использовал только дома, т.к. 3G в нем нет, только wi-fi. Спустя полгода выставил на продажу. Приобрел другой планшет (Asus TF700) тоже трансформер, тоже без мобильного интернета. Т.к. в комплекте второго планшета не было кабеля, купил его самостоятельно через Алиэкспресс, купленный кабель оказался в том числе для передачи данных, о чем я узнал позже, когда заинтересовался проблемой покупателя.

В намерениях покупателя я не сомневаюсь, вижу, что покупатель пошел на принцип и мирное урегулирование его не устроит. Предложенные пути выхода (покупка шнура передачи данных, использование карты памяти) его категорически не устраивают.

Прошу подсказать, сколько шансов выиграть дело есть у покупателя и что мне стОит сделать в данной ситуации?

Почитав интернет, вижу для себя оптимальным подачу встречного иска. В этом случае на какую сумму возмещения я могу рассчитывать? При сделке присутствовала моя супруга, может ли она выступать свидетелем подтверждения моих слов?

03 Сентября 2018, 13:25, вопрос №2095428
Свернуть
Консультация юриста онлайн
Ответ на сайте в течение 15 минут
Задать вопрос

Ответы юристов (2)

Юрист - Сергей
9,8
Рейтинг Правовед.ru
3819
ответов
1573
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации

Добрый день.

Я так полагаю, что никакого договора не составлялось? И какова была сумма сделки? Также вопрос: в связи с чем планируется встречный иск?

03 Сентября 2018, 13:35
q Отблагодарить
0 0
Павел
клиент, г. Пермь

Письменного договора составлено не было, обычно такие сделки совершаются без договоров. Однако продавец настаивает на том, что устно договор все же был и ссылается на ст.159, п.1 ст.158, п.2 ст.420 и ст.469.1. А также настаивает, что товар ненадлежащего качества и согласно ст.475 и 503 требует вернуть деньги.

Сумма сделки 2500 рублей, при этом я уступил в цене 500 рублей (было 3000)

Встречный иск я планирую как способ защиты и нейтрализации иска против меня. Кроме того, я предполагаю, что мне предстоит провести значительную часть времени в суде, потратить много нервов. Покупатель прямо обвиняет меня в обмане и мошенничестве и, как обещает, будет взыскивать с меня сумму в 20 000 рублей. Сумма не маленькая и  я совершенно точно знаю, что товар на момент продажи был надлежащего качества. Что с товаром случилось после продажи, я не могу быть в курсе. Если же покупатель сам его и сломал? Если экспертиза подтвердит факт поломки (только факт, но не время и обстоятельства). В чью пользу тогда судья вынесет решение? Собственно по этим причинам я и хочу заявить встречный иск, дабы компенсировать потраченное время (в том числе и рабочее, скорее всего), нервы и отстоять ложные обвинения в клевете.

03 Сентября 2018, 13:52
9,8
Рейтинг Правовед.ru
3819
ответов
1573
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате

По закону должны совершаться в простой письменной форме сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей. Поскольку сумма Вашей сделки — 2 500 рублей, то требования к совершению сделки в простой письменной форме нет.  

Видимо в рассматриваемой ситуации конкретные условия договора покупатель намерен доказывать с помощью переписки и прочих доказательств. 

Насколько я понял из описания обстоятельств, покупатель планирует доказывать наличие недостатков в товаре и требовать возврата денег. При этом стоит отметить, что бремя доказывания того, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, лежит именно на покупателе. И доказать это ему будет сложно даже с помощью экспертизы.

В целом я не вижу серьезного риска в претензиях покупателя. На данном этапе они даже представляются необоснованными.

Во встречном иске, как я понимаю, Вы хотите потребовать компенсацию за потерю времени? На мой взгляд процессуально это оформляется простым заявлением, и не встречным иском. Тем не менее, хочу огорчить, что практика по таким заявлениям не в пользу заявителей в подавляющем большинстве случаев. Но заявить такой иск все же стоит в качестве морального воздействия на покупателя.

Известны ли покупателю Ваши данные: Ф.И.О., адрес места жительства?

03 Сентября 2018, 14:26
Павел
клиент, г. Пермь

Экспертиза может показать и поломку гнезда планшета, повторюсь, я не знаю, мог ли покупатель намеренно сломать гнездо. В таком случае товар будет явно с изъяном. Но дело всё в том, что я никогда этот планшет не подключал к ПК, к сожалению. 

Покупатель в переписке явно и прямо зявляет, что я его обманул. Учитывая приведенный выше факт, у меня и возникает вопрос, как судья может это квалифицировать — как сокрытие информации о товаре? Последнее время даже начинаю думать, а не мошенник ли покупатель — на ровном месте заработать пару десятков тысяч… Для этого может и разъем сломать, ремонт окупится.

Я совершил еще одну ошибку (кроме того, что лично не убедился в способности планшета к подключению к ПК), пригласив покупателя домой, т.к. время совершения сделки было позднее. Он знает мой адрес жительства, имя и фамилию (это данные со страницы в контакте)

03 Сентября 2018, 14:39
9,8
Рейтинг Правовед.ru
3819
ответов
1573
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Экспертиза может показать и поломку гнезда планшета, повторюсь, я не знаю, мог ли покупатель намеренно сломать гнездо.

Павел

Экспертиза вероятно сможет установить является ли недостаток (дефект) в планшете производственным или эксплуатационным. Если дефект производственный (т.е. он очевидно присутствовал на момент совершения сделки) и Вы о нем не сообщили покупателю, то могут наступить последствия ст. 475 ГК РФ (в частности, расторжение договора и возврат денег). Если же дефект эксплуатационный, то это сыграет не в пользу покупателя, т.к. конкретное время поломки установить вряд ли получится и покупатель вряд ли сможет доказать, что поломка совершена именно до передачи ему товара.

Покупатель в переписке явно и прямо зявляет, что я его обманул. Учитывая приведенный выше факт, у меня и возникает вопрос, как судья может это квалифицировать — как сокрытие информации о товаре?

Павел

А что вообще Вы сообщили покупателю о товаре? Были ли в товаре недостатки, которые Вы не оговорили?

В любом случае, проще «отбиваться» от конкретных претензий, изложенных в окончательной форме. Если все-таки покупатель предъявит к Вам иск — стоит, во-первых, писать возражения исходя из указанных в иске обстоятельств и требований, во-вторых, заявлять требование о компенсации за потерю времени. 

Кроме того, покупатель не сможет взыскать с Вас компенсацию морального вреда, т.к. по закону она не предусмотрена при ваших правоотношениях (только, если бы Вы были предпринимателем или выступали от организации и покупатель тогда являлся бы потребителем).

03 Сентября 2018, 14:57
Павел
клиент, г. Пермь
Про невозможность истца требовать компенсацию морального вреда понял. Означает ли это также невозможность требовать компенсацию с моей стороны?
Отсутствие недостатков было продемонстрировано покупателю при совершении сделки, он лично в этом убедился. Я сам сказал, что можно подключить док-станцию (клавиатуру), на что он ответил, что видел ее на картинках. Покупатель спросил про возможность подключения к ПК, я ответил, что наличие порта usb тип А предлагает такую возможность, но точно не знаю. Позже прочитал, что ни один планшет из этой линейки подключить ТАКИМ шнуром к ПК невозможно. То есть опять всё упирается в аксессуары, которыми я не располагаю да и не обязан комплектовать ими товар.
Также было сообщено покупателю причина продажи и кратко о способе обмена данными (карта памяти, беспроводная сеть) с ПК
03 Сентября 2018, 18:07
9,8
Рейтинг Правовед.ru
3819
ответов
1573
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Означает ли это также невозможность требовать компенсацию с моей стороны?

Павел

В рамах договора купли-продажи в предполагаемом процессе — компенсацию морального вреда получить нельзя. Но если, например, покупатель распространил сведения, порочащие Вашу честь и достоинство — требование о компенсации морального вреда предъявить можно, правда, уже отдельным иском.

На мой взгляд, Вы передали покупателю товар , качество которого было оговорено достаточно подробно. Если это также упоминалось в переписке — представляйте её в качестве доказательств. А также приглашайте свидетеля.

03 Сентября 2018, 18:17
Юрист - Иван
350
ответов
114
отзывов
Общаться в чате

Павел, Вам нужно не встречный иск, а возражения на иск предоставить в суд.

(если иск действительно подан Вашим «покупателем»).

В возражении на иск и описать, что Вы сделали даже скидку от изначальной цены.

якобы в комплекте обязательно должна быть клавиатура (планшет Asus TF101)

Она действительно опциональна, т.е. ее может не быть в комплекте. Даже если и была, покупатель купил у Вас то, что он купил.

Договор у Вас был в устной форме, он Вам деньги, Вы ему товар.

03 Сентября 2018, 15:12
q Отблагодарить
0 0
Павел
клиент, г. Пермь
Убедившись в настойчивости и «порядочности» покупателя, который сначала обвинял меня в рамках сообщений авито, потом выискивал меня в соцсетях, и судя по манере общения, могу предполагать, что это может быть и схема мошенничества, когда сломанный покупателем товар под видом товара ненадлежащего качества можно «по закону» вернуть продавцу
03 Сентября 2018, 18:14
9,8
Рейтинг Правовед.ru
3819
ответов
1573
отзыва
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате

Поэтому Вы выбрали верную тактику: в случае суда предъявлять встречные требования. Сообщите еще покупателю при возможности, что при его обращении в суд Вы можете обратиться к юристу и в случае отказа в иске покупателю расходы на юриста будут взысканы с него. Процесс для него может обойтись дорого. С учетом предполагаемой цены иска в 2 500 рублей.

03 Сентября 2018, 18:22
Все услуги юристов в Москве
Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.