Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Очная форма обучения при повышении квалификации
Добрый день)Я-работник системы доп.образования (повышение квалификации пед.кадров)Интересует вопрос:каковы минимальный и максимальный пределы при очной форме обучения,если обозначить в процентном соотношении аудиторную и внеаудиторную нагрузку?
Здравствуйте Мария,
Интересует вопрос: каковы минимальный и максимальный пределы при очной форме обучения, если обозначить в процентном соотношении аудиторную и внеаудиторную нагрузку?Абдулаева Мария
Ваш вопрос регулирует ФЗ «Об образовании» согласно которого (пп. 2 п. 5 ст. Вы имеете право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
А также п. 12 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»:
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
Таким образом, минимальные сроки установлены в размере 16 и 250 часов соответственно, а разбивка по часам устанавливается организацией уже самостоятельно исходя их своих обучающих программ.
Также, дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (ст. 12 ФЗ «Об образовании»).
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации где Вы обучаетесь (с. 34 ФЗ «Об образовании»).
С уважением, Виктория Суворова.
Здравствуйте Мария.
В настоящее время приняты и внедрены так называемые федеральные государственные стандарты образования, при чем на каждый вид образования принят свой стандарт, которым и обязаны руководствоваться образовательные организации при реализации ими образовательных программ.
С видами ФГОС, Вы можете ознакомиться по ссылке:
http://www.consultant.ru/docum...
Что же касается именно процентного соотношения аудиторной и внеаудиторную нагрузки, то здесь необходимо обратиться к соответствующим разъяснениям на этот счет Министерства образования и науки Российской Федерации, так как в настоящее время отсутствует документ федерального значения содержащий необходимые рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения или рекомендации для единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно учебные заведения.
Согласно разъяснениям размещенным на официальном ресурсе экспертно-аналитическое сопровождения правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг Министерства образования и науки РФ следует:
В зависимости от того, какая в вузе принимается продолжительность 1-й половины рабочего дня (учебная работа), устанавливается норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы для различных групп ППС. В среднем для расчета учебной нагрузки старшего преподавателя, преподавателя или ассистента продолжительность 1-й половины рабочего дня устанавливается на уровне 3 ч. Учитывая, что максимально возможный фонд рабочего времени составляет 241 день (табл. 1), норма рабочего времени, необходимого для выполнения учебной работы ППС 1-го и 2-го квалификационных уровней, может составлять 723 ч в год (241 дн. x 3 ч), 18 ч в неделю.
Каким образом распределяется этот фонд рабочего времени?
До внедрения в систему высшего профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения при распределении учебной нагрузки руководствовались нормативами, закрепленными в Письме Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования».
В соответствии с данным Письмом учебная нагрузка распределялась следующим образом (рис. 3).
Большая доля учебной работы приходилась на аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия и др.) по сравнению с другими видами учебной работы (контроль за самостоятельной работой студентов, руководство курсовыми работами, дипломными проектами, практикой, научно-исследовательской работой магистров).
Переход на ФГОС третьего поколения обусловил появление нового содержания не только самого процесса обучения, но и изменение трудовой функции преподавателя вуза.
В учебном процессе существенно повышается доля самостоятельной аудиторной (деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы) и внеаудиторной работы студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работы, ведение портфолио), что изменяет роль преподавателя — от позиции транслятора знаний к позиции менеджера, управляющего индивидуальными траекториями профессионального развития студента (рис. 4).
Так, например, при разработке основных образовательных программ подготовки бакалавров вузы ориентируются на то, что доля самостоятельной работы должна составлять не менее 50% от общего объема учебной нагрузки студента.
Самостоятельная работа, в свою очередь, делится на аудиторную и внеаудиторную.
По мнению авторов, такая ситуация объективно создает предпосылки либо для разработки нового федерального документа, содержащего в себе рекомендации по нормам времени для расчета объема и распределения учебной работы в соответствии с ФГОС третьего поколения, либо для разработки единой отраслевой методики проведения исследования в области установления норм времени, которой могли бы воспользоваться самостоятельно вузы для разработки системы должностных окладов ППС. В табл. 3 представлен примерный расчет учебной нагрузки (1-й половины рабочего дня) ППС в вузе.
Следующая норма затрат времени преподавательского труда — норма часов внеучебной работы (нагрузка 2-й половины рабочего дня преподавателя) — определяется также неоднозначно.
Средний показатель в российских вузах составляет 50% от максимально возможного фонда рабочего времени.
Норма соотношения учебной работы к внеучебной устанавливается на основе расписания и внутренних документов вуза
. Например, если норма часов учебной нагрузки на единицу ППС в год — 723 ч, максимально возможный фонд рабочего времени — 1440 ч год (табл. 2, табл. 3), следовательно, норма часов внеучебной работы составляет 717 ч.
Распределение этих часов регулируется в соответствии с Приказом № 69 правилами внутреннего распорядка, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д., то есть самостоятельно вузом.
Поэтому нормы времени на различные виды внеучебной работы (учебно-методической, организационно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и др.) в российских вузах могут значительно отличаться друг от друга (табл. 4).
Также дополню, что если Вы проходите обучающие курсы, тренинги, посещаете семинары, вебинары (при этом Вам выдают дипломы/сертификаты об участии), но, их продолжительность менее 16 часов, то это не повышение квалификации. То есть, «повесить на стенку в рамочке» Вы этот диплом можете, но он не подтверждает Ваше повышение квалификации.
Также, именно работодатель обязан оплачивать Вам повышение квалификации. Вас не вправе обязать проходить за свой счет обучение, даже если это указано в трудовом договоре, это условие незаконно.
Спасибо, конечно, Виктория! Я работаю в системе доп.образования и все эти моменты хорошо знаю.Ответа на свой вопрос я так и не полечила.Может быть сформулировать иначе… Очная форма обучения в соответствии с реализовываемой программой чем отличается от заочной? Каков процент аудиторных часов от общего количества?