Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Правомерны ли штрафные санкции, выставленные заказчиком?
Добрый день!
Заказчик выставил штраф за ненадлежащие исполнение контракта, 10%.
Нами была произведена поставка товара, в ходе приемки, Заказчик обнаружил несоответствие по размеру небольшое (при этом Производитель нас уверил, что товар соответствует, при производстве данного товара отклонения возможны), вернул всю партию и написал претензию о не поставке товара.
В претензии указано, что товар не соответствует, не указанно менять ли партию и в какой срок. В договоре прописано, что Заказчик пишет претензию о несоответствии, Поставщик меняет товар в течении 1 дня. Но в претензии не указано о замене.
Правомерно ли поступил Заказчик? Или можно оспорить?
Мы партию конечно заменим, но не в течении 1 дня. Что нам за это грозит?
Здравствуйте, Дарья.
Между заказчиком и поставщиком контракт. Он устанавливает все тонкости взаимоотношений, в том числе:
— порядок выставления и размер штрафных санкций;
— основания, порядок и сроки направления и рассмотрения претензий;
— возможность досудебного урегулирования спора.
Все, что не указано (что маловероятно при наличии контракта), регулируется по ГК. ГК дает возможность выставления претензий со своими условиями при нарушении договоренностей. Санкции ориентируются на ставку ЦБ.
Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, Вы можете заказать развернутую консультацию в чате выбранного юриста.
Здравствуйте, Дарья!
1. В связи с тем, что сторонами согласовано условие о сроках замены товара, не соответствующего условиям контракта, поставщику необходимо осуществить такую замену в срок, указанный в контракте. При этом отсутствие указания в претензии на необходимость осуществления замены товара, не соответствующего условиям контракта, не освобождает поставщика от обязанности заменить указанный товар.
В случае нарушения поставщиком срока замены товара у заказчика будут основания потребовать от поставщика уплаты пени за просрочку.
2. Выставление заказчиком штрафа за ненадлежащие исполнение контракта в данном случае представляется преждевременным в связи со следующим.
Из положений ч. 4, 6, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе следует, что законодательство о контрактной системе отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств. За просрочку исполнения контрактных обязательств предусмотрено начисление пени, а за иные нарушения условий контракта (например, ненадлежащее оказание услуг, некачественное выполнение работ и т.д.) установлены штрафы.
Если я правильно поняла, контракт еще действует и в течение срока его действия поставщик может исполнить обязательства в полном объеме, заменив товар, не соответствующий условиям контракта. В случае осуществления указанной замены обязательство по поставке товара будет исполнено в полном объеме и ненадлежащего исполнения контакта по смыслу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе не будет. Следовательно, у заказчика будут отсутствовать основания требовать уплаты штрафа.
Требовать уплаты штрафа заказчик мог бы в том случае, если бы контракт был расторгнут им в одностороннем порядке по причине того, что поставщик не поставил товар, указанный в контракте, в сроки, предусмотренные контрактом. То есть на момент расторжения контракта поставщиком так и не были бы поставлен товар, соответствующий условиям контракта. Этот случай подпадает под ненадлежащее исполнение контакта по смыслу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Похожая ситуация описана в п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
С уважением,
Голубушина Лариса