8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
2400 ₽
Вопрос решен

Авторские права музеев на предметы из музейных коллекций

Добрый день.

Занимаемся созданием путеводителя по Эрмитажу и нескольким другим музеям. Вопрос по использованию изображений из музейных коллекций:

1. Правильно ли я понимаю,что по нашему законодательству, музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов? Какими могут быть последствия использования такого изображения без разрешения музея?

2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)

3. Распространяется ли это на изображения интерьеров?

4. Какие есть варианты обхода подобного ограничения? Например, если в качестве иллюстраций в путеводителе используются рисунки, сделанные живым художником "по мотивом" того или иного экспоната? То есть не буквальное воспроизведение картины, например, а авторская живописная вариация на тему картины? Пример такого решения представлен в путеводителе, выдержки из которого я прилагаю.

Показать полностью
  • 1
    .jpg
  • 2
    .jpg
, Алексей, г. Санкт-Петербург
Владимир Балашов
Владимир Балашов
Юрист, г. Москва
рейтинг 9.6
Эксперт

Здравствуйте.

Весь ваш вопрос сводится к тому кто является автором конкретной фотографии — в том числе с конкретной вещью или группами вещей.

Если фото делалось музеем — права у него.

Если же фото делали вы ( без нарушений правил музея) то авторские права у вас.

Или например вы это фото купили у музея или в фото банке- тогда оно тоже переходит к вам на оговоренных условиях. То есть если там разрешено их размещать в коммерческих целях проблемы не будет.

Со зданием несколько проще — любой человек может пройти мимо и сделать его фото — он будет автором фото и распоряжаться фото он будет сам, не спрашивал никого

0
0
0
0

Вам главное понимать что по ст 1259 гк фото это самостоятельный объект авторского права и он не связан как то с тем что там изображено- главное чтобы автор фото вам передал права на него.

Ну сьемка в коммерческих целях обычно внутри музея только с их письменного разрешения идет

0
0
0
0
Алексей
Алексей
Клиент, г. Санкт-Петербург

В таком случае как можете прокомментировать это:

"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."

На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".

Материалы дела вот тут:

http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661

Роман Новиков
Роман Новиков
Адвокат, г. Пермь

Алексей, здравствуйте. 

Нет, систему вы понимаете не верно. Музеи не обладают исключительными правами на экспонаты — если речь идёт об общественном достоянии — то изображения, к примеру, картин — в свободной реализации, исключительных прав на них ни у кого нет. 

ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние

 
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

Музей может иметь право на собственные фотографии, которые защищаются авторским правом, либо на экспозицию как «сборник» произведений — сами же картины уже таким образом не охраняются. 

Здание музея — фотографировать можно. 

С уважением, 

Роман Новиков

0
0
0
0
Алексей
Алексей
Клиент, г. Санкт-Петербург

В таком случае как можете прокомментировать это:

"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."

На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".

Материалы дела вот тут:

http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Алексей

Всё правильно. Исключительными правами музей не обладает, НО 

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."

Алексей

При этом, из решения суда следует, что единственное, что музей мог потребовать — это запрет на дальнейшее использование произведений — о компенсации в связи с нарушением исключительных прав там речи не идёт. 

Прошу прощения, изначально не верно понял контекст. 

Что касется интерьеров и здания в данном контексте 

с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символик

Всё равно это делается с разрешения дирекции музеев. Зарисовка предмета является таким же использованием, как и фотография — экспертиза скорее всего именно это и покажет. 

0
0
0
0
Андрей Власов
Андрей Власов
Юрист, г. Апатиты
Эксперт

музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов?

Алексей

Алексей, добрый вечер! Дело в том, что согласно ст. 1259 ГК объектами авторского права являются в том числе

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

т.е. фотография картины является новым объектом авторского права. Что касается самих картин то согласно ст. 1281, 1282  ГК

1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
2. Произведение, перешедшее в общественное достояние,может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

 т.е. если изображение картины изготовлено Вами вы на законных основаниях можете использовать его для путеводителя поскольку оно само является объектом авторского права а используемое в нем первоначальное произведение (картина) в силу истечения срока перешло в общественное достояние

0
0
0
0

2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)

Алексей

с ним в общем тоже самое, в силу ст. 1259 ГК к объектам авторских прав относится

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
но ввиду того, что срок по исключительному праву давно истек вы также свободно можете использовать сделанное вами путем фотографирования или зарисовки изображение данного здания, если Вы берете изображения Эрмитажа, сделанные другими лицами, то используете другой объект авторского права — рисунок или фотографию. Но тут думаю без проблем можно сделать фото самому и свободно его использовать
0
0
0
0
Алексей
Алексей
Клиент, г. Санкт-Петербург

В таком случае как можете прокомментировать это:

"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."

На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".

Материалы дела вот тут:

http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661

Юрий Колковский
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
рейтинг 9.3
Эксперт

1. Правильно ли я понимаю, что по нашему законодательству, музеи обладают правами на использование изображений всех своих экспонатов? Какими могут быть последствия использования такого изображения без разрешения музея?

Алексей

Здравствуйте. В дополнение к высказанным мнениям. Музеи безусловно обладают правами на использование изображений, он лишь в тех случаях, когда эти изображения сделаны самими музеями либо по их заказу. Осуществлять съемку экспонатов допускается при наличии на это разрешения музея, но именно на съемку как действие/процедуру, а не на экспонаты.

2. Распространяется ли это на изображения самого здания (например, можно ли использовать изображения Эрмитажа снаружи?)

Алексей

Естественно общественные здания допускается фотографировать и использовать без каких-либо ограничений. 

3. Распространяется ли это на изображения интерьеров?

Алексей

Что касается интерьеров, тут несколько сложнее, поскольку сам по себе интерьер (например некий специально изготовленный для проведения какой-то выставки) может быть предметом авторского права и тогда придется получать разрешение от автора этих конкретно интерьеров. Если же это обычные интерьеры музея, то кроме разрешения на съемку ничего больше не потребуется. 

4. Какие есть варианты обхода подобного ограничения?

Алексей

Соответственно и обходить в принципе ничего не надо.

0
0
0
0
Алексей
Алексей
Клиент, г. Санкт-Петербург

В таком случае как можете прокомментировать это:

"Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.

Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев."

На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо "Дама в голубом".

Материалы дела вот тут:

http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661

На данную норму можно было бы не обращать практического внимание: однако, ключевым является то, что объектом Вашего путеводителя выступает именно Эрмитаж, который достаточно активен в ее применении, в том числе в судах. Прецедентным делом здесь является дело по картине Гейнсборо «Дама в голубом».

Алексей

На мой взгляд ситуация сильно отличается. В представленном деле картина «Дама в голубом» была использована в коммерческих целях без указания на источник и без какого-либо соотнесения именно с Эрмитажем как хранилищем картины:

 установив, что предметом спора является требование владельца о запрете коммерческого использования воспроизведения объекта из состава Музейного фонда Российской Федерации, суды пришли к выводу о применении норм музейного законодательства Российской Федерации, которые ограничивают коммерческое использование воспроизведений предметов музейных коллекций и устанавливают специальный правовой режим для таких объектов. Исходя из доказанности факта нарушения предпринимателем прав Эрмитажа путем использования спорного стилизованного рисунка в качестве эмблемы дизайнерским магазином одежды «Ия Йоц» и отсутствия доказательств использование спорного стилизованного рисунка в соответствии с договором на использование в коммерческих целях воспроизведения музейного предмета, включенного в состав музейного фонда Российской Федерации (Т. Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» (Герцогиня де Бофор) или иным законным способом, суды пришли к выводу о том, что использование воспроизведения картины (стилизованного рисунка сходного до степени смешения с картиной) в процессе показа коллекции одежды является коммерческим использованием, поскольку такое использование сопряжено с рекламой и направлено на вызов у неограниченного числа лиц ассоциаций при виде изображения картины с товарами, производителем и продавцом которых является предприниматель.

Из Определения Верховного суда РФ от 6 июля 2015 г. N 308-ЭС15-6600

Вы же делаете путеводитель именно по музею, никакой коммерческой цели в части публикации картин не имеете, исключительно информационную. Поэтому данный случай к рассматриваемому отношения, на мой взгляд не имеет.

0
0
0
0
Похожие вопросы
Защита прав потребителей
Статус *"технически сложного товара"* ограничивает право возврата только для товаров *надлежащего качества* (ст. 25 ЗоЗПП), но *не отменяет* право на возврат денег за *бракованный товар* по ст
### Описание ситуации для юриста **1. Суть спора:** Работодатель угрожает привлечением к материальной ответственности (заставляет «готовить бабки») за правомерное исполнение обязанности по возврату денежных средств покупателю за бракованный товар в соответствии с ЗоЗПП. **2. Хронология событий:** * **Покупка:** Клиент приобрел телефон (технически сложный товар). * **Обращение:** Спустя неделю клиент вернулся с заявлением о неработающем динамике (дефект подтвердился при проверке: звук есть только на громкой связи). * **Действие сотрудника:** Я, как продавец-консультант, оформил возврат денежных средств, руководствуясь ст. 18 ЗоЗПП. Клиент получил деньги и ушел. * **Реакция работодателя:** Менеджер (или иное руководящее лицо) предъявил претензию, заявив, что я должен был не возвращать деньги, а отправить товар на экспертизу, и потребовал возместить полную стоимость телефона. **3. Правовая позиция работодателя (в тезисах):** * Я, как продавец-консультант, не являюсь «техническим специалистом» и не имел права самостоятельно принимать решение о возврате. * Для технически сложного товара обязательным предварительным этапом является экспертиза для установления причины неисправности. * Внутренняя инструкция компании предписывает принимать такой товар только в ремонт или на экспертизу, но не на возврат. * Товар нельзя было возвращать, так как клиент «уже ушел из магазина», и нет доказательств, что поломка не произошла по его вине. **4. Моя правовая позиция и совершенные действия:** * Я действовал в строгом соответствии с **ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»**. * **П. 1 ст. 18:** Потребитель вправе при обнаружении недостатка отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной суммы. * **П. 5 ст. 18:** Проверка качества или экспертиза инициируется продавцом **только в случае спора о причинах недостатка**. На момент обращения спора не было, дефект был очевиден и подтвержден. * Статус **«технически сложного товара»** ограничивает право возврата только для товаров **надлежащего качества** (ст. 25 ЗоЗПП), но **не отменяет** право на возврат денег за **бракованный товар** по ст. 18 ЗоЗПП. * Требование работодателя нарушает **ст. 238-239 Трудового кодекса РФ**, так как я не совершал виновных действий, причинивших прямой действительный ущерб. Ущерб вызван продажей бракованного товара, а не моими правомерными действиями. * Внутренний регламент компании, запрещающий возврат и предписывающий экспертизу до удовлетворения требований потребителя, **противоречит федеральному законодательству** и не подлежит применению. **5. Просьба к юристу:** 1. Подтвердить правомерность моих действий по возврату денежных средств. 2. Дать правовую оценку законности требований работодателя о возмещении ущерба. 3. Разъяснить порядок моих дальнейших действий в случае продолжения давления (включая невыплату зарплаты, угрозу увольнения или попытку принуждения к «добровольному» возмещению). ---
, вопрос №4775830, Иван, г. Ангарск
Семейное право
Я совершеннолетняя девушка, 19 лет, имею ли я полное право лишить своих родителей родительских прав поскольку, как мне кажется, имею на это полное право?
Я совершеннолетняя девушка, 19 лет, имею ли я полное право лишить своих родителей родительских прав поскольку, как мне кажется, имею на это полное право?
, вопрос №4775702, Анна, г. Псков
Земельное право
Каким образом нам добиться установления обременения на эту дорогу на предмет обеспечения нам беспрепятственного и бесплатного проезда к своей частной собственности?
Наше СНТ находится в окружении других СНТ, одно из которых оформило единственную ведущую к нам дорогу в частную собственность. Теперь на этой дороге пытаются установить шлагбаум и брать с нас плату за проезд и содержание этой дороги. Каким образом нам добиться установления обременения на эту дорогу на предмет обеспечения нам беспрепятственного и бесплатного проезда к своей частной собственности?
, вопрос №4774752, Клиент, г. Москва
Дата обновления страницы 01.12.2017