Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Разъяснения по внесению изменений в договор аренды муниципального имущества
Предприятием, по итогам проведенного управлением имущественных отношений субъекта РФ аукциона, был заключен договор аренды объекта водоснабжения на три года. Были защищены тарифы на питьевое водоснабжение. В необходимой валовой выручке, помимо прочих затрат, были учтены арендные платежи за объект. В настоящее время региональной энергетической комиссией из необходимой валовой выручки на следующий период исключаются арендные платежи со ссылкой на УФАС (без предъявления соответствующего решения), но у предприятия остаются действующие договоры аренды, согласно которым оно обязано оплачивать аренду муниципалитету.
- Каким образом можно внести изменения в действующие договоры аренды без нарушения законодательства в части изменения суммы арендных платежей, либо их полного исключения из договора?
- На какой документ может ссылаться УФАС с требованием исключить арендные платежи из тарифа?
- Правомерно ли исключение региональной энергетической комиссией арендных платежей из тарифа?
С большой долей вероятности можно сказать, что требование УФАС основано на п. 44 Основ ценообразования, утв. постановлением Правительства № 406:
Экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).
Исходя из даты заключения договора аренды (до 31.12.2012 или после 31.12.2012) в НВВ включается соответствующая стоимость аренды.
Условие цены является главным критерием аукциона (не конкурса).
В решении ВАС РФ от 02.08.2013 N ВАС-6446/13, сказано, что не покрытые НВВ расходы на аренду являются рисками предприятия.
Договоры аренды были заключены в 2016 году.
Я понимаю, что исключение арендной платы из НВВ сделано, чтобы потребитель, а в большинстве случаев потребителем является население, не несло на себе эту нагрузку. Но в настоящем случае потребителями услуги являются только бюджетные учреждения.
Чем, каким нормативным актом можно воспользоваться, чтобы внести изменения в действующий договор аренды в части суммы арендной платы? Или это уже невозможно?
На изменение существенного условия договора аренды (цены) муниципалитет не пойдет, поскольку нарушит №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поскольку затраты на аренду были исключены по предписанию УФАС, у Вас есть возможность «отбить» аренду в ФАС (в рамках рассмотрения разногласий с РЭКом, или жалоба на решение УФАС в вышестоящий орган), либо в суде.
Основным аргументом у Вас остается пп. «б» п. 22 Основ ценообразования:
при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
В качестве судебной практики можете привести определение ВС РФ от 20.04.2017 № 53-АПГ17-11 (от обратного — орган регулирования исключил аренду, т.к. договор заключен без проведения торгов).