Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Каковы нормативы (например,нагрузка) педагога-психолога на ставку в школе? Кого официально в школе считать ребенком с ОВЗ (документы) и поэтому брать в работу?
Доброе утро, уважаемые юристы!
1) Подскажите, существуют ли нормативы в работе педагога-психолога в начальном и среднем звене школы, при условии 1 ставки, по:
- продолжительности рабочего дня,
- распределении видов деятельности в течении недели,
- количеству классов,
- количеству групп для коррекции,
- количеству детей с индивидуальными занятиями?
2) Кто в школе имеет право и должен знать о количестве детей с ОВЗ в школе? И кто и в каком порядке(юридически, документально) должен предоставлять такую информацию , например, педагогу-психологу для дальнейшей работы?
3) Какой документ в работе педагога-психолога определяет ребенка с ОВЗ в школе и как регламентирует работу с ним(часы в неделю, количество детей на ставку)?
1) Подскажите, существуют ли нормативы в работе педагога-психолога в начальном и среднем звене школы, при условии 1 ставки, по:
— продолжительности рабочего дня,
— распределении видов деятельности в течении недели,
— количеству классов,
— количеству групп для коррекции,
— количеству детей с индивидуальными занятиями?
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:
педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;
… педагогам-психологам...
2) Кто в школе имеет право и должен знать о количестве детей с ОВЗ в школе? И кто и в каком порядке(юридически, документально) должен предоставлять такую информацию, например, педагогу-психологу для дальнейшей работы?
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“
Количество детей во вложенном файле Приложение №1 или можно посмотреть по ссылке: http://base.garant.ru/71164864...
И еще посмотрите статистику во вложенном файле.
3) Какой документ в работе педагога-психолога определяет ребенка с ОВЗ в школе и как регламентирует работу с ним(часы в неделю, количество детей на ставку)?
Определяет ребенка с ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает, что у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии, и тот факт, что ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.
1) Подскажите, существуют ли нормативы в работе педагога-психолога в начальном и среднем звене школы, при условии 1 ставки, по: — продолжительности рабочего дня, — распределении видов деятельности в течении недели, — количеству классов, — количеству групп для коррекции, — количеству детей с индивидуальными занятиями? 2) Кто в школе имеет право и должен знать о количестве детей с ОВЗ в школе? И кто и в каком порядке(юридически, документально) должен предоставлять такую информацию, например, педагогу-психологу для дальнейшей работы? 3) Какой документ в работе педагога-психолога определяет ребенка с ОВЗ в школе и как регламентирует работу с ним(часы в неделю, количество детей на ставку)?
Марина
Добрый день!
Марина, в соответствии с
Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 8.1)
8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей
недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с
учетом:
выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками
образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками
образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных
результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 2)
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Удачи Вам!
В дополнение к ответу.
В соответствии с
ПРИКАЗОМ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 года N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Таким образом, данные о количестве детей с ОВЗ должны быть у администрации образовательной организации.
Удачи Вам!
Здравствуйте Марина.
На педагогов -психологов, распространяются соответствующие положения ведомственного приказа, регулирующего использование рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.
— продолжительности рабочего дня,
Так, согласно:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 24 декабря 2001 года N 29/1886-6
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
-остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времениприходится на
подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов;
подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников;
организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.
количеству классов,
— количеству групп для коррекции,
— количеству детей с индивидуальными занятиями?
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в примерных АООП к ФГОС и может составляться образовательной организацией с опорой на данные документы.
Еще раз необходимо обратить внимание на разнообразие возможностей организации обучения учащихся с ОВЗ по ФГОС (табл. 1):
Таблица 1
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3
Дети с речевыми нарушениями 5.1,5.2
Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2
Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4
Дети с умственной отсталостью ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — варианты 1, 2
Особенности организации образовательной деятельности
Организация образовательной деятельности призвана обеспечить специальные условия реализации второго варианта АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающие индивидуальные возможности и особые образовательные потребности обучающихся.
Особенности организации образовательного процесса определяются спецификой формирования классов, групп обучающихся, календарно-тематического планирования, составления расписаний уроков/занятий, графиков работы, выбора методов, приемов обучения, проведения консилиумов, консультаций, организации комплексного сопровождения обучающихся.
В образовательной организации, реализующей ФГОС О у/о, второй вариант АООП, создаются классы с 1-го по 12-й (включая 1 дополнительный класс).
Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся.
Наполняемость класса для обучающихся по варианту 2 АООП не превышает пяти человек.
С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:
1) первая ступень — от 6,5 — 8 лет до 10 лет (1-3 годы обучения);
2) вторая ступень — от 11 до 13 лет (4-6-й годы обучения);
3) третья ступень — от 14 до 16 лет (7-9-й годы обучения);
4) четвертая ступень — от 17 до 19 лет (10-12-й годы обучения).
Перевод обучающегося в следующий класс (на ступень) осуществляется с классом, в который он поступал. Если ребенок впервые поступил в общеобразовательную организацию в возрасте, например, девяти лет, то обучаться в школе он имеет право в течение 13 лет, до 21 года.
Спектр особых образовательных потребностей обучающихся по второму варианту АООП чрезвычайно широк и определяется большим диапазоном различных психофизических нарушений и особенностей развития детей.
При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи.
В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести.
Среди обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости можно выделить три типологические группы*(5):
1) дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательных функций, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), нуждающиеся в физической помощи, в уходе (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с выраженными проблемами поведения, у которых может присутствовать агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, полевое поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, без вышеперечисленных сопутствующих нарушений или с ними, но в менее выраженной степени, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.
Описание условных групп обучающихся строится на анализе психолого-педагогических данных, но не предполагает разделение детей в образовательной организации на группы/классы по представленным выше характеристикам.
Состав обучающихся в классе должен быть смешанным, и даже важно, чтобы в нем были представители каждой из указанных выше типологических групп.
Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу.
Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.
Наполняемость класса/группы обучающихся по второму варианту АООП образования детей с интеллектуальными нарушениями, согласно требованиям СанПиН*(6), не должна превышать пяти человек.
Рекомендуется следующее комплектование класса:
— до двух обучающихся из первой группы,
— один обучающийся из второй группы,
— два или три обучающихся из третьей группы.
Возможно также объединение двух классов в одном помещении, при этом вместе с увеличением числа обучающихся увеличивается количество персонала (не менее четырех взрослых на десять обучающихся).
При таком распределении обучающихся расширяются возможности моделирования образовательного процесса в условиях организации.
Так, например, 10 обучающихся сдвоенного класса могут быть единовременно распределены следующим образом:
— с пятью обучающимися третьей группы проводит урок учитель класса и ему ассистирует воспитатель (или помощник);
— с двумя обучающимися (второй группы) проводятся коррекционно-развивающие занятия (логопед и учитель адаптивной физкультуры);
— с двумя обучающимися (первой группы) занимается второй учитель класса (коррекционный курс);
— с одним обучающимся (первой группы) проводит занятие воспитатель (или помощник) по заданию, подготовленному специалистом.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz4vl52J0DD
2) Кто в школе имеет право и должен знать о количестве детей с ОВЗ в школе? И кто и в каком порядке(юридически, документально) должен предоставлять такую информацию, например, педагогу-психологу для дальнейшей работы?
Если эта информация связана с непосредственной трудовой деятельностью педагога, ее обязан предоставить работодатель, в лице руководителя учреждения в виде копии документа о численности обучающихся данной категории, нужно только подать заявление, согласно статье 62 Трудового кодекса РФ:
По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).
Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
3) Какой документ в работе педагога-психолога определяет ребенка с ОВЗ в школе и как регламентирует работу с ним(часы в неделю, количество детей на ставку)?
Таким документом является СИПР разработанный экспертной группой образовательной организации.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Разработка специальной индивидуальной программы развития
На основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о) структура СИПР включает:
I. Общие сведения — персональные данные ребенка и его родителей.
II. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития (структуру и содержание см. ниже).
III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
VI. Внеурочная деятельность обучающегося — перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.
VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.
II. Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:
1) сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
5) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
6) сформированность импрессивной и экспрессивной речи;
7) сформированность социально значимых навыков, умений — коммуникативные возможности (речь и общение), игровая деятельность, базовые учебные действия; математические представления; представления об окружающем мире; самообслуживание, предметно-практическая деятельность (действия с материалами, предметами, инструментами; бытовая, трудовая деятельность);
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план.
Следует различать учебный план организации, реализующей второй вариант АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и индивидуальный учебный план (ИУП).
Первый включает две части: I — обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II — часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия.
Объем для частей определен стандартом соответственно 60% и 40%.
Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о), включающую индивидуальный учебный план.
ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.
Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.
У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находится в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
IV. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирование базовых учебных действий; нравственное воспитание; формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного обучающегося, которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71254376/#ixzz4vlBVQcm0
В идеале на одну ставку должности педагога-психолога должно приходиться пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра. Однако, такая нагрузка является опять-таки «в идеале», то есть желательно, чтобы так и было в реалии, но окончательное решение принимает руководитель образовательного учреждения. А он, в свою очередь, учитывает финансовые, организационные и иные обстоятельства для принятия того или иного решения.