Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Практика применения татьи СанПиН 2.4.2.2821-10 (образовательная деятельность)
Здравствуйте!
Наш вопрос связан с практикой применения статей 10.5, 10.6, 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10.
П. 10.5 говорит о максимально допустимой нагрузке для 1 классов: не более 21 часа в неделю.
П. 10.6 о распределении нагрузки: ее объем для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры.
П.10.10 не содержит упоминания о 5-ом уроке раз в неделю: использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый.
В учебном плане для 1 классов нашего ОУ предусмотрена 21-часовая недельная нагрузка, при этом (согласно п.10.6) с сентября у первоклассников есть один раз в неделю 5-ый урок (физкультура, изо, технология) в нетрадиционной форме (экскурсия, поход, прогулка и т.д.). Ступенчатый режим обучения соблюден: продолжительность уроков нарастает постепенно от сентября к маю.
На наш взгляд, мы не нарушили требований СанПиН, поскольку ст.10.10 регулирует требования к продолжительности уроков, а не к объему нагрузки. Не говорим уже о том, что в формулировке ст.10.10 есть формальная ошибка: к первому полугодию отнесены месяцы с сентября по май.
При проверке Рособрнадзора нам было вынесено предписание по этой части учебного плана: "Не учтены дополнительные требования обучения в первом полугодии в 1-ом классе (ступенчатый режим обучения): в расписании занятий в первом полугодии во вторник 5 уроков, в то время как 5 уроков допускается только во 2 полугодии, п.10.10 СанПиН...".
На наш взгляд, Рособрнадзор неправильно толкует требования нормативного акта, поскольку ступенчатый режим обучения (в требованиях к продолжительности уроков) нами соблюден, максимально допустимая нагрузка соблюдена, а п.10.10 не может собою отменять действие п.10.5 и 10.6, поскольку не исключает наличие 5-ого урока в расписании.
Прав ли представитель надзорного органа? Нет ли противоречия в формулировках СанПиН?
Добрый день.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН 2.4.2.1178-02, обеспечивается организация адаптационного периода (п.10.10. № 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных школах».
1.В п. 10.10 данных правил Сан Пин указано, что использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый). Значит есть второе полугодие? Которое по умолчанию относят к первому. Здесь законодатель, не внимательно трактовал норму. Или во всяком случае не пояснил, почему так.
2. Есть сравнительная таблица, изменений санпина. За 2013 и 2015 год. Прикрепляю. Относительно пункта 10.10, там только минуты поменялись для второго полугодия с 45 на 40.
3. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре — октябре проводится ежедневно по три урока . Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока (здесь уже можно допустить пятый урок физкультуры, после четвертого). <Письмо> Минобразования РФ от 25.09.2000 N 2021/11-13 <Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы>. Интересно, что про ноябрь-декабрь, нет пояснений никаких четких. Хотя бы устанавливающих или запрещающих проведение 5-м уроком физкультуры.
4. п. 10.6 «Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: — для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;» Имеется ввиду весь год. А год делится на первое и второе полугодие. В первом полугодии, есть 3 (сентябрь, октябрь) и 4 (ноябрь, декабрь) урока, то есть ступенька, перехода видна. Про физкультуру не сказано, что ее можно 5-ым уроком вводить в первом уже полугодии сразу. Видимо законодатель дает адаптацию с ноября по декабрь вводя по 4 урока (после 3 уроков), так как если вводить сразу в первом полугодии (ноябрь, декабрь) пятый — физкультуру — то нарушаются адаптационные мероприятия.
5. Судебной практики, не усматриваю по вопросу некорректности в санпине в п. 10.10 и физкультуре, собственно в первом полугодии.
Знаете, есть смысл обратиться в департамент социальной политики, Управление Образования г. Кургана. Что бы они дали свою оценку, действиям Рособрнадзора по Уральскому Федеральному округу. www.kurgan-city.ru/about/dep/dsp/struc/department_of_education.php А Рособрнадзор уведомить, что по данному вопросу вы обратились дополнительно за разъяснениями в Управление Образования — у вас есть на это право.
Здравствуйте, Лариса.
На наш взгляд, мы не нарушили требований СанПиН, поскольку ст.10.10 регулирует требования к продолжительности уроков, а не к объему нагрузки. Не говорим уже о том, что в формулировке ст.10.10 есть формальная ошибка: к первому полугодию отнесены месяцы с сентября по май.
Лариса
п.10.10 САНПИН 2.4.2.2821-10
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый);
— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
— для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Таким образом ваши выводы неверны. Ступенчатый режим регулирует и продолжительность уроков и объем нагрузки.
п.10.10 содержит дополнительные требования, которые должны применяться в совокупности с основными требованиями.
Добрый день Лариса.
На наш взгляд, мы не нарушили требований СанПиН, поскольку ст.10.10 регулирует требования к продолжительности уроков, а не к объему нагрузки.
Лариса
Если я правильно понял то, что Вы написали, Вы хотите требовать отмены Предписания САНПиН по формальному основанию — полагаете, что предписание содержит ссылку на тот пункт САНПиН, который не относится к Вашему нарушению? Не имея перед глазами всего предписания, довольно сложно подтвердить или опровергнуть подобный вывод. В принципе это может быть основанием для отмены предписания, правда, это не отменяет для надзорного органа выдать предписание со ссылкой уже на правильную норму, с учетом того, что нарушение будет длиться и далее.
Или Вы считаете, что у Вас вообще нет нарушения?
Мы получили предписание Рособрнадзора, был штраф за административное правонарушение.
Я считаю, что у нас нет нарушения, поскольку мы не нарушили требований пп.10.5, 10.6, 10.10 СанПиН.
Еще раз. За нарушение какого конкретно пункта САНПиН Вы были подвергнуты административному наказанию?
Коллеги Вам уже указали, что поскольку п.10.10. устанавливает дополнительные требования, то они добавляются к остальным пунктам. В остальных пунктах есть конкретное указание на то, что 5-м уроком возможна только физкультура. Единственная вероятная возможность оспорить предписание — по формальным основаниям. Т.е. если в нем указан пункт САНПиН, к которому Ваше нарушение не относится.