Бесплатная консультация юриста в Москве
8 499 705-84-25
Поиск

Консультируйтесь с юристом онлайн

300 юристов готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
300 юристов сейчас на сайте
  1. Категории
  2. Трудовое право

Ответственность ООО за задержку окончательного рассчета при увольнении

В ноябре 2011 г. из нашего ООО уволился работник по собственному желанию, но окончательный расчет с ним был произведен с задержкой на 15 дней, в срок, установленный внутренними нормативными документами для выплаты заработной платы. Сейчас в конце июля 2012 г. к нам поступило письмо из прокуратуры, что бывший сотрудник написал прокурору на наше ООО жалобу, что была задержка зарплаты при его увольнении и требует привлечь нас к ответственности. Наш юрист сказал, что прокуратура не может рассматривать это заявление нашего бывшего работника, так как рассмотрение правонарушений в сфере трудового права входит в компетенцию Государственной инспекции труда. Может ли прокуратура привлечь наше юридическое лицо к административной ответственности по указанному заявлению по задержке расчета при увольнении бывшего работника? Что грозит компании, если задерживают расчет при увольнении?

16 Августа 2012, 16:27, вопрос №14456 Наталья, г. Екатеринбург
220 стоимость
вопроса
вопрос решён
Свернуть

Ответы юристов (7)

  • Юрист - Жуков Константин
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Доброго Вам дня!

    Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

    Работодатель внутренними актами не имеет права изменять сроки выплаты окончательного расчета.

    За нарушение законодательства о труде и об охране труда юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

    Рассмотрение дел по ч. 1 данной статьи осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 - судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация.
    Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (Федеральная служба по труду и занятости, см. Приказ Роструда от 10.04.2006 N 60) (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).

    НО: Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

    Статьёй 25.11 КоАП РФ предусмотрено право прокурора возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

    Ст. 28.4 КоАП РФ определен круг дел, по которым прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении. Однако скруг дел указан с оговоркой: при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта Российской Федерации.

    Поэтому прокуратура вправе возбудить дело об административном правонарушении и привлечь ваше юридическое лицо к административной ответственности по указанному заявлению бывшего работника.

    16 Августа 2012, 16:35
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Дружкин Максим Сергеевич
    Дружкин Максим Сергеевич
    Юрист, г. Москва
    • 1103ответа
    • 247отзывов

    Рассмотрение дел по ч. 1 статьи 5.27 - Нарушение законодательства о труде и об охране труд осуществляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12) и судьи (в случае передачи на рассмотрение судье дела об административном правонарушении для применения наказания в виде административного приостановления деятельности), а по ч. 2 - судьи (ст. 23.1), поскольку речь идет о применении такого вида административного наказания, как дисквалификация.

    Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица указанного выше федерального органа (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3).

    В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп.) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При реализации возложенных на прокурора функций общего надзора, который включает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как государственными органами, органами местного самоуправления, так и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Поскольку в данном случае выявлено прокурором нарушение ст.140 ТК РФ – не произведен расчет с работником в день увольнения, то прокурор вправе направить соответствующее предписание об устранении нарушений закона, если оно не будет выполнено, то уже можно привлечь к ответственности по ст.727 КоАП РФ.

    16 Августа 2012, 16:38
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    Здравствуйте.

    Что касается обращения работника в прокуратуру, то прокуратура вправе как возбудить дело самостоятельно (если это в пределах компетенции), так вправе и перенаправить заявление работника в Трудинспекцию, где оно и будет рассмотрено по существу.

    Что касается ответственности, то Вы можете быть привлечены к ответственности по следующим основаниям:

    Для работодателей и руководителей организаций (должностных лиц), нарушающих нормы трудового законодательства, предусмотрена административная, уголовная и материальная ответственность. Кроме того, к руководителю учреждения собственник имущества может применить дисциплинарные взыскания.
    Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник может воспользоваться правом, предусмотренным ч. 2 ст. 142 ТК РФ, и приостановить работу до момента ее выплаты. Об этом он должен письменно известить работодателя.
    Отказ работника от работы по причине невыплаты ему заработной платы является одной из форм самозащиты трудовых прав (ст. 379 ТК РФ). При этом согласно п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 приостановить работу работник может независимо от наличия вины работодателя в невыплате заработной платы.
    В период приостановления работы работник вправе отсутствовать на рабочем месте.
    Не допускается приостановление работы:
    - в периоды введения военного и чрезвычайного положения;
    - в военных органах и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
    - государственным служащим;
    - в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования. В то же время работники таких организаций, права которых на своевременную и полную выплату заработной платы нарушены, могут обратиться в комиссию по трудовым спорам, в суд либо в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 N 1304-О-О);
    - работником, связанным с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
    На практике возникает вопрос относительно обязанности работодателя выплатить заработную плату работнику за период приостановления работы.
    Судебная практика по данному вопросу крайне неоднозначна. Так, в Определениях от 22.06.2010 N 33-15497, от 22.06.2010 N 18408, от 25.05.2010 N 33-9954, от 12.05.2010 N 33-1016/2010, от 27.03.2007 N 33-543 указано, что законом не предусмотрена возможность оплаты периода приостановления трудовой деятельности. Однако в Определении Московского городского суда от 08.07.2010 по делу N 33-20392 выражена иная позиция. Согласно этой позиции если работники не трудятся ввиду отсутствия оплаты, работодатель должен оплатить приостановление ими работы как время простоя. Аналогичная позиция отражена в Обзоре судебной практики Приморского краевого суда по рассмотрению гражданских дел в кассационном и надзорном порядке во втором полугодии 2002 г. (п. 4). Период простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
    Высшие судебные инстанции полагают иначе. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010) указано, что отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, предусмотренной законом для цели стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки.
    Поскольку Трудовым кодексом РФ специально не предусмотрено иное, работник имеет право на сохранение среднего заработка за все время задержки выплаты заработной платы, включая период приостановления работы. При этом, по мнению судебных органов, работнику должны быть выплачены проценты за задержку заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ (см. Определения от 03.09.2010 N 19-В10-10, от 26.10.2004 N 33-7895/2004, Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2009 г. (п. 4), ВС Республики Карелия "Судебная практика по гражданским делам за I полугодие 2005 года" (п. 4)). Ранее данные выплаты могли бы быть получены работником в случае включения соответствующего условия в коллективный договор.
    Работник, отсутствовавший на рабочем месте в период приостановления работы, обязан приступить к работе не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника.

    Кроме того,

    Статья 145.1 Уголовного Кодекса РФ: Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
    1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
    наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
    2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
    наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
    Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

    Статья 5.27 КоАП РФ: Нарушение законодательства о труде и об охране труда
    1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 20.04.2007 N 54-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
    2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
    (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
    влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    16 Августа 2012, 16:39
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1
    Свернуть
  • Юрист - Жуков Константин
    Юрист, г. Санкт-Петербург
    Общаться в чате

    Комментарий к ответу Иванова Дениса:

    "Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, работник может воспользоваться правом, предусмотренным ч. 2 ст. 142 ТК РФ, и приостановить работу до момента ее выплаты."

    В фабуле вопроса указано, что с работником был произведен расчет при увольнении с задержкой на 15 дней, а не была задержка в выплате заработной платы работающему работнику.

    "Статья 145.1 Уголовного Кодекса РФ: Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат"

    Об уголовной ответственности и речи быть не может, задержка выплаты составила всего 15 дней.

    ----------

    Ответ дан не по существу вопроса.

    16 Августа 2012, 16:52
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Иванов Денис
    получен
    гонорар
    50%
    Юрист, г. Калининград
    Общаться в чате

    В дополнение к ответу:

    Пункт 5 статьи 80 ТК РФ: По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

    Надеюсь, что трудовую книжку работнику Вы выдали в день увольнения.

    В противном случае следует учесть еще и положения статьи 234 ТК РФ, устанавливающей обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

    Также следует учитывать следующее:

    Статья 236 ТК РФ. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику
    При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

    16 Августа 2012, 17:51
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Феофанов Олег

    Добрый день. Оставлю за рамками своего ответа правомерность действий по задержке в выплате зарплаты, поскольку коллеги уже ответили, дополню только, что в соответствии с ТК РФ (ст.8 ТК РФ):

    Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

    ....

    Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

    Ваш локальный акт, которым ВЫ изменили сроки расчета при увольнении как раз и противоречит ст. 140 ТК РФ.

    Действительно, рассматривать дела о правонарушениях в сфере труда, прокуратура не может, она не наделена таким правом, но по заявлению работника (пусть и бывшего), прокуратура обязана провести надзорные мероприятия, по результатам может вынести так называемые акты прокурорского реагирования:

    Закон РФ "О прокуратуре"

    Статья 26. Предмет надзора
    1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.


    При этом, по результатам надзорных мероприятий, прокурор может вынести протест или представление об устранении нарушений (а если в результате проверки установят, что Ваш локальный акт противоречит ТК РФ в части сроков расчета, то так и сделает), на которые ВЫ должны будете отреагировать в соответствии с законом и в установленный срок. За нарушение порядка рассмотрения актов прокурора Вы можете быть привлечены к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

    А кроме того, если в результате проверки выяснятся признаки иного административного правонарушения, то прокурор будет вправе возбудить соответствующее дело и направить его по подведомственности:

    Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

    ......

    При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

    Так что Ваш юрист мягко говоря заблуждается. Привет ему)

    16 Августа 2012, 17:58
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
  • Юрист - Спиридонов Евгений

    Прокуратура вправе возбудить дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ не только на юридическое лицо, но и на должностное. Как правило, к ответственности привлекается директор организации.

    Однако в Вашем случае ПРОШЕЛ СРОК ДАВНОСТИ привлечения к административной ответственности (2 месяца для должностного лица и 3 месяца для юридического лиц, т.к. постановление на юр. лицо рассматривается в суде).

    Правонарушение совершено в ноябре 2011 года и не является длящимся. Штрафа вам бояться нечего.

    Так что Вы отделаетесь представлением прокуратуры, в котором от директора будет потребовано принять меры по недопущению таких нарушений впредь, а также привлечь к дисциплинарной ответственности виновное в нарушении должностное лицо.

    На представление Вы без проблем ответите в течение месяца. В принципе это пустяки.

    Статья 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности
    1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения

    Статья 24 ФЗ "О прокуратуре"

    Представление прокурора

    1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

    16 Августа 2012, 18:00
    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0
    Свернуть
stats