8 499 938-65-20
Мы — ваш онлайн-юрист 👨🏻‍⚖️
Объясним пошагово, что делать в вашей ситуации. Разработаем документы и ответим на любой вопрос, даже самый маленький.

Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
300 ₽
Вопрос решен

Дадут ли квартиру или ипотеку при увольнении по ОШМ?

здравствуйте, подскажите, на что можно рассчитывать после 10 лет службы при увольнении по ОШМ? я офицер, 10 лет стажа, мою должность сократили, в данный момент нахожусь за штатом...если надумаю уволиться по ОШМ, то можно ли мне рассчитывать на квартиру, если я состою в НИС? или в моем случае будет действовать только ипотека?

, Стас, г. Москва
Михаил Петров
Михаил Петров
Юрист, г. Саратов
рейтинг 9.5

Добрый день.

Если состоите в НИС, то можете рассчитывать на получение денежных накоплений.

В силу ст.10 ФЗ от 20.08.2004 N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:
1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
в моем случае будет действовать только ипотека?
Стас

Только «ипотека».

Кроме того, при выслуге в 10 лет Вы вправе рассчитывать на получение 2 окладов денежного содержания при увольнении.
А поскольку увольняетесь без права на получение пенсии, то в течение года после увольнения у Вас есть право на ежемесячное получение оклада по воинскому званию.

0
0
0
0
Стас
Стас
Клиент, г. Москва

Михаил, а как же вот это:

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

- Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет. -Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ. Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.

Источник: http://gosvoenipoteka.ru/page/obespechenie-zhilploshhadju-pri-uvolnenii-so-sluzhby

Михаил, а как же вот это: Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае: — Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет. -Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ. Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.
Стас

Это положение никто не оспаривает, но оно не распространяется на военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы.

Статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»

1. Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

И далее в указанной статье отмечается

15. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, к участникам НИС — приведенное Вами положение не относится.

0
0
0
0
Владимир Бадасюк
Владимир Бадасюк
Юрист, г. Калининград
здравствуйте, подскажите, на что можно рассчитывать после 10 лет службы при увольнении по ОШМ? я офицер, 10 лет стажа, мою должность сократили, в данный момент нахожусь за штатом…
Стас

Добрый день! В настоящее время Вы состоите в распоряжении командира в связи с проведением ОШМ. Поскольку у Вас выслуга 10 лет то соответственно Вас должны обеспечить жилым помещением от МО РФ. Сообщите Рапорт какой либо подавали в связи с проводимыми ОШМ — на увольнение или вывод в распоряжение с последующим назначением на вакантную воинскую должность?

если надумаю уволиться по ОШМ, то можно ли мне рассчитывать на квартиру, если я состою в НИС? или в моем случае будет действовать только ипотека?
Стас

Если Вы приобрели квартиру по военной ипотеке — то квартиру оставят Вам и МО РФ самостоятельно погасит ипотеку. Если вы ещё не воспользовались накоплениями на именном счёте как участник НИС то в данном случае Вы можете рассчитывать на денежные накопления при увольнении как участник НИС — т.е. денежные средства для приобретения жилого помещения Вам переведут на Ваш счёт в Банке. С Уважением...

0
0
0
0
Стас
Стас
Клиент, г. Москва

Владимир, получается, рассчитывать на квартиру от государства мне и моей семье не стоит? просто слышал от сослуживцев, что при увольнении по ОШМ, если стаж более 10 лет, то офицеру и его семье положена квартира...

просто слышал от сослуживцев, что при увольнении по ОШМ, если стаж более 10 лет, то офицеру и его семье положена квартира…
Стас

Расскажу на своём личном опыте (офицер запаса), Я увольнялся из МО РФ по ОШМ и выслуга как и у Вас была за 10 календарей — но я не попал по годам под военную ипотеку и не был участником НИС — поэтому получил квартиру на состав семьи по распределения на основании договора соц. найма — а потом приватизировал её.

Владимир, получается, рассчитывать на квартиру от государства мне и моей семье не стоит?
Стас

В данном случае Вы попали под программу обеспечения жильём военнослужащих — военная ипотека и являетесь участником НИС — поэтому при увольнении Вам переведут денежные средства на счёт — после чего Вы сможете сами приобрести квартиру. Как это сделал мой заместитель — которого как и меня уволили по ОШМ и он как и Вы был участником НИС. С Уважением...

0
0
0
0
Елена Каравайцева
Елена Каравайцева
Юрист, г. Новоалтайск

Здравствуйте, Станислав!

Согласно ст. 15 ФЗ о статусе военнослужащих военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ № 117-ФЗ после увольнения участника накопительно-ипотечной системы с военной службы и в случаях, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона, именной накопительный счет участника закрывается и его участие в накопительно-ипотечной системе прекращается.

Порядок функционирования жилищно-накопительной системы регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655. С данным постановлением можете ознакомится по ссылке base.garant.ru/12142967/#block_4000

0
0
0
0
Валерий Орехов
Валерий Орехов
Юрист, г. Тула

Здравствуйте

подскажите, на что можно рассчитывать после 10 лет службы при увольнении по
ОШМ? я офицер, 10 лет стажа, мою должность сократили, в данный момент нахожусь
за штатом… если надумаю уволиться по ОШМ, то можно ли мне рассчитывать на
квартиру, если я состою в НИС? или в моем случае будет действовать только
ипотека?

Если уволитесь по ОШМ будете иметь право на выплату денежных средств НИС с дополнениями к ней.
Будет действовать ипотека с дополнениями к ней
денежных средств. Размер денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
военнослужащих, определяется исходя из количества полных лет, месяцев и дней, которые участник
накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты исключения из списков личного состава воинской части до даты, когда общая
продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет

ОБЗОР практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в

накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семе

Размер денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
военнослужащих, определяется исходя из количества полных лет, месяцев и дней, которые участник
накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты исключения из списков личного состава воинской части до даты, когда общая
продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет
Решением комиссии по организации и
проведению работы с военнослужащими – кандидатами и участниками НИС жилищного
обеспечения воинской части от 16 мая 2014 г., утверждённым командиром воинской
части, прапорщику С. определено рассчитать денежные средства, дополняющие
накопления для жилищного обеспечения до расчётного размера денежных средств,
которые мог бы накопить С. в период от даты предоставления таких средств до
даты, когда наступает предельный возраст пребывания на военной службе, т. е. до
26 января 2019 г.
Полагая, что названные выше денежные
средства должны быть рассчитаны до даты, когда общая продолжительность его
военной службы могла бы составить 20 лет, С. обжаловал указанное решение
комиссии в Челябинском гарнизонном военном суде.
Гарнизонный военный суд своим решением от
11 июня 2014 г. заявление С. признал обоснованным, обязал командира воинской части, комиссию по
организации и проведению работы с военнослужащими – кандидатами и участниками
НИС жилищного обеспечения произвести расчёт денежных средств, дополняющих
накопления С. для жилищного обеспечения до расчёта размера денежных средств,
которые мог бы С. накопить с 18 мая 2014 г. – с момента исключения из списков
личного состава части — до 17 августа 2022
г., т. е. до даты, когда общая продолжительность военной службы С. могла бы
составить 20 лет.
Окружной военный суд оставил решение
гарнизонного военного суда без изменения, указав следующее.
Согласно подп. «б» п. 2 ст. 10
Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения
военнослужащих» основанием возникновения права на использование накоплений,
учтённых на именном накопительном счёте участника, в соответствии с названным
федеральным законом является увольнение военнослужащего, общая
продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по
состоянию здоровья – в связи с признанием его военно­-врачебной комиссией
ограниченно годным к военной службе. С. этим требованиям закона соответствует.
В соответствии с п. 4 Правил, утверждённых
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 686,
расчёт размера дополнительных средств производится федеральным органом
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная
служба.
Указанный размер дополнительных средств
определяется исходя из размера годового накопительного взноса на одного
участника накопительно-ипотечной системы, устанавливаемого федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев
и дней, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил с даты
возникновения основания для исключения его из реестра участников
накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которая
соответствует дате исключения этого участника из списков личного состава
воинской части, до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла
бы составить 20 лет.
При этом названное выше постановление
Правительства Российской Федерации не ограничивает выплату указанных
дополнительных средств датой достижения военнослужащим предельного возраста
пребывания на военной службе.
Таким образом, в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 686 С.
положены к выплате, как участнику НИС, дополнительные денежные средства со дня
исключения его из списков личного состава воинской части – с 18 мая 2014 г. – до даты, когда общая продолжительность его военной
службы могла бы составить 20 лет, т. е. до 17 августа 2022 г.
Несвоевременное
истребование бюджетных ассигнований для выплаты денежных средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, не должно препятствовать
реализации прав военнослужащих на указанную выплату
Капитан Ш. обратился в Хабаровский
гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными
действия командира воинской части и начальника
Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации, связанные с невыплатой ему денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
военнослужащих.
Согласно приказу командира воинской части
от 24 января 2014 г. Ш. уволен с военной службы в запас в
связи с организационно-штатными мероприятиями и исключён
из списков личного состава. Общая продолжительность военной службы Ш. в
календарном исчислении составляет 12 лет 6 месяцев. В своём рапорте Ш. просил
командира решить вопрос по реализации его права на получение денежных средств,
дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Приказом командира воинской части от 31
января 2014 г. установлено, что необходимо выплатить Ш. денежные средства,
дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в сумме 1 748 250 руб.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона «О
накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» выплаты
денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 указанного закона, производятся
федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба, в трёхмесячный срок начиная со дня
поступления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти заявления
в письменной форме от участника НИС или членов его семьи с просьбой о получении
выплаты.
Правила выплаты средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения, для всех федеральных органов
исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная
служба, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2005 г. № 686.
В соответствии с данным Постановлением, а
также со ст. 10 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих» денежные средства, дополняющие накопления для
жилищного обеспечения, выплачиваются участникам НИС, увольняемым с военной
службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность
военной службы которых составляет от 10 до 20 лет. Размер выплаты
дополнительных средств определяется исходя из размера годового накопительного
взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет, месяцев и
дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания для
исключения его из реестра участников НИС, которая соответствует дате исключения
этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая
продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Механизм выплаты дополнительных средств
изложен в Порядке организации в федеральных органах государственной охраны
работы по выплате участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих или
членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного
обеспечения (далее – Порядок), введённом в действие приказом Директора ФСО
России от 9 февраля 2009 г. № 70.
Исходя из п. 2 Порядка перечисленные в
этом пункте подразделения, к числу которых относится и воинская часть, ежегодно
до 1 марта направляют в УЖО СИТО ФСО России сведения о планируемом количестве
участников или членов семей участников – получателей дополнительных средств и о
планируемом к выплате объёме дополнительных средств в следующем году.
Как предусмотрено п. 3 Порядка, для
обеспечения выплаты дополнительных средств в очередном финансовом году УЖО СИТО
ФСО России на основании представленных подразделениями сведений планирует
необходимый резерв денежных средств на очередной финансовый год, подготавливает
заявку о потребности в дополнительных средствах с распределением по
подразделениям и направляет её в инженерно-эксплуатационное управление СИТО ФСО
России. ИЭУ СИТО ФСО России учитывает заявку при формировании государственного
оборонного заказа на очередной финансовый год и после утверждения руководителем
СИТО ФСО России направляет заявку в ФЭУ ФСО России. ФЭУ ФСО России в
установленном порядке доводит до подразделений лимиты бюджетных обязательств. В
случае необходимости увеличения лимитов дополнительных средств для выплаты
участнику или члену семьи участника подразделение направляет соответствующую
заявку в УЖО СИТО ФСО России.
Согласно п. 5 Порядка выплата
дополнительных средств осуществляется за счёт и в пределах средств, выделенных
подразделению, на основании приказа начальника (руководителя) подразделения,
имеющего право издания приказов по личному составу, о выплате дополнительных
средств, в котором указываются дата и номер приказа об увольнении участника с
военной службы (исключении из списков личного состава федеральных органов
государственной охраны), продавец жилья, получатель дополнительных средств, а
также размер дополнительных средств.
В соответствии с п. 6 Порядка о принятых
решениях о выплате дополнительных средств начальник подразделения ежемесячно до
первого числа уведомляет УЖО СИТО ФСО России.
Как определено п. 8 Порядка, выплата
дополнительных средств производится в трёхмесячный срок со дня регистрации
рапорта (заявления) участника НИС или члена его семьи.
Согласно п. 10 Порядка выплата
дополнительных средств производится по последнему месту военной службы
участника НИС один раз за весь период военной службы и осуществляется за счёт
средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение жильём
военнослужащих. Выплата дополнительных средств производится в безналичном
порядке финансовым аппаратом подразделения, в котором участник состоял на
денежном довольствии.
31 октября 2013 г. командованием воинской
части были подготовлены и направлены начальнику Управления сведения о количестве
участников – получателей дополнительных денежных средств, планируемых к
увольнению в декабре 2013 года в связи с организационно-штатными мероприятиями,
в числе которых был указан заявитель, а также заявка на выделение лимитов
бюджетных обязательств для выплаты названным военнослужащим дополнительных
денежных средств.
Однако начальник Управления обратился в
ФЭУ ФСО России с просьбой о выделении денежных средств только 16 января 2014 г.
Именно в результате позднего обращения
начальником УЖО СИТО ФСО России с указанной выше просьбой заявителю не были
выплачены дополнительные денежные средства в срок, установленный законом.
При таких обстоятельствах гарнизонный
военный суд пришёл к обоснованному выводу о незаконности действий начальника
Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения
Федеральной службы охраны Российской Федерации, связанных с несвоевременной
выплатой Ш. денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения
военнослужащих, и обязал произвести указанные выплаты.
Денежные средства, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, выплачиваются участникам
накопительно-ипотечной системы, увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в п. 2 ст. 10 Федерального закона «О накопительно-­ипотечной
системе жилищного обеспечения военнослужащих», при общей продолжительности военной службы от 10 до 20 лет
Майор Г. обратился в Хабаровский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором
просил признать незаконным решение начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения»
Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. об отказе
выплатить заявителю денежные средства, дополняющие накопления для жилищного
обеспечения военнослужащих.
Гарнизонный военный суд
отказал в удовлетворении требований заявителя, указав следующее.
Установлено, что согласно приказу
командующего войсками Восточного военного округа от 19 октября 2013 г. Г.
уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями
и исключён из списков личного состава воинской части.
В период со 2 августа 1993 г. по 14
февраля 2003 г. Г. проходил военную службу в Вооружённых Силах Украины, уволен
по состоянию здоровья. Как видно из первого контракта о прохождении военной
службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, Г. этот
контракт заключён 10 мая 2006 г.
Г. отказано в выплате
денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, как
военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого в Вооружённых
Силах Российской Федерации составляет менее 10 лет.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4
Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения
военнослужащих» один из способов реализации права на жилище участниками НИС
осуществляется посредством выплаты по решению федерального органа
исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная
служба, за счёт средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему
федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые
устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств,
дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном
накопительном счёте участника, до расчётного размера денежных средств, которые
мог бы накопить участник НИС в период от даты предоставления таких средств до
даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении
могла бы составить 20 лет (без учёта дохода от инвестирования).
Выплата дополнительных средств, в
соответствии с п. 2 ст. 4 названного выше закона производится военнослужащему,
участвовавшему в НИС, при условии, что он не является нанимателем жилых
помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или
членом семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений,
приобретённых с использованием целевых жилищных займов в соответствии с названным
законом.
Правила выплаты средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения, для всех федеральных органов
исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная
служба, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2005 г. № 686.
В соответствии с данным постановлением, а
также со ст. 10 названного выше закона денежные средства, дополняющие
накопления для жилищного обеспечения, выплачиваются участникам НИС, увольняемым с военной службы в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10
до 20 лет. Размер выплаты дополнительных средств определяется исходя из размера
годового накопительного взноса на одного участника НИС, устанавливаемого федеральным
законом о федеральном бюджете на соответствующий год, и количества полных лет,
месяцев и дней, которые участник НИС не дослужил с даты возникновения основания
для исключения его из реестра участников НИС, соответствующей дате исключения
этого участника из списков личного состава воинской части, до даты, когда общая
продолжительность его военной службы могла бы составить 20 лет.
Под общей продолжительностью военной
службы военнослужащего в данном случае понимается продолжительность его военной
службы в календарном исчислении. По смыслу п. 2 ст. 10 Федерального закона «О
статусе военнослужащих» и п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной
службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, именно такое определение дано общей продолжительности
военной службы.
Ссылки на применение в данном случае
Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и
пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков,
мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве
солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел,
Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно­-исполнительной
системы, и их семьям в Российской Федерации, утверждённого постановлением
Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, и Правил исчисления выслуги лет для назначения
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за
выслугу лет, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от
21 декабря 2011 г. № 1074, суд признал несостоятельными, так как эти
нормативные правовые акты не позволяют засчитывать в общую продолжительность
военной службы заявителя в Вооружённых Силах Российской Федерации период его
службы в Вооружённых Силах Украины применительно к правоотношениям о
предоставлении военнослужащим социальных гарантий по жилищному обеспечению, в
том числе и по НИС.
Военнослужащие, являющиеся членами семьи собственников жилых помещений,
правом на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, не
обладают
Старший лейтенант Л. обратился в
Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании решения
Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны России от 8
июля 2014 г. об отказе в выплате ему денежных средств, дополняющих накопления
для жилищного обеспечения, учтённые на его именном накопительном счёте, до
расчётного размера денежных средств, которые он мог бы накопить в период от
даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его
военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного
военного суда от 26 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления Л. отказано по
следующим основаниям.
Согласно выписке из лицевого счета от 19
мая 1995 г. Л. был вселён в качестве члена семьи собственника и зарегистрирован
в жилом помещении, расположенном в г. Анапе и принадлежащем на праве
собственности его матери.
В августе 2003 года заявитель поступил в
Военно-медицинскую академию, в которой обучался в качестве курсанта до 20 июня
2009 г., а в качестве слушателя интернатуры – до 19 июня 2010 г. Первое
офицерское звание по окончании академии присвоено заявителю 20 июня 2009 г.
7 марта 2014 г. при наличии общей
продолжительности военной службы более 10 лет, но до истечения пятилетнего
срока прохождения военной службы по контракту после окончания военно-учебного
заведения старший лейтенант медицинской службы Л. был досрочно уволен в
отставку на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской
обязанности и военной службе» – в связи с признанием военно-врачебной комиссией
негодным к военной службе, с 23 марта 2014 г. исключён из списков личного
состава академии.
При этом ни в период обучения в военной
образовательной организации высшего образования, ни во время последующего
прохождения военной службы заявитель установленным порядком из жилого помещения
в г. Анапе не выселялся, с регистрационного учёта не снимался и право
пользования им не прекращал, а после окончания военной службы возвратился в
указанное жилое помещение и проживает в нём в настоящее время.
Таким образом, заявитель по момент
увольнения продолжал оставаться членом семьи собственника жилого помещения как
фактически, так и юридически – в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и п. 1 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку воспользовался
предусмотренным законом на первые пять лет военной службы по контракту, не
считая времени обучения в военной образовательной организации высшего
образования, сохранением права на жилое помещение, занимаемое до поступления на
военную службу.
Ссылки заявителя на то обстоятельство, что
он из-за прохождения военной службы фактически не проживал в принадлежащем
матери жилом помещении в г. Анапе и в силу приведённых им норм не являлся
членом семьи собственника жилого помещения, основаны на неверном толковании
норм материального права.
Согласно ст. 10 ЖК РФ возникновение
жилищных прав обусловлено не устными утверждениями участников соответствующих
правоотношений об их наличии или отсутствии, а основаниями, предусмотренными
федеральными законами, иными правовыми актами, а также действиями участников
жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу
общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права.
В частности, согласно пп. 1 – 6 ст. 10 ЖК
РФ жилищные права возникают из договоров или иных сделок, из актов
государственных органов и органов местного самоуправления, из судебных решений,
в результате приобретения в собственность жилых помещений, из членства в жилищных
или жилищно-строительных кооперативах, вследствие действий (бездействия)
участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный
закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и
обязанностей.
Жилищные права Л. в качестве члена семьи
собственника жилого помещения возникли в 1995 г. из действий его матери в
качестве его законного представителя и одновременно собственника жилого
помещения, которые выразились во вселении заявителя в несовершеннолетнем возрасте
в жилое помещение в соответствующем статусе, регистрации по месту жительства в
нём, а также из последующего совместного проживания заявителя с собственником.
В период военной службы (с 1 августа 2003
г. по 23 марта 2014 г.) права Л. в качестве члена семьи собственника жилого
помещения охранялись ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, пп. 1 и 3 ст. 292 ГК РФ, пп. 1 и 11 ст.
15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым он не
только сохранял право пользования жилым помещением, но и мог требовать устранения
нарушения своих прав от любых лиц, включая собственника жилого помещения.
При этом заявитель принадлежащее ему право
пользования жилым помещением добровольно не прекращал, из жилого помещения в г.
Анапе установленным порядком не выселялся и с регистрационного учёта не
снимался.
Отказ в выплате военнослужащему денежных
средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, может быть обоснован
только отсутствием оснований,
предусмотренных ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной
системе жилищного обеспечения военнослужащих»
З. обратился в Читинский гарнизонный
военный суд с заявлением, в котором указал, что он проходил военную службу по
контракту, приказами начальника Пограничного управления Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю от 1 октября 2014 г. и
от 11 ноября этого же года был уволен с военной службы по достижении
предельного возраста пребывания на военной службе и исключён из списков личного
состава воинской части.
1 ноября 2014 г. З., как участник
программы НИС, обращался с рапортом к начальнику ПУ ФСБ России по
Забайкальскому краю с просьбой о выплате ему денежных средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения, однако решением указанного воинского
должностного лица от 3 ноября этого же года ему было отказано.
Начальник ПУ ФСБ России по Забайкальскому
краю в обоснование своего отказа указал, что З. и члены его семьи
зарегистрированы по месту жительства и проживают в жилом помещении,
расположенном в г. Сретенске и находящемся в его собственности, а поэтому
являются обеспеченными жилым помещением.
Суд, проанализировав фактические
обстоятельства дела, пришёл к выводу, что решение воинского должностного лица
об отказе в предоставлении заявителю спорных денежных средств ошибочно по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального
закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» выплата
денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения,
производится военнослужащим, участвовавшим в накопительно-ипотечной системе,
или членам их семей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения, а также участникам накопительно­-ипотечной
системы, указанным в п. 2 ст. 10 названного федерального закона.
Основанием возникновения права на
использование накоплений, учтённых на именном накопительном счёте участника,
является увольнение военнослужащего по достижении предельного возраста
пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которого
составляет 10 лет и более.
Общая продолжительность военной службы
заявителя в календарном исчислении составляет более 10 лет.
Как видно из копий паспортов граждан
Российской Федерации З., его супруги и сына, каждый из них в отдельности
зарегистрирован в <адрес>.
Согласно копии справки главы городского
поселения «Сретенское» Забайкальского края З. действительно проживает в
помещении, расположенном по адресу: <адрес>. При этом данное строение,
которым владеет З. на основании договора купли-продажи от 2 июля 1998 г., лишь
приспособлено для жилья, однако первоначально оно предназначалось для
использования в качестве нежилого помещения (учебного корпуса).
Как установлено из копии договора
купли-продажи от 2 июля 1998 г., зарегистрированного в Межрайонном бюро
технической инвентаризации (г. Сретенск), З. приобрёл у Сретенского
педагогического училища 1/4 долю учебного корпуса №
2 (общей площадью <> квадратного метра),
расположенного по адресу: <адрес>.
Из выписки из реестра объектов
технического учёта Краевого государственного унитарного предприятия
«Забайкальское БТИ» Сретенский филиал от 21 мая 2014 г. следует, что заявитель
З. является правообладателем указанного выше помещения, при этом его
наименованием в данном реестре значится «Учебный корпус № 2».
Согласно уведомлениям об отсутствии
информации в реестре объектов технического учёта от 21 мая 2014 г. З., его жена
и сын зарегистрированных прав на объекты жилого назначения на территории г.
Сретенска и Сретенского района Забайкальского края не имеют.
Из копии уведомления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии – филиала ФГБУ «ФКП
Росреестра» по Забайкальскому краю видно, что запрошенная информация о правах
З. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества в
соответствующем реестре отсутствует.
При таких обстоятельствах суд пришёл к
обоснованному выводу о том, что заявитель имеет право на предоставление ему
денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Так, согласно ч. 1 ст. 16 и ст. 18
Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом,
часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната; при этом право
собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат обязательной
государственной регистрации.
Между тем, как было достоверно установлено
в ходе судебного заседания, указанное выше помещение – учебный корпус,
принадлежащий З., ни к одной из перечисленных категорий, относящихся к жилым
помещениям, какого-либо отношения не имеет, что обоснованно подтверждается
фактом отсутствия соответствующих сведений о государственной регистрации
данного учебного корпуса как жилого помещения.
Пропуск срока для подачи рапорта о выплате
денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, не является
основанием для отказа в их выплате
Капитан С. оспорил в гарнизонный военный
суд отказ командира воинской части в приёме, организации работы по проверке
документов и принятии решения о выплате ему денежных средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения, просил признать его устное заявление в
феврале 2014 года о выплате указанных дополнений надлежащим обращением, а также
обязать командира воинской части повторно рассмотреть вопрос об их выплате.
Решением Новороссийского гарнизонного
военного суда признаны незаконными действия командира воинской части, связанные
с отказом в выплате С. дополнений.
В апелляционной жалобе представитель
командира воинской части просил решение суда отменить и принять новое – об
отказе в удовлетворении заявления, полагая, что у командования не имелось
оснований для принятия решения о выплате С. дополнений, поскольку за их
выплатой он обратился в ноябре 2014 года – после исключения из списков личного
состава воинской части.
Окружной военный суд признал решение суда
первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Установлено, что приказом руководителя
Службы ФСБ России от 9 декабря 2013 г. С., являющийся участником НИС, общая
продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, уволен с
военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом
командира воинской части от 24 февраля 2014 г. исключён из списков личного состава воинской части.
10 ноября 2014 г. С. обратился к командиру
воинской части с рапортом о выплате дополнений, однако в этом ему было отказано
на том основании, что данное обращение имело место уже после исключения из
списков личного состава воинской части.
В силу п. 1 ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Федерального
закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»
право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного
обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника НИС, возникает, в
частности, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными
мероприятиями военнослужащего – участника НИС, общая продолжительность военной
службы которого составляет от 10 до 20 лет. Выплата этих денежных средств
производится федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным
законом предусмотрена военная служба, в трёхмесячный срок начиная со дня
поступления в соответствующий федеральный орган заявления в письменной форме от
участника НИС. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
2005 г. № 686, изданным во исполнение названного Федерального закона,
утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного
обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих
накопления для жилищного обеспечения. Целью Правил является конкретизация норм
названного федерального закона для выполнения необходимых административных
процедур по перечислению дополнений.
В соответствии с пп. 7, 9 Правил участник НИС подаёт рапорт о выплате дополнений до его
исключения из списков личного состава воинской части. При этом основаниями для
отказа в выплате дополнительных денежных средств являются: непредставление или
представление не в полном объёме установленных для выплаты дополнений документов;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Такого основания для отказа в выплате
дополнительных средств, как пропуск срока для подачи заявления (рапорта),
Правила не содержат, равно как не содержит подобного основания и Порядок
организации в органах федеральной службы безопасности работы по выплате
участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного
обеспечения, утверждённый приказом ФСБ России от 18 декабря 2007 г. № 726.
При таких обстоятельствах суд пришёл к
правильному выводу о том, что установленный оспариваемыми нормативными
положениями срок выплаты денежных средств, дополняющих накопления для жилищного
обеспечения, с момента поступления соответствующего заявления (рапорта)
участника НИС, к которому прилагаются соответствующие документы, требуется, в
частности, для выполнения необходимых административных процедур по перечислению
денежных средств, а несоблюдение порядка обращения за выплатой
дополнений не свидетельствует об утрате участником НИС права на получение
указанных денежных средств.
Данный вывод также следует из п. 10
Правил, предусматривающего возможность повторного обращения участника НИС с
рапортом о выплате дополнений после устранения причин, послуживших основанием
для отказа в их выплате.
0
0
0
0
Похожие вопросы
800 ₽
Вопрос решен
Земельное право
Готовы выделить долю в квартире или денежные средства
Необходимо составить аргументированное письмо в отдел опеки. Продажа земли. Долевая собственность, озвучен по телефону предварительно отказ. Готовы выделить долю в квартире или денежные средства. Опека считает, что дарение доли не может быть
, вопрос №4099274, Мария, г. Санкт-Петербург
Семейное право
И как мне добиться что бы хотя бы дали комнату в общежитии на время пока я не получу квартиру или не восстановлю старое жилье?
Здравствуйте! Я сирота, мне 20 лет. У меня такая проблема, я обращался в опеку о выдаче жилья но мне отказали так как на меня закреплён частный дом и говорят что бы я делал экспертизу о том что дом не жилой за 25 тыс рублей но таких денег у меня нет! Обращался в администрацию нашего населенного пункта о договоре найме комнаты в общежитии на время и там дали перечень документов и там тоже нужна эта справка. Что мне делать? И как мне добиться что бы хотя бы дали комнату в общежитии на время пока я не получу квартиру или не восстановлю старое жилье?
, вопрос №4099107, Егор, г. Владивосток
Исполнительное производство
Скажите есть ли статья или решения какое где супруге тагде как и мужу участнику снимают оресты и приостанавливают ИП
Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста я супруга военнослужищего на СВО у меня арестовали все счета и списали денежные средства. Скажите есть ли статья или решения какое где супруге тагде как и мужу участнику снимают оресты и приостанавливают ИП.
, вопрос №4098220, Мария, г. Москва
Семейное право
Могу ли я взять ипотеку на себя если не имею официального дохода?
Здравствуйте!Подскажите ,состою в бараке ,имею несовершеннолетнего ребёнка ,хочу взять семейную ипотеку. Могу ли я взять ипотеку на себя если не имею официального дохода ?
, вопрос №4097700, Екатерина, г. Новосибирск
Жилищное право
Могут ли дать дать 2 квартиры?
Здравствуйте, Квартира попала под реновацию с 2025-2028 год.. При этом в квартире прописаны 6 человек. (3-х комнатная) 55.4 квадратных метра.. Могут ли дать дать 2 квартиры ?) По 2-шке ?) В квартире живут жена, муж и 2 несовершеннолетних детей. Мама, брат, и племянник Но, муж не прописан.
, вопрос №4096983, Денис, г. Москва
Дата обновления страницы 12.04.2017