Все это — онлайн, с заботой о вас и по отличным ценам.
Роспотребнадзор и торговые автоматы в школах
Здравствуйте! Прошу вас помочь внести ясность по следующему вопросу:
Дело в том, что не так давно местное отделение Роспотребнадзора, ранее руководствовавшееся при утверждении перечня 7-м и 9-м приложениями СанПин 2.4.5. 2409-08, а также главой 2-ой технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» под влиянием областного управления изменило существующую схему допуска.
И теперь, ключевым ориентиром для них стал как раз таки п. 4.2. упомянутых выше санитарных правил и норм. Тот факт, что этот пункт подразумевает существенные ограничения в ассортименте товаров, разрешенных для реализации через торговые автоматы в школах (по сравнению с тем же приложением №9) в значительной степени осложняет предпринимательскую деятельность в данной сфере.
Отсюда возникает ряд резонных вопросов:
- Является ли пункт 4.2. СанПиН 2.4.5. 2409-08 определяющим, при составлении ассортиментного перечня и согласовании его с Роспотребнадзором?
- Нужно ли ориентироваться на него, или же все-таки на приложение 9 (рекомендуемый ассортимент для организации доп. питания)?
- И вообще, применим пункт 4.2. конкретно по отношению к автоматам по продаже готовой (покупной) продукции в школах или же все-таки здесь действуют иные нормы?
Здравствуйте, Илья!
Согласно Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.5.2409-08
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 1; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; Российская газета, 2008, N 153), направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее — образовательные учреждения).
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
1.4. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.
1.5. В организациях общественного питания образовательных учреждений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться приготовление блюд, их хранение и реализация. Использование их в иных целях не допускается.
1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и его территориальными органами.
Т.е. если Ваше юридическое лицо (ИП) не занимается организацией горячего питания, а просто занимается установкой вендинговых аппаратов с продукцией, СанПиН 2.4.5.2409-08 не обязателен для примененения.
Здравствуйте, согласно Приказа Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»
п. 16. В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов. В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:
— молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующее особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в асептической упаковке, массой нетто до 250 г;
— стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C);
— творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25 °C), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек;
— вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л;
— напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л;
— соки и нектары фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.
Указанный же вами п. 4.2 СанПиН 2.4.5. 2409-08 регламентирует лишь размер тары, в которой могут продаваться обозначенные в нем продукты и не является перечнем.
Илья, добрый вечер! Согласно п. 4.2 СанПин 2.4.5. 2409-08
Через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.
Т.е. установлены обязательные требования к объему упаковки для определенных продуктов и условиям хранения для случаев реализации указанных продуктов через автоматы. Что касается приложения 9 к СанПину то он носит рекомендательный характер
В случае если РПН будет настаивать на своих требованиях — обжалуйте их в судебном порядке добившись получения письменного документа. Если вы ИП или ООО — в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ
ст. 198
Граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Спасибо, Андрей! Подскажите, можно ли в данной ситуации сослаться на статью 15 пункт 1.2 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" («необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам») ?
И имеет ли смысл обращение в УФАС?
в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам»)? И имеет ли смысл обращение в УФАС?
Илья
Илья, да п. 2 ст. 15 135-ФЗ тут вполне подходит к вашей ситуации
2) необоснованное препятствование осуществлению
деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления
не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
следовательно есть и основание для обращения в Вологоцкое УФАС
ст. 39 135-ФЗ
2.Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки
нарушения антимонопольного законодательства (далее — заявление);
В прошлом году в 135-ФЗ был внесен ряд изменений и теперь том числе по делам, связанным с нарушением ст. 15 135-ФЗ до возбуждения дела в обязательном порядке выдается предупреждение. Это несколько продлит процесс рассмотрения, но тем обратится в УФАС стоит
ст. 39.1
2. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10,статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
3. Выдача предупреждения в период рассмотрения дела о нарушении
антимонопольного законодательства осуществляется комиссией по
рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в
случае, если при рассмотрении такого дела установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона, которые не были известны на момент возбуждения такого дела.
здравствуйте. Согласен с коллегами по вопросу применения п 4.2 санпин. Вам он только тару ограничивает. Причем на молоко или воду.
На счет жалобы в ФАС — имеете право подать конечно но думаю именно ограничением конкуренции это не признают. Суть в том что эти требования скорее всего рпн распространил на всех кто занимается такой деятельностью. Но проверка лишней не будет, а там по итогам. Хотя в разных регионах бывает что рпн по разному относиться к одним и тем же вопросам. Особенно касается вопросов с детьми или питанием.
Роспотребнадзор именно письмом может и не запрещать вам ничего а сразу попробует дать предписание об исправлении, вот его надо будет обжаловать в арб суд. (если попробуют сделать штрафы то тоже, но в район суд)
Обратите внимание — в такой ситуации чтобы не подкопались — автоматы должны соблюдать принципы хассп. Ваша деятельность больше тех регламентом регулируется, тр тс 021 и так же тех регламент на продукцию для детей и подростков. Хранение, качество и т.д. Санпины обязательны конечно но под автоматы как таковые их просто нет
Спасибо! Такой вопрос, местное отделение РПН сейчас играет в волейбол с областным, но пока что подача ушла в сторону центрального Московского управления. Мол, за разъяснениями туда. Есть ли вообще смысл писать к ним обращение?
вы наверное имеете в виду федеральный рпн, на вадковском переулке который нпходиться (московское управление надзирает только за Москвой и такие разъяснения давать не имеет права). Писать стоит однозначно. Толкование санпин имеют права давать только они. Причем если будет в вашу пользу в суде это сыграет вам на руку.
Странно что местные не могут договориться с областным, это одно управление, местные подчиняются областному строго говоря
Спасибо за ответ! Эдуард, хотел бы уточнить, а какие нормы, регламенты в контексте поднятой проблемы (составление и согласование ассортиментного перечня) будут иметь статус именно требования, обязательного для следования/исполнения?
Ведь, насколько я понимаю, Роспотребнадзор может попытаться и в дальнейшем обыграть ситуацию подобным образом, выдавая отказы на основе документов, имеющих статус рекомендаций.
Если будет создан СанПин который бы регулировал требования к ассортименту продажи товаров именно на территории школы (сейчас запрещены к продажи алкоголь и сигареты), то тогда оно будет обязательно к исполнению.